05.10.2007
Переговоры раунда Доха по либерализации торговли промышленными товарами продолжают продвигаться с черепашьей скоростью, несмотря на предупреждение председателя переговорного комитета, что у членов ВТО остается крайне мало времени для достижения соглашения.
Основной причиной такого положения дел является тупиковая ситуация в обсуждении сокращения сельскохозяйственных субсидий и тарифов. 1 октября председатель переговорного комитета, посол Дон Стефенсон (Канада) сообщил делегатам, что многие члены ВТО проинформировали его о своем нежелании обсуждать возможные уступки по центральному вопросу (формула для расчета сокращения промышленных тарифов) пока они не удостоверятся, что в переговорах по сельскому хозяйству будет достигнут хотя бы некоторый реальный прогресс.
Сельское хозяйство едва ли можно назвать единственной проблемой: позиции стран по доступу к несельскохозяйственным рынкам по-прежнему разделяет глубокая пропасть. Это стало очевидно в июле, когда Стефенсон предложил проект документа с условиями потенциального компромисса. Такие члены ВТО как Бразилия, Индия, Аргентина и ЮАР заявили, что этот документ предъявляет к развивающимся странам несправедливо жесткие требования по сокращению тарифов (см. BRIDGES Weekly, 1 August 2007, http://www.ictsd.org/weekly/07-08-01/story2.htm ). С другой стороны, США и ЕС первоначально утверждали абсолютно противоположное - что развивающимся странам необходимо еще больше сократить свои тарифы (хотя сейчас они настоятельно рекомендуют своим торговым партнерам принять условия, изложенные в проекте соглашения).
В течение последних нескольких недель председатель переговорного комитета сосредоточился на менее спорных второстепенных вопросах переговоров. Еще только предстоит активное обсуждение формулы и элементов гибкости для развивающихся стран, позволяющих им защитить некоторые продукты от сокращения тарифов.
Одним из таких "второстепенных" вопросов является перечень продуктов, на которые будут распространяться меры по либерализации доступа к несельскохозяйственным рынкам. Определение "промышленного продукта" не столь очевидно, как это может показаться. Япония, например, относит пищевые водоросли к промышленным продуктам, в то время как остальные страны относят их к сельскохозяйственным. Швейцария классифицирует рыбные корма для скота как сельскохозяйственный продукт, хотя такие продукты из рыбы обычно относят к промышленным продуктам. Обе страны хотят сохранить эти отклонения, поскольку это позволит им в максимально возможной степени сохранить существующий уровень защиты. В то же время, по данным источников, другие страны не проявляют особого энтузиазма по поводу их требований об "исключениях", которые позволили бы этим странам сохранить существующий порядок вещей.
Стефенсон отметил дополнительные проявления гибкости по особому режиму для развивающихся стран, не относящихся к группе наименее развитых стран, у которых предельно допустимые связанные тарифы распространяются менее чем на 35% тарифных позиций для промышленных товаров. Эти 12 стран (так называемые "Страны параграфа 6" по номеру соответствующего раздела в переговорном мандате), к которым относятся Нигерия, Маврикий, Шри Ланка и Кения, были недовольны требованием в проекте соглашения, которое предусматривало для них связанные тарифы для 90% тарифных позиций на среднем уровне в 28,5%. По их мнению, связанные тарифы для них должны охватывать не более 70% тарифных позиций.
Существует еще одна группа стран, полагающих, что они имеют право на более мягкое сокращение тарифов по сравнению с другими в рамках раунда Доха - это недавно присоединившиеся члены ВТО. Они хотят получить компенсацию за существенные меры по либерализации, предпринятые ими в качестве условия для вступления в ВТО. По их мнению, такие сокращения тарифов привели к тому, что их связанные и реально используемые тарифы сейчас примерно одинаковы, а последующие серьезные сокращения поставят некоторые отрасли промышленности на грань выживания.
Требования по применению формулы для сокращения тарифов будут распространяться лишь на четыре страны их недавно присоединившихся к ВТО. Но одной из этих стран является Китай (вместе с Хорватией, Оманом и Тайванем). Поскольку Китай - это страна с огромным рынком и один из крупнейших экспортеров, остальные правительства с особой настороженностью относятся к идее предоставления недавно присоединившимся членам ВТО значительных элементов гибкости. Многие члены ВТО прохладно отнеслись к прошлым требованиям недавно присоединившихся членов ВТО об установлении коэффициента (а соответственно и потолка для будущих тарифов) в полтора раза выше чем для развивающихся стран в целом, о возможности полной или частичной защиты для большего числа тарифных позиций и о льготном периоде для перехода к сокращению тарифов.
