15.12.2007
Новое предложение ЕС и США об ограничении права выбора развивающимися странами промышленных товаров, которые они хотели бы оградить от снижения тарифов в соответствии с решениями Раунда Доха, на прошлой неделе натолкнулось на серьезное противодействие со стороны таких стран, как Бразилия, Китая, Индия. Это привело к углублению имеющихся разногласий на этих и без того не простых переговорах.
Предметом разногласий является вопрос о том, до какой степени развивающиеся страны могут воспользоваться своим правом снижать тарифы на отдельные промышленные товары на меньшую величину или даже полностью вывести некоторые виды товаров из-под либерализации. В результате этого неофициального предложения, которое было сделано 5 декабря, развивающиеся страны не смогут применить свое право на использование исключений только на одну товарную категорию, например, на автомобили. Данное предложение противоречит высказываемым в последнее время другими членами ВТО требованиям о расширении прав на использовании указанных исключений.
В соответствии с условиями проекта соглашения, опубликованного в июле Председателем переговорного комитета ВТО, развивающимся будет разрешено снижать тарифы для 10% тарифных позиций вполовину от общей величины снижения (при условии, что это положение будет распространяться не более чем на 10 процентов от общего объема импорта промышленной продукции). Или им будет разрешено оставить без изменения 5 процентов тарифных позиций (но не выше 5% от общей суммы импорта).
В тексте документа, подготовленного руководителем Канадской торговой делегации Доном Стефенсоном, содержится одна «анти-концентрационная» мера. Развивающимся странам не разрешается исключать из требования о снижении тарифов всю главу в целом по товарной классификации Гармонизированной системы описания и кодировки товаров (ГС), которая применяется многими странами для установления тарифов на товарную продукцию. По мнению участников переговоров, выполнить это требование можно простым исключением одной позиции из десятков или сотен тарифных позиций в определенной главе ГС (например, по воздушными или морским судам).
Вместо этого, ЕС и США предложили вариант с более жесткими ограничениями. В рамках ГС, каждая глава классифицируется под отдельным четырехзначным заголовком. Далее следуют шестизначные или восьмизначные подзаголовки, дающие более подробное описание товаров. В соответствии с этим предложением, странам будет установлен лимит в рамках данного заголовка: половина товаров, отнесенных к шестизначному подзаголовку или любое сочетание тарифных позиций, на которые будет приходиться половина общего объема импорта по данному подзаголовку.
По мнению участников переговоров, указанное предложение ЕС и США обусловлено возможным сокращением доступа этих стран на рынки автомобильной продукции. По словам одного делегата, все дорожные транспортные средства от велосипедов и тракторов до легковых и грузовых автомобилей и автомобильных запчастей относятся к единой главе ГС, и на них приходится довольно скромное количество тарифных позиций. В отличие от этого, текстиль и одежда относятся к целому ряду глав и сотням тарифных позиций. Документом Стефенсона вводится лишь ограничение на долю общего объема импорта, исключаемого из положения о сокращении тарифов. Выдвинутое ЕС и США предложение, посредством введения лимитов на объем импорта в рамках каждого четырехзначного заголовка ГС, позволит предотвратить использование странами своего права на исключение для защиты крупных торговых позиций от полномасштабной либерализации.
На состоявшемся 5 декабря заседании переговорного комитета представитель Китая охарактеризовал данное предложение как «неприятное и отвратительное». Он было также отвергнуто Бразилией и Индией. Эти и другие страны требовали расширения перечня товаров (по сравнению с предложением Стефенсона), тарифы на которые будут снижаться на меньшую величину или не будут снижаться вообще (см. еженедельник «Мосты», 12 октября 2007 г . http://trade.ecoaccord.org/news/wto/2007/1007.htm) Даже Чили, одна из развивающихся стран, которая была удовлетворена приведенными в тексте цифрами, выразила неудовлетворенность выдвинутым предложением о мерах противодействия «концентрации».
По словам одного из участников переговоров, появление на данном этапе такого документа является ошибкой, поскольку цель этого предложения - кардинальный пересмотр порядка применения исключений о снижении тарифов.
Хотя промышленные страны в целом возражали против расширения перечня исключений по сравнению с текстом Стефенсона, ни один представитель этих стран не поддержал предложение ЕС-США.
Вопрос использования тарифных исключений вызвал не менее жаркие дебаты и на переговорах по торговле сельскохозяйственной продукцией. Представитель бразильского правительства отметил, что не существует ограничений на чувствительную сельскохозяйственную продукцию, которую развитые (и развивающиеся) страны смогут защитить от полномасштабного действия тарифных сокращений (см. еженедельник «Мосты», 2 ноября 2007 г . http :// trade . ecoaccord . org / news / wto /2007/1101. htm ). Однако для таких товарных категорий странам придется увеличивать тарифные квоты.
