21.09.2007

Голосование по поправкам к ТРИПС в Европейском парламенте снова отложено

Комитет Европейского парламента по международной торговле 12 сентября снова не допустил ратификации противоречивой поправки к правилам ВТО об интеллектуальной собственности, направленной на облегчение доступа к запатентованным лекарствам в бедных странах. Это означает, что 27 государств-членов ЕС по-прежнему не способны гарантировать развивающимся странам помощь в производстве и импорте доступных лекарств.

В июле члены парламента из разных политических партий приняли резолюцию, в которой говорилось, что поправка будет принята при условии того, что государства-члены ЕС пообещают политическую и финансовую поддержку программам развивающихся стран в сфере общественного здравоохранения (см. BRIDGES Weekly , 18 июля 2007 года, http :// www . ictsd . org / weekly /07-07-18/ story 3. htm ). Главное требование заключалось в том, чтобы члены ЕС не выступали против решений правительств развивающихся стран о применении исключения из Соглашения ВТО о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) для производства или импорта копий-дженериков запатентованных лекарств в интересах общественного здравоохранения.

Однако Европейский парламент остался не удовлетворен ответом Совета ЕС, состоящего из 27 правительств стран ЕС. "Мы должны вынести вопрос исключений в совместную декларацию Европейского парламента и Совета ЕС", - заявил докладчик комитета по торговле Джанлука Суста ( Gianluca Susta ) (Альянс либералов и демократов Европы, Италия) после недавнего заседания. В соответствии с процедурами ЕС Европейский парламент должен принять потенциальную поправку до того, как каждое из государств-членов сможет ее ратифицировать.

Члены ВТО приняли поправку к ТРИПС в конце 2005 года. На данный момент ее ратифицировали только девять стран, тогда как для того, чтобы она вступила в силу в декабре, как это было запланировано, ее должны ратифицировать около 100 стран ( см. еженедельник "Мосты"№23, 29 июня 2007 г . http://trade.ecoaccord.org/news/wto/0708.htm ).

Поправка делает постоянным исключение от 2003 года, в котором оговариваются условия, когда члены смогут на законных основаниях выдавать обязательные лицензии на производство и экспорт дешевых копий-дженериков запатентованных лекарств в бедные страны, неспособные производить лекарства. Повторяя критику таких представителей организаций гражданского общества, как "Врачи без границ" ( M e decins sans Fronti e res ) ( MSF ), несколько членов Европейского парламента (ЧЕП) пожаловались на то, что эти условия чересчур тягостны, что затрудняет использование предложенных поправок.

В июльской резолюции Европейского парламента говорится, что ратификация поправки к ТРИПС "является лишь частью решения проблемы доступа к лекарствам и общественному здравоохранению", и особо отмечается, что "равным образом незаменимы и другие меры по улучшению здравоохранения и инфраструктуры".

Португалия, которая в настоящее время является председателем Совета, в августе ответила на заявления парламента письмом, в котором вновь говорилось о поддержке государствами-членами ЕС связанных с общественным здравоохранением исключений из правил ВТО о правах интеллектуальной собственности и особо отмечается Декларация Доха 2001 года о Соглашении ТРИПС и общественном здравоохранении. Мануэль Лобо Антунес ( Manuel Lobo Antunes ), государственный секретарь Португалии по делам Европы, написал, что "Совет полагает, что эта поправка является на данный момент наилучшим способом решения конкретной проблемы облегчения экспорта в развивающиеся страны, не обладающие потенциалом для производства лекарств-дженериков". Говоря о требованиях Европейского парламента, он отметил существующие в государствах-членах ЕС программы поддержки НИОКР и создания потенциала для производства лекарств в развивающихся странах.

Однако комитет парламента по торговле не был впечатлен этим. Это разногласие является одним из спорных вопросов в отношении более широкой связи между исключениями ТРИПС и выполнением задач общественного здравоохранения, озвученных за последние месяцы различными уровнями власти в ЕС.

Наиболее примечательным был резкий обмен письмами комиссара ЕС по торговле Питера Мандельсона ( Peter Mandelson ) и министра здравоохранения Таиланда Монгкола На Сонгхла ( Mongkol Na Songkhla ) в отношении решения Таиланда о выдаче обязательных лицензий, приостанавливающих действие патентов на два лекарства от ВИЧ/СПИДа и средство для лечения одного из сердечных заболеваний (см. еженедельник "Мосты" №3, 31 января 2007 г. http://trade.ecoaccord.org/news/trade/0107.htm ). Этот шаг был одобрен защитниками интересов общественного здравоохранения, но подвергся критике объединений, защищающих интересы промышленности, хотя его соответствие правилам ВТО об обязательном лицензировании редко ставилась под сомнение.

