02.02.2008
Некоторые из ведущих экономически развитых стран мира вновь призвали ускорить достижение соглашения в ходе затянувшихся переговоров раунда Доха, и на этот раз их основным мотивом является растущая обеспокоенность состоянием мировой экономики.
26 января в швейцарском альпийском курортном местечке Давос встретились министры торговли США, ЕС, Бразилии, Индии и 12 других стран. Они предложили провести в марте–апреле «мини–министерскую встречу», чтобы достичь рамочной договоренности по сокращению тарифов и сельскохозяйственных субсидий, которая поможет завершению трудно продвигающихся переговоров до конца текущего года.
Как сообщила агентству «Рейтер» представитель принимающей стороны, министр экономики Швейцарии Дорис Лойтар, такие сроки предложил Паскаль Лами, Генеральный директор ВТО, и они были одобрены всеми присутствующими.
Переговоры по достижению соглашения о модальностях (формате переговоров) должны получить новый импульс в начале февраля. К этому времени председатели переговорных комитетов ВТО предоставят участникам торговых переговоров в Женеве обновленные варианты проектов соглашений: в первую очередь, по сельскому хозяйству, а затем – по промышленным товарам.
После обсуждения в соответствующих комитетах эти тексты (если они окажутся приемлемыми, что далеко не очевидно) станут основой для так называемого горизонтального процесса переговоров, в ходе которого представители при ВТО и высшие должностные лица в сфере торговли будут добиваться компромиссов между этими двумя секторами. Если правительства смогут добиться достаточного сближения своих позиций, состоится министерская встреча, в ходе которой будет принято окончательное решение по наиболее спорным показателям – будущим уровням субсидий и тарифов.
Питер Мандельсон, торговый комиссар ЕС, заявил на встрече в Давосе: «Мы договорились, что для успешного завершения раунда переговоры необходимо закончить в этом году. Это необходимо сделать, пока у власти в США остается президент Буш. Но если мы хотим добиться соглашения в такие сроки, то это подразумевает необходимость прорыва, что могут сделать только министры – к Пасхе или около того». Однако Саймон Крин, министр торговли Австралии, напомнил, что проведение мини–министерской встречи будет зависеть от того, появятся ли признаки сближения позиций правительств.
Учитывая длинный список не выполненных ранее предельных сроков, официальные торговые представители теперь предпочитают обсуждать не конкретные даты и календарные планы, а указывать в качестве ориентиров время года или религиозные праздники (в этом году католическая Пасха приходится на 23 марта).
Предполагается, что все члены ВТО примут участие в обсуждении предстоящего переговорного процесса на встрече Комитета по торговым переговорам 31 января. Официальные представители некоторых малых стран в частном порядке выказывали озабоченность тем, что горизонтальные переговоры по проектам соглашений, проходящие в форме «встреч в зеленой комнате» (в них принимают участие только приглашенные стороны), могут оказаться недостаточно представительными и транспарентными. Некоторые делегации предположили, что новые тексты понадобится доработать перед началом горизонтального процесса поиска компромиссов, против чего активно возражает ЕС.
Заявления министров в поддержку раунда Доха уже превратились в ежегодную традицию Всемирного экономического форума в Давосе, правда, с минимальной реальной отдачей. Тем не менее, нынешняя лихорадка на глобальных финансовых рынках и ожидания спада в США внесли свой вклад в осознание неотложности заключения соглашения.
Селсу Аморим, министр иностранных дел Бразилии, заявил, что возможность, о которой он говорил год назад, сейчас превращается в необходимость заключения соглашения раунда Доха. Отмечая нестабильность на финансовых рынках, которая стала результатом ипотечного кризиса в США, он выразил надежду, что «настал момент, который должен убедить нас в необходимости сделать это незамедлительно».
Ему вторит и Камаль Натх, министр торговли Индии: «На фоне печального состояния экономики развитых стран, завершение текущего раунда даст глобальной экономике мощный толчок к росту».
Существуют два различных подхода к оценке влияния кризисов в экономике на торговые переговоры. Сторонники одного из них утверждают, что переговоры раунда Доха, которые начались в обстановке неопределенности спустя всего два месяца после террористических актов 11 сентября 2001 года, продвигались вяло именно из-за здорового состояния мировой экономики. Правительства не ощущали реальной потребности идти на компромисс, так как объемы торговли росли быстро даже при отсутствии прогресса на переговорах. С другой стороны, сторонники противоположной точки зрения утверждают, что опасения, связанные с возможным экономическим спадом, лишь усилят нежелание законодателей США рассматривать вопрос о политически трудных уступках по сельскохозяйственным субсидиям и тарифам на промышленные товары.
