29.09.2007
Несмотря на достигнутый за последние три недели умеренный (хотя и редкий) прогресс в переговорах по сельскому хозяйству, не похоже, чтобы прорыв в переговорах раунда Доха был в пределах досягаемости.
Надежды на достижение соглашения получили на прошлой неделе новую подпитку, когда Джо Глаубер, руководитель делегации США на переговорах по сельскому хозяйству, предположил, что Вашингтон мог бы согласиться на ограничение своих искажающих торговлю выплат для сельхозпроизводителей в диапазоне от 13 до 16,4 млрд. долларов, т.е. в диапазоне возможного соглашения, предложенного в июле председателем переговорного комитета по сельскому хозяйству. Несколько стран долгое время настаивали, что уступки США в области субсидий необходимы, чтобы сделать возможным достижение соглашения в рамках раунда Доха.
Впоследствии должностные лица США постарались приуменьшить значимость этого заявления, утверждая, что оно подразумевается мнением США, что проект соглашения приемлем в качестве основы для переговоров. Тем не менее, замечания, высказанные на заседании переговорного комитета по сельскому хозяйству 19 сентября, стали наиболее четким сигналом, который когда-либо поступал из Вашингтона, что США могли бы согласиться с потолком расходов ниже уровня в 17 млрд. долларов, не говоря уже о величине в 22,5 млрд. долларов, которая указывается в официальном предложении США для ВТО.
Как заявил после этой встречи посол Крауфорд Фалконер (Новая Зеландия), председатель переговорного комитета по сельскому хозяйству: "Я никогда не слышал от них нечего подобного. Это уже немало."
Представители других стран, включая ЕС и Бразилию, с осторожным оптимизмом приветствовали возможный сдвиг в позиции США. Некоторые делегаты развивающихся стран отмечали, что в предложенном Фалконером проекте соглашения диапазон для субсидий весьма широк и что многое будет зависеть, от того, к какому показателю в пределах этого диапазона Вашингтон готов двигаться.
Кроме того, критически важную роль играют и уступки, которые Вашингтон хотел бы получить взамен, а также "обменный курс" для таких уступок, с которым будут готовы согласиться его торговые партнеры. Более того, даже если участники переговоров в ВТО смогут прийти к согласию по соглашению раунда Доха, остается далеко не очевидным, что непопулярная администрация президента Джорджа Буша сможет провести этого соглашение через Конгресс.
По сообщению агентства France Presse, Шон Спайсер, пресс-секретарь бюро торгового представителя США, заявил, что сдвиги в области субсидий потребуют, чтобы и другие "продвинулись вперед, чтобы обеспечить возможно более существенные результаты в области доступа к рынкам, что подразумевается в проектах документов по торговле сельскохозяйственными и промышленными товарами."
Несколько основных развивающихся стран выразили свой протест в связи с тем, что сокращения тарифов на промышленные товары, предложенные в проекте соглашения, подготовленного председателем, послом Доном Стефенсоном (Канада) являются слишком обременительными - по меньшей мере по сравнению с сельскохозяйственными реформами, предложенными в проекте соглашения по сельскому хозяйству, или даже по сравнению с требованиями по поводу промышленных тарифов богатых стран.
Как заявил один из участников переговоров по промышленным товарам, значение замечаний Глаубера в том, что они, похоже, являются признанием, что США должны двигаться в том направлении, "в котором, по мнению многих, им так или иначе необходимо двигаться." Тем не менее, по его мнению, они не "перешли от слов к действиям". После прохладного приема проекта соглашения, в дискуссиях по доступу к несельскохозяйственным рынкам избегали касаться основных проблем, связанных с формулой для сокращения тарифов и соответствующих исключений для развивающихся стран, ожидая продвижения в переговорах по сельскому хозяйству.
По мнению Фалконера, надежды на сближение по вопросам сельскохозяйственных субсидий и сокращения тарифов укрепились. В своей беседе с журналистами 21 сентября от заявил, что делегаты "ведут серьезные переговоры" и наконец-то прекратили "переговоры ради переговоров."
Сейчас у делегатов двухнедельный перерыв, чтобы провести двусторонние встречи, проконсультироваться со своими столицами и рассмотреть возможные пути для продвижения вперед. 8 октября Фалконер возобновит консультации, которые продлятся еще 2 недели.