На этой неделе группа недавно присоединившихся членов ВТО смягчила свою позицию, предложив "подход меню", в соответствии с которым они могли бы выбирать не более двух элементов гибкости, например, более высокий коэффициент и возможность применения половинной ставки стандартного сокращения для более 10% тарифных позиций, но при этом становится невозможным применение продленного периода реализации или льготного периода. Кроме того, они предлагают установить более высокий коэффициент как определенное число пунктов сверх показателя для всех развивающихся стран (этот показатель предстоит установить), а не как коэффициент-множитель.
Тем не менее, другие члены ВТО продолжают выражать "глубокую обеспокоенность" по поводу элементов гибкости, которых добиваются недавно присоединившиеся члены ВТО и некоторые из них уже заявили, что новое неформальное предложение также является неприемлемым.
На заседании переговорного комитета 1 октября обсуждался также проект официального документа по новому "ускоренному" механизму для оперативного посредничества в двусторонних спорах по нетарифным барьерам, влияющим на торговлю товарами. Это предложение (TN/MA/W/88) заслуживает внимания, поскольку оно получили широкую поддержку многих членов ВТО: его поддержали не только ЕС и члены группы NAMA-11 (которые часто радикально расходятся по другим вопросам), к числу спонсоров предложения относятся также Канада, Новая Зеландия, страны Африканской группы, Группа наименее развитых стран, Пакистан и Швейцария.
В этом предложении, которое впервые распространялось в июле, отмечалось, что нетарифные барьеры (такие как требования к маркировке для одежды) могут препятствовать использованию рыночных возможностей, которые могут появиться в результате сокращения тарифов. Соответственно, предлагается создать механизм для ускоренного рассмотрения нетарифных барьеров, чтобы помочь членам ВТО в поиске "взаимоприемлемых торговых решений, которые помогли бы и экспортерам, и импортерам."
Многие страны, которые поддерживают это предложение, ранее утверждали, что использование формального механизма рассмотрения споров в ВТО для разрешения разногласий по нетарифным барьерам требует значительных затрат и времени, а также не может использоваться для оперативного разрешения споров экспортерами, которые сталкиваются с такими барьерами (см. BRIDGES Weekly, 17 May 2006, http://www.ictsd.org/weekly/06-05-17/story6.htm ). По их мнению, посредничество могло бы помочь в устранении нетарифных барьеров без необходимости установления их законности или незаконности.
В документе предлагается многостадийный процесс, объяснения по которому предложил участникам заседания посол Индии. Сначала, на стадии вопросов и ответов, страны могут обсудить торговые проблемы, связанные с нетарифным барьером. Члены ВТО, к которым обращаются с запросом о посредничестве по конкретному нетарифному барьеру должны представить письменный ответ в течение 20 дней (хотя этот срок приводится в скобках, т.е. этот показатель подлежит уточнению). На последующих стадиях (в случае согласия обеих сторон) назначается посредник для разрешения спора. Очень важно, что в предложении отмечается, что процедуры должны завершиться в течение 60 дней с момента назначения посредника.
Спонсоры этого предложения не устают подчеркивать, что использование ускоренного механизма никоим образом не повлияет на возможность использования странами формальных механизмов для рассмотрения споров.
Хотя США и высказывали сомнения в необходимости нового механизма для разрешения разногласий, связанных с нетарифными барьерами, они представили свое модифицированное неформальное предложение, в котором предлагают 60 дней для первоначальной стадии уточнения вместо 20. По мнению источников, предложения США направлены на то, чтобы странам было легче остановить этот процесс.
Новая Зеландия отвергла предложение США, утверждая, что оно подрывает цель первоначального предложения. С аналогичными критическими замечаниями выступили также Пакистан и Венесуэла.
Стефенсон заявил, что он будет продолжать встречи с небольшими группами членов ВТО и надеется использовать их предложения для пересмотра проекта соглашения. Он добавил также, что реально у делегатов остается примерно месяц на предоставление предложений, поскольку без достижения соглашения по режимам в переговорах по доступу к несельскохозяйственным и сельскохозяйственным рынкам до конца текущего года, переговоры раунда Доха могут зайти в тупик. Среди торговых дипломатов широко распространено мнение, что шансы на достижение соглашения станут еще более призрачными по мере активизации предвыборной кампании в США в следующем году.
Источник: еженедельник «Мосты» № 33, 5 октября 2007 года по сообщениям МЦТУР