Канадой, ЕС, Исландией, Японией, Новой Зеландией, Норвегией, Швейцарией и США был представлен отдельный документ, содержание которого в очередной раз высветило основные разногласия переговоров. В документе выражается поддержка варианту соглашения, в основе которого лежит формула и особые условия снижения тарифов, представленного Стефенсоном в июле 2007 г .
Однако данный текст подвергся критике со стороны группы НАМА-11 (в которую входят такие страны, как Аргентина, Бразилия, Индия, Южная Африка) за наличие слишком жестких требований к развивающимся странам и слишком мягких - к развитым странам. Утверждается также, что эти требования они никак не соотносятся с предложениями по изменению размеров субсидирования сельскохозяйственных производителей, предложенных в смежном проекте соглашения по торговле сельскохозяйственной продукцией.
В основе значительной части разногласий лежит интерпретация мандата «неполной взаимности при принятии обязательств по сокращению тарифов» развивающимися странами. Из подготовленного Стефенсоном документа следует, что страны-члены ВТО могли бы согласовать предельный размер тарифных ставок для развитых стран на уровне 8-9 процентов, а для развивающихся стран на уровне 19-23 процентов, при этом предполагается, что пошлины будут соответственно снижаться по всем группам товаров. По мнению группы НАМА-11, в результате применения указанной формулы развивающимся странам придется снижать свои связанные максимальные ставки тарифов примерно наполовину, а это значительно больше того снижения, которое придется производить развитым странам. В ответ на это представители развитых стран утверждают, что развитые страны произведут относительно скромные сокращения применяемых тарифов, поэтому после завершения Раунда Доха размер максимальных пошлин будет у них значительно выше.
«Не существует формул, которые бы позволили предсказать исход переговорного процесса», - говорится в совместном документе. Восемь стран, подписавших данный документ, будут рассматривать целый комплекс критериев, включая такие меры, как ликвидация тарифных пиков, снижение ставок применяемых пошлин, числа товаров, по которым будут снижаться ставки применяемых пошлин, снижение размеров связанных пошлин, участие в отраслевых программах либерализации торговли.
«Требования о расширении в целом сферы применения особых условий сокращения тарифов не имеют под собой оснований», - говорится далее в документе. Отмечается, что наличие особых условий сокращения тарифов повышает уровень неопределенности, ведет к сохранению высоких тарифов. «Предложения отдельных членов ВТО расширить сферу применения особых условий сокращения тарифов в связи с их членством в таможенных союзах вызывает серьезную озабоченность системного характера», - говорится в документе, в котором цитируется недавнее обращение стран Африки и Латиноамериканской зоны свободной торговли (Меркосур). «Наличие таких предложений означает, что региональные соглашения имеют приоритет по сравнению с системой многосторонней торговли», - говорится в документе, авторы которого считают такой подход просто неприемлемым.
Аргентина и Бразилия утверждают, что для сохранения размера общей внешней пошлины, которая действует в Меркосур, им необходимо защитить 16 процентов своей товарной продукции от действия общей формулы сокращения тарифов и без наличия ограничений на объем импорта. С просьбой предоставить ей особые условия обратилась и Южная Африка, которой необходимо защитить сельскохозяйственных производителей своих более бедных партнеров по таможенному союзу от резкого сокращения таможенных пошлин. Поскольку Южноафриканский таможенный союз существует уже длительное время - он был создан еще до образования ЕС - то члены ВТО отнеслись к предложению Южной Африки более благосклонно.
В новом документе есть краткая ссылка на необходимость удовлетворения конкретных потребностей развивающихся стран: « можно согласовать целенаправленные и конкретные предложения, при условии, что для сохранения баланса интересов в результате применения параметров пересмотренного текста, будут предложены прозрачные компенсационные механизмы».
Группа НАМА-11 высказалась критически в адрес данного документа. Утверждается, что в этом документе не содержится ничего нового. Группа призвала Стефенсона учесть замечания всех заинтересованных сторон при доработке текста проекта соглашения, публикация которого ожидается в конце января.
Представитель Коста-Рики также отметил, что отдельные развивающиеся страны не поддерживают расширение сферы применения особых условий сокращения тарифных ставок.
Источник: еженедельник «Мосты» № 43, 15 декабря 2007 г . по материалам МЦТУР