Хотя члены ВТО и избегают обсуждения основных процентных показателей для сокращения сельскохозяйственных тарифов, они продолжают обсуждение другой части головоломки доступа к рынкам: различных исключений из стандартного тарифного режима - от "чувствительных" и "особых" продуктов, которые будут защищены от применения требований к сокращению тарифов в полном объеме и до "тропических продуктов", торговле которыми подлежит дополнительной либерализации. Для достижения компромисса потребуется сбалансировать интересы экспортеров с чувствительными позициями стран-импортеров.
В представленном Фалконером в июле проекте документа не было детальных положений по некоторым из этих исключений. Он отмечал, что хочет указать членам ВТО общее направление для дальнейших дискуссий, возможно, при помощи тематических рабочих документов. Предполагается, что во второй половине октября он представит пересмотренный вариант документа, в котором общие положения нынешнего проекта соглашения приобретут более конкретную форму.
В центре последних дискуссий были так называемые "консультации председателя в комнате E'" с 36 делегациями, представляющими широкий спектр коалиций и интересов на переговорах.
Кроме того, заметную роль играла и группа старших должностных лиц из восьми основных участников мировой торговли, которая проводила встречи для обсуждения различных вопросов, рассматриваемых в ходе переговоров. Эту группу расширили (утверждают, что по просьбе Индии) и включили в ее состав Китай, Индонезию, ЮАР и Ямайку. После включения четырех развивающихся стран, "группу 8" (в которую ранее входили Аргентина, Австралия, Бразилия, Канада, ЕС, Индия, Япония и США) теперь некоторые должностные лица называют "группой 12." Полагают, что эта группа не принимает существенных политических решений, а определяют вопросы для дальнейшего уточнения и технической доработки, параллельно с процессом встреч в "комнате E." Источники, знакомые с работой этой группы, утверждают, что ее участники соблюдают "правила игры" - пока по какому-либо вопросу не достигнуто полное согласие, они не передают этот вопрос Фалконеру для рассмотрения.
Возникновение еще одной небольшой, эксклюзивной и влиятельной группы членов ВТО вызвало у некоторых делегаций озабоченность по поводу прозрачности и инклюзивности в ВТО, хотя эту озабоченность несколько рассеяло расширение группы. Другие утверждали, что Г-12 готова включить в свой состав и другие страны в случае необходимости.
Различия в позициях членов ВТО проявились в проходивших на прошлой неделе переговорах по "механизму особой защиты", который должен позволить развивающимся странам проводить временное повышение тарифов сверх установленного потолка для связанных тарифов в качестве защитной меры при резком увеличения импорта.
Экспортеры сельскохозяйственной продукции из числа развитых и развивающихся стран, включая США, Канаду, Австралию, Аргентину, Таиланд и Малайзию, хотят ограничить масштабы применения этого механизма, опасаясь ограничения чвоих экспортных возможностей. А вот Г-33 (группа развивающихся стран, в состав которой входят Индия, Китай и Индонезия) хочет совершенно противоположного: механизма, который можно было бы относительно легко привести в действие в случае увеличения объемов импорта или падения цен на импорт. Заслуживает внимания то, что Бразилия, одна из ведущих развивающихся стран и один из основных экспортеров сельскохозяйственной продукции, которая обычно предпочитала держать нейтралитет в разногласиях между Севером и Югом, также выразила свои опасения по поводу требований Г-33.
Особенно серьезные разногласия связаны с вопросом о том, следует ли разрешать установление защитных тарифов на уровне, превышающем ныне действующие связанные предельные показатели для тарифов развивающихся стран, согласованные в ходе Уругвайского раунда. Экспортеры утверждают, что это необходимо для предотвращения возврата к состоянию до предыдущей либерализации и что особый защитный механизм должен использоваться исключительно для компенсации негативных последствий сокращения тарифов, связанного с раундом Доха. Другие же возражают, что это создает риск потери эффективности этим механизмом. Наименее развитые страны указывают, что подобные ограничения сделают новый механизм защиты бесполезным для них, поскольку от них не требуется сокращения уровня связанных тарифов в рамках раунда Доха. Недавно присоединившиеся члены ВТО, у которых и так установлен низкий уровень тарифов, предупредили, что жесткие ограничения для защитных тарифов отразятся на них особенно сильно.