В своем письме от 10 июля Мандельсон выразил озабоченность тем, что "правительство Таиланда, вероятно, выбрало новый подход к доступу к лекарствам". Указывая на недавнее введение обязательного лицензирования и на заявление Бангкока о том, что фармацевтические компании "должны продавать свои лекарства по цене, превышающей цену их версий-дженериков не более, чем на 5%", он заявил, что "систематическая политика применения обязательных лицензий" приведет к "подрыву системы патентов", что влечет опасность отпугнуть инвестиции в фармацевтическую промышленность, и не похоже, что она обоснована правилами ТРИПС и связанными с ними исключениями.

Более того, комиссар ЕС по торговле заявил, что правительство Таиланда должно искать "иные средства" улучшения доступа к необходимым лекарствам "перед тем, как прибегать к подобным исключительным мерам". От имени ЕС он призвал правительство Таиланда к "прямому диалогу" с компаниями-патентовладельцами, особенно с французской "Санофи-Авентис" ( Sanofi - Aventis ), производителем "Плавикс", разжижающего кровь препарата, используемого для лечения одной из неинфекционных болезней сердца.

Монгкол возразил на это, что надбавка в 5% касается только трех лекарств, на которые были выданы обязательные лицензии для поставки дженериков для правительственных программ в области здравоохранения. Он особо отметил, что она не касается продажи этих трех лекарств частными компаниями или же других лекарств, на которые не распространяется обязательное лицензирование. Он сказал также, что надбавка не являлась критерием, который использовался для определения того, следует ли выдавать обязательные лицензии, и попросил Мандельсона предоставить доказательства, подтверждающие его заявления о том, что дело обстояло именно так. Бангкок утверждает, что пытался договориться о снижении цен с данными компаниями – хотя этого и не требуют правила ВТО – но без особого успеха. В мартовском докладе правительства Таиланда делается вывод о том, что такие переговоры имели бы больше шансов на успех в случае применения угрозы введения обязательного лицензирования ( см. еженедельник "Мосты" №9, 14 марта 2007 г. http://trade.ecoaccord.org/news/trade/0313. ). В своем письме Монгкол указал на июльскую резолюцию Европейского парламента, в которой подтверждалось право стран на использование исключений ТРИПС.

Отметив, что страны ЕС часто пользовались обязательными лицензиями, таиландский министр также попросил Мандельсона продемонстрировать, каким образом они были изолированы от мировых инвесторов в сфере биотехнологии. Комиссар ЕС по торговле ответил Монгколу на прошлой неделе, но не привел никаких примеров. Он выразил удовлетворение тем, что Таиланд не планирует систематическую политику обязательного лицензирования, и повторил свой призыв к началу переговоров с патентовладельцами.

Когда 12 сентября Мандельсон выступал перед комитетом Европейского парламента по торговле, его переписка с таиландским министром подверглась жесткой критике за противодействие обязательному лицензированию, особенно со стороны Игнаси Гуарданс Камбо ( Ignasi Guardans Cambo ), парламентария-либерала от Испании. Один из источников сообщил, что члены комитета были лишь "частично удовлетворены" объяснением комиссара о том, что его письмо было неверно истолковано.

"Врачи без границ" и "Оксфэм" ( Oxfam ) отметили, что заявление Мандельсона в адрес Таиланда об обязательном лицензировании сильно отличалось от заявления Европейского парламента. "Мы удивлены тем, что ваше заявление, сделанное от имени Европейского Союза, поступило именно в тот момент, когда Европейский парламент просит Совет и Комиссию найти способы решения проблемы доступа к лекарствам", - написали они в письме к комиссару по торговле.

Следующая возможность принять поправку к ТРИПС возникнет у парламентского комитета по торговле на встрече 8-9 октября. Если члены комитета в этот раз будут удовлетворены реакцией членов ЕС на их требования, то двумя неделями спустя они дадут согласие на голосование в рамках всего парламента.

Источник: «Мосты»№31, 21 сентября 2007 г . по сообщениям МЦТУР.

<<Все новости