10.03.2008
В то время как члены ВТО готовятся к новой попытке достичь соглашения в рамках «долгоиграющих» торговых переговоров Раунда Доха, беднейшие страны мира выставили свой общий список приоритетов для глобального торгового соглашения.
Министры торговли Группы наименее развитых стран (НРС) провели 2-29 февраля встречу в Масеру (Лесото), пытаясь продвинуть свои интересы в случае, если нынешняя попытка добиться соглашения в ВТО окажется успешным.
Основным проблемным вопросом для НРС был доступ их экспортных товаров к зарубежным рынкам: как с точки зрения расширения доступа к рынкам развитых и развивающихся стран, так и с точки зрения минимизации последствий эрозии торговых преференций, которыми в настоявшее время пользуется весьма ограниченный перечень их экспортных товаров. Кроме того, значительное внимание было уделено реформе субсидий для хлопка в богатых странах, защите от резкого роста импорта сельскохозяйственных продуктов, биопиратству, а также необходимости приступить к предоставлению уже обещанной помощи, связанной с торговлей.
В соответствии с определением ООН к наименее развитым странам относятся страны, которые одновременно обладают низким уровнем общего национального дохода (обычно менее 750 долларов на душу населения), низким уровнем образования и здравоохранения, а также высокой уязвимостью перед лицом экономических шоков и стихийных бедствий.
Как ни удивительно, но беднейшие страны мира одновременно являются сравнительно дорогими для ведения бизнеса. Слаборазвитая инфраструктура и другие ограничения на стороне предложения означают, что компаниям дешевле размещать свои предприятия в Китае или в других странах, где производственные издержки ниже. Несмотря на разнообразные схемы торговых преференций на основных рынках, на долю пятидесяти НРС приходится лишь минимальная часть объема мировой торговли – она не превышает даже одной сотой.
Тем не менее, многие НРС включили торговлю в свои стратегии развития в качестве одного из компонентов, который позволит им выйти за рамки узких внутренних рынков. Группа НРС включает 32 страны из 152 членов ВТО, а еще 10 стран находятся в процессе присоединения к ВТО, так что глобальная торговая организация не может их игнорировать. Несмотря на серьезные ограничения, связанные с их участием в переговорах ВТО (даже если НРС имеют торговые представительства в Женеве, они работают с крайним перенапряжением), эта группа умело усиливает свое влияние.
По мнению многих опытных торговых обозревателей, которые присутствовали на конференции, включая и генерального директора ВТО Паскаля Лами, Декларация Масеру, принятая министрами в Лесото, стала последним проявлением такой активности.
Декларация определяет несколько конкретных желательных результатов переговоров, исходя из текущего состояния переговоров Раунда Доха, в которых наблюдался определенный прогресс, но с конца прошлого года все еще не достигнут прорыв, который позволил бы прийти к соглашению. Хотя от НРС в рамках раунда Доха не будут требовать сокращения тарифов или субсидий (что выводит их за рамки основных компромиссов, которые сейчас являются предметом обсуждения), эта группа определила ряд своих целей.
Например, в 2005 г . члены ВТО договорились, что развитые страны должны устранить все тарифы и квоты для 97% экспортных товаров НРС и призывали распространить эти льготы на все продукты. В то же время, НРС отмечали, что этих остающихся 3% будет достаточно, чтобы покрыть те немногие конкурентоспособные товары, которые они могут производить.
В Декларации Масеру группа НРС призвала богатые страны обеспечить «коммерчески содержательный» неограниченный доступ к рынкам по меньшей мере для 97% продуктов из всех НРС к концу 2008 года. Они потребовали от развитых стран определить остающиеся 3% в своих проектах обязательств (которые должны быть представлены к концу текущего года) и отменить пошлины и квоты на них к концу периода реализации соглашений Раунда Доха.
НРС подчеркивают, что номинально неограниченный доступ не будет иметь особого смысла, если он не будет сопровождаться применением упрощенных правил происхождения, которые будут определять, какая часть добавленной стоимости продукта должна быть произведена в НРС, чтобы продукт мог получить неограниченный доступ. НРС потребовали от членов ВТО взять за основу новых правил происхождения сформулированные из группой предложения, что должно облегчить определение происхождения товаров из этих стран.
НРС представляют из себя весьма неоднородную группу, однако, их совместное требование обеспечить свободный от квот и пошлин доступ для продуктов из всех НРС продемонстрировало, насколько успешно эта группа смогла примирить различные интересы и выработать общую повестку дня.
Некоторые НРС не заинтересованы в таком доступе – попросту в силу того, что не производят никаких экспортных товаров (за исключением нефти или других полезных ископаемых, которые и без того не сталкиваются с торговыми барьерами). Другие страны, особенно в Африке, и без того пользуются привилегированным доступом на рынки США (кроме того, все НРС уже получили практически неограниченный доступ на рынки ЕС). Экспорт текстильных товаров из этих стран может пострадать, если Вашингтон расширит неограниченный доступ к рынкам для таких азиатских НРС, как Бангладеш и Камбоджа.
Официальным представителям НРС потребуется преодолеть разногласия, прежде чем они согласуют вопрос о возможности разрешить правительствам продавать продовольственную помощь, чтобы получить средства на расходы, которые они считают целесообразными.
Хлопок – «человеческое лицо» раунда Доха
В отношении других вопросов НРС с такими дилеммами не сталкиваются. Это относится и к требованию Декларации Масеру, чтобы все НРС обладали «полным доступом» к сельскохозяйственному механизму особой защиты для разрешения проблем, связанных с резким ростом импорта и падением цен. В отличие от возможных вариантов, представленных в февральском проекте соглашения председателя переговорного комитета по сельскому хозяйству, по мнению НРС, не следует устанавливать потолок для уровня дополнительных тарифов в целях смягчения последствий резкого роста импорта.
НРС также призвали к быстрому и глубокому сокращению хлопковых субсидий богатых стран, а также к предоставлению помощи производителям хлопка из НРС, на чьи источники средств к существованию оказывают влияние искажения, вызываемые многомиллиардными выплатами в развитых странах. Этот вопрос, который подняли четыре страны Западной Африки, стал для НРС объединяющей идеей. Как заявила на встрече в Масеру Дебаприя Бхаттачарая, посол Бангладеш в ВТО, – «По нашему мнению, хлопок остается человеческим лицом Раунда Доха». Она заявила также, что раунд Доха невозможно будет завершить без удовлетворительного разрешения проблемы хлопка.
По сообщениям источников, в ходе проходивших на прошлой неделе неформальных переговоров и в Женеве, и в Масеру, официальные представители США более четко указали, что Вашингтон мог бы согласиться на более высокие по сравнению со стандартными требования сокращения субсидий для хлопка. В то же время, они отметили, что это может произойти только после согласования общего рамочного соглашения по сокращению тарифов и субсидий. Кроме того, они не высказывали конкретных предложений по возможной глубине таких сокращений. Хлопковая промышленность США высказывалась против математической формулы, предложенной так называемой «хлопковой четверкой», которая подразумевает, что субсидии для хлопка должны подвергаться значительным сокращениям даже при умеренном сокращении общего уровня сельскохозяйственных субсидий.
Эрозия преференций – основная проблема
Хотя позицию НРС по хлопку без оговорок поддержали развивающиеся страны, не относящиеся к этой группе, некоторые из других требований группы НРС могут оказать влияние на торговые интересы развивающихся стран, что потенциально может сделать эти предложения спорными.
В частности, «торговые решения» для разрешения проблемы эрозии преференций в соглашении по модальностям по сельскому хозяйству и по доступу к рынкам промышленных товаров (НАМА) предусматривают либо более низкие показатели сокращения тарифов на определенные продукты, или же продленные периоды реализации для выполнения требований к сокращению тарифов. Оба варианта означают сокращение торговых возможностей для более конкурентоспособных экспортеров. Некоторые из этих конкурентоспособных экспортеров ранее уже предлагали, что проблему эрозии преференций лучше всего можно было бы разрешить при помощи «неторговых решений», таких как предоставление помощи рабочим в затронутых действием данных мер секторах и странах.
НРС просят США и ЕС предоставить им возможность продления периода сокращения тарифов на определенные продукты (главным образом текстиль и одежду) на 15 лет, что примерно втрое превышает стандартный период. Это удлинит период, в течение которого экспортные товары НРС на этих рынках (предположительно пользующиеся беспошлинным доступом) получат реальные преимущества по сравнению с продукцией из других стран мира.
Многие НРС также предупреждают, что инициативы по либерализации отдельных секторов в рамках переговоров по промышленным товарам создают опасность полной ликвидации льгот, которыми в настоящее время пользуются экспортные продукты из НРС. Обсуждаемая в настоящее время отмена тарифов на рыбу и рыбные продукты может оказать разрушительное воздействие на некоторые прибрежные НРС. В Декларации Масеру отмечается, что «отраслевые инициативы в переговорах НАМА не должны повредить экспортным интересам НРС из-за эрозии их преференций».
В переговорах по сельскому хозяйству некоторые страны Латинской Америки требовали глубокого сокращения тарифов на некоторые из тех тропических продуктов (как сахар и бананы), для которых страны Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейнов в течение длительного времени получали торговые преференции. Они столкнулись с активным противодействием со стороны группы АКТ, в состав которой входят многие НРС, а также со стороны ЕС, который эти преференции предоставляет.
Совершенно очевидно, что несмотря на многочисленные декларации о политической солидарности и общих целях НРС и развивающихся стран, которые к этой группе не относятся (именно в последней группе стран больше всего жителей, которые живут за чертой бедности в 2 доллара в день), интересы этих двух групп все же отличаются, когда речь заходит о доступе к рынкам.
Например, так как НРС пользуются свободным от пошлин и квот доступом к рынкам развитых стран, то им выгоднее, чтобы богатые страны не проводили глубокого сокращения своих тарифов, поскольку при этом продукты из других промышленно развитых и развивающихся стран будут относительно дороже. Более того, НРС выгодно существенное сокращение тарифов развивающимися странами (по меньшей мере, теми из них, которые решат не предоставлять экспортным товарам из НРС свободного от квот и пошлин доступа к своим рынкам).
Питер Мандельсон, торговый комиссар ЕС, прямо указал на это обстоятельство, выступая 29 февраля перед министрами на встрече в Масеру. Он заявил, что НРС получат поддержку со стороны ЕС «по очень многим вопросам», подчеркнув, что требования Брюсселя по глубокому сокращению тарифов на промышленные товары нацелены на такие развивающиеся страны, как Бразилия, Китай, Индия и ЮАР, а не на НРС. По его словам, эти требования приведут к снижению барьеров для торговли в направлении Юг-Юг, открывая для «наименее развитых стран новые плацдармы на растущих рынках быстро развивающихся стран».
Однако в Декларации Масеру утверждается, что для развивающихся стран, входящих в таможенные союзы с НРС, следует «особо рассмотреть» вопрос об обязательствах по сокращению тарифов. В противном случае, например, если от ЮАР потребуют резкого сокращения тарифов, то Лесото (как члену Южноафриканского таможенного союза) придется согласиться на аналогичные сокращения, или же общий внешний тариф союза окажется под угрозой.
Министры НРС также призвали предоставить им дополнительную техническую помощь, включая незамедлительные меры для приведения в действие «Расширенной интегрированной структурной основы» и инициативы ВТО по помощи для торговли.
В своем выступлении на встрече в Масеру Паскаль Лами, генеральный директор ВТО, заявил, что «особые приоритеты НРС теперь хорошо известны всем». По его словам, НРС вместе с союзниками из блока АКТ и Африканской группы потребуется защитить свою позицию на переговорах.
Лами добавил также, что усиление влияния НРС на переговорах означает, что вопрос о свободном от пошлин и квот доступе к рынкам станет одним из компонентов Раунда Доха, если этот раунд удастся успешно завершить.
То же можно сказать и о многих других пунктах Декларации Масеру: чтобы она стала чем-то большим, чем просто список приоритетов, всем членам ВТО потребуется добиться соглашения.
Источник: еженедельник «Мосты» № 8, 10 марта 2008 г . по сообщениям ICTSD