"Левиафан пришел в движение," - заявил Фалконер участникам переговоров, оценивая ход переговоров на прошлой неделе. - "Это мое впечатление. Посмотрим, не сойдет ли он с этого пути."
По мнению ЕС и США, чтобы левиафан продолжил движение, таким развивающимся странам, как Бразилия и Индия необходимо будет сократить предельные связанные уровни для своих промышленных тарифов достаточно глубоко, чтобы обеспечить сокращение используемых тарифных ставок для значительной части товаров.
До сих пор эти требования оставались противоречивыми и не в последнюю очередь из-за того, что связанные предельные показатели для тарифов и субсидий были традиционной разменной монетой в переговорах ВТО. Годы односторонней либерализации тарифов привели к тому, что Индия и Бразилия используют настолько низкие тарифы для многих продуктов, что значительное сокращение связанных предельных тарифов нанесет им серьезный ущерб. В то же время, ни Брюссель, ни Вашингтон не предлагали установить потолок для своих искажающих торговлю сельскохозяйственных субсидий на уровнях, которые бы представляли собой существенное продвижение вперед по сравнению с уже запланированными реформами (кроме того, большая часть их сельскохозяйственных выплат, которые считаются не искажающими торговлю, исключены из требований к сокращению в рамках раунда Доха).
Все это осложняет политическое восприятие "обменного курса" для уступок в переговорах, даже несмотря на то, что правительствам было бы логичнее требовать, чтобы их торговые партнеры вносили коррективы не в теоретические предельные показатели, а в реально используемую практику.
Например, в соответствии с расчетами, проведенные ранее в этом месяце Секретариатом ВТО по данным 2005 г ., даже в случае наиболее мягкого варианта сокращения тарифов, предусмотренного в проекте Стефенсона для соглашения по доступу к несельскохозяйственным рынкам, сокращение средних связанных тарифов Бразилии достигнет примерно половины, а средний уровень применяемых тарифов сократится на 6,3 - 7%. Установление потолка для большинства бразильских тарифов на уровне 23 или 26% приведет к сокращению используемых тарифов для более чем 40% тарифных позиций и повлияет на 38,6 - 48,7% объема импорта, в зависимости от применения элементов гибкости для защиты некоторых продуктов от требований к сокращению тарифов в полном объеме. В случае Индии, установление аналогичных предельных показателей приведет к сокращению нынешних связанных тарифных ставок примерно на 60%, а используемых тарифов - на 6,6 - 8,6%. Индии придется сократить тарифы для более чем половины всех тарифных позиций, хотя она может снизить их долю до четверти за счет применения элементов гибкости, чтобы защитить наиболее уязвимые отрасли промышленности. Эти сокращения повлияют на 9,5 - 46% импорта.
В случае максимального сокращения, предусмотренного в проекте соглашения по доступу к несельскохозяйственным рынкам (потолок для тарифов на уровне 19%), это приведет к среднему сокращению применяемых Индией тарифов более чем на 13%, причем требования к сокращению будут распространяться на примерно четыре пятых тарифных позиций. Для Бразилии соответствующие показатели будут составлять 11 - 12% и более 50% тарифных позиций. В обеих случаях, сокращение повлияет примерно на половину объема импорта.
Для сравнения - оценочные реальные расходы Вашингтона на "общую искажающую торговлю поддержку сельхозпроизводителей" (ОИТП) в прошлом году составляли 11 млрд. долларов, причем уровень выплат был невысоким из-за высоких мировых цен. Иными словами, эти расходы были ниже потолка на уровне примерно 12 млрд. долларов, которого добиваются развивающиеся страны группы Г-20, не говоря уже о нижнем границе диапазона в тексте Фалконера (13 млрд. долларов) - даже несмотря на то, что практические ограничения по классификации схем субсидирования в рамках различных компонентов ОИТП означают, что эти предельные показатели, возможно, потребуют по меньшем мере некоторой реструктуризации сельскохозяйственных программ США.
В одной части уравнения для этих переговоров США стремятся сохранить за собой свободу действий для увеличения сельскохозяйственных субсидий, в то время как Бразилия и Индия настаивают на сохранении возможностей для повышения тарифов на некоторые промышленные товары.
