25.02.2013

Итоги круглого стола «Может ли Россия влиять на мировые цены на нефть?»

 

Двадцатого февраля 2013 г. в Торгово-промышленной палате РФ прошел круглый стол «Может ли Россия влиять на мировые цены на нефть?», организованный Комитетом по энергетической стратегии и развитию ТЭК ТПП РФ при поддержке нефтегазового информационно-аналитического и консалтингового агентства ИнфоТЭК. Обсуждение прошло в рамках подготовки к Национальному нефтегазовому форуму, который состоится 19-21 марта 2013 г. в Москве.

В качестве докладчиков в ходе обсуждения выступали независимые эксперты нефтегазовой отрасли, аналитики, представители крупнейших российских нефтяных компаний и отраслевых союзов, а также представители органов власти.

Основной темой обсуждения стала потенциальная способность России влиять на мировые цены на нефть, затронутая в общем контексте особенностей формирования нефтяных цен. Как эксперты, так и представители отрасли высказывали во многом принципиально разные позиции. Тем не менее, на их основе представляется