Сьюзен Шваб, торговый представитель США, на встрече в Давосе утверждала, что Вашингтон сохраняет приверженность делу многосторонних торговых переговоров. Ранее на этой неделе президент Буш в своем последнем ежегодном послании о положении страны отметил важность раунда Доха.
Селсу Аморим (Бразилия) заявил, что «разногласия не столь велики, а что касается численных показателей, то они подчас важны политически, а не экономически». Однако чтобы соглашение стало возможным, от стран все же потребуются новые уступки. Несмотря на оптимистическую риторику на встречах в ходе Всемирного экономического форума, завуалированные намеки указывают на сохраняющиеся разногласия.
Как подчеркнул Селсу Аморим, новые проекты соглашений по сельскому хозяйству и по доступу к несельскохозяйственным рынкам должны быть сбалансированными. Это заявление содержит намек на критику в адрес предшествующего проекта соглашения по доступу к несельскохозяйственным рынкам, который был представлен в июле 2007 года. По мнению ряда стран, включая Бразилию, Индию и ЮАР, этот текст требует от развивающихся стран сократить предельные уровни связанных тарифов на промышленные товары более существенно по сравнению с развитыми странами; кроме того, его требования несоизмеримы с уровнем либерализации, который предусматривается в смежном проекте соглашения по сельскому хозяйству. Со своей стороны, США и ЕС утверждали, что менее значительные уступки со стороны развивающихся стран будут недостаточными.
Камаль Натх (Индия) призвал учесть «чувствительные» для его страны позиции: он неоднократно использовал этот термин, отмечая невозможность для Нью-Дели оставить сотни миллионов мелких сельхозпроизводителей Индии абсолютно незащищенными перед лицом международной конкуренции. США и другие экспортеры сельскохозяйственной продукции (включая и ряд развивающихся стран) упорно выступали против требований Индии, Индонезии и других членов группы G –33, добивающихся защиты некоторых сельскохозяйственных продуктов от требований по сокращению тарифов в результате раунда Доха.
По словам Камаля Натха, богатые страны должны быть заинтересованы в том, чтобы соглашение раунда Доха было благоприятным для развивающихся стран, поскольку развивающиеся страны стали сейчас важной движущей силой мировой экономики. По сообщению агентства новостей «Интер Пресс Сервис», он заявил: «Результаты раунда должны обеспечить здоровую экономику стран Азии, Африки, Тихоокеанского бассейна и Латинской Америки, потому что это курица, несущая золотые яйца».
Хотя некоторые министры, включая Дорис Лойтар (Швейцария), и предполагали, что раунд Доха «впадет в спячку», если его не удастся завершить в этом году, завершение раунда в 2009 году также не исключается – так сообщил “Bridges” один из торговых дипломатов в Женеве. Он заметил: «В переговорах дела продвигаются со своей, особой скоростью, которая крайне невелика». Тем не менее, этот же источник видит некоторые основания для надежды, что заключение соглашения возможно уже в этом году. В прошлом «технические» переговоры, к которым приступали делегаты после провала очередных предельных сроков, характеризовались главным образом спорами, то в 2007 году на них отмечалось более примирительное настроение и наблюдался реальный прогресс по рутинным вопросам.
Выступая в Давосе, Рашид Мухаммед Рашид, министр торговли Египта, высказывался более пессимистично по сравнению со своими коллегами и подверг сомнению желание основных игроков, таких как США, Китай и Индия, добиться соглашения в раунде Доха. По сообщению агентства «Рейтер», он призвал к изменениям в переговорах для учета новых экономических условий, таких как рекордно высокие цены на продовольственные товары (Египет является нетто–импортером продовольствия).
Кроме того, Рашид Мухаммед Рашид подверг сомнению искренность ежегодных ритуальных заявлений правительств о необходимости завершить многосторонние переговоры, заявив, что «связанные с раундом Доха ожидания становятся все меньше и меньше: мы каждый год заявляем, что если этого не сделать, то весь мир рухнет, но мы этого не делаем и мир становится только лучше».
Источник : еженедельник « Мосты » № 3, 2 февраля 2008 г . по сообщениям ICTSD; “World economy fears prompt trade deal push,” REUTERS, 27 January 2008; “Trade powers eye new WTO push around Easter,” REUTERS, 26 January 2008; “WTO chief sees higher risk of US protectionism on recession worries,” XINHUA, 25 January 2008; “WTO ministers highlight necessity of concluding Doha Round in 2008,” XINHUA, 26 January 2008 ; “Developing countries insist on balance,” INTER PRESS SERVICE, 27 January 2008 .