Хотя группа Г-20 настаивала, что потолок для субсидий США не должен превышать уровня в 12 млрд. долларов, по мнению одного источника, некоторые члены этой группы могут в конечном итоге согласиться и с величиной около 14 млрд. долларов.
Значение конкретных показателей в двух проектах соглашений сложно оценить, поскольку правительства, похоже, имели в виду разные вещи, когда называли эти проекты основой для дальнейших переговоров. Например, ЕС полагает, что соглашения можно добиться в пределах указанных диапазонов показателей. С другой стороны, Япония, которая также приняла эти проекты документов в качестве основы, упорно настаивает, что предложенные показатели для сокращения сельскохозяйственных субсидий являются неприемлемыми.
В начале этой недели два бывших ведущих дипломата США и ЕС призвали Паскаля Лами, Генерального директора ВТО, представить членам ВТО собственный компромиссный вариант всеобъемлющего соглашения, утверждая, что "основные игроки не станут делать того, что, по их мнению, представляется необходимым, если все не будут действовать сообща." В своем письме в редакцию газеты Washington post, Стюарт Ейзенштат, бывший посол США в ЕС и Хуго Паемен, бывший представитель ЕС в Вашингтоне, писали, что Паскаль Лами - "это единственный человек, который может заставить упорствующие страны сократить остающиеся разногласия. Он должен заставить их осознать, что на речь идет о будущем института, котором едва исполнилось десять лет." Подобные действия, предпринятые в декабре 1991 г . тогдашним Генеральным директором ГАТТ Артуром Данкелем, вызвали резко негативную реакцию со стороны многих стран, но в конечном итоге именно они заложили основу для соглашений Уругвайского раунда.
По сообщению агентства Reuters, Паскаль Лами заявил журналистам в Стокгольме, что нынешняя ситуация не оправдывает такой экстраординарной инициативы, поскольку "процесс [переговоров в Женеве] продвигается в правильном направлении."
Дополнительные оптимистические оценки поступили из Нью-Йорка, где мировые лидеры собрались на ежегодную Генеральную Ассамблею ООН. Президент Буш, президент Бразилии Лула Игнасио Лула де Сильва и министр торговли Индии Камаль Нат подтвердили свою приверженность переговорам в рамках ВТО и пообещали продемонстрировать гибкость. Разумеется, подобные заявления о поддержке делали постоянно в течение шести лет с начала переговоров раунда Доха.
Еще более значительным препятствием для достижения консенсуса по соглашению раунда Доха о тарифах и субсидиях является вопрос о его прохождении через Конгресс США в обозримом будущем.
Председатель комитета Палаты представителей по сельскому хозяйству Коллин Петерсон (демократ от штата Миннесота) пообещал противодействовать более глубоким сокращениям субсидий в отсутствие радикального расширения доступа к зарубежным рынкам, несмотря на рост сельскохозяйственного экспорта США. Лидеры Демократической партии опасаются продвигать реформы в области сельского хозяйства из-за риска потери неустойчивой поддержки избирателей в недавно отвоеванных сельских регионах. В этом отношении, им будет особенно сложно "продать" дополнительное сокращение субсидий для хлопка.
По мнению газеты Financial Times, на Капитолийском холме превалирует мнение, что в условиях сокращающегося политического капитала администрации Буша и скептического отношения демократов к экономической глобализации, раунду Доха придется подождать до прихода в Белый дом новой администрации в 2009 г .
Это как раз совпадет с выборами в Индии, которые должны состояться в конце этого года.
Источник : еженедельник « Мосты » № 32, 29 сентября 2007 г . по сообщениям ICTSD; "The short, unhappy life of Doha+ (or D.O.A.)," THE PRAIRIE STAR, 16 September 2007; "A Trade Deal on the Ropes," WASHINGTON POST, 24 September 2007; "Doha set for backburner as trade talks near a halt," FINANCIAL TIMES, 25 September 2007; "US prepared to negotiate based on WTO farm proposal," AGENCE FRANCE PRESSE, 19 September 2007; "US Signals Ready to Limit Farm Subsidies," 19 September 2007; "US farm talks offer get guarded response at WTO," REUTERS, 21 September 2007; "US, EU hope WTO farm talks progress will spur Brazil, India to make concessions," ASSOCIATED PRESS, 21 September 2007; "World leaders express new optimism on Doha deal," REUTERS, 25 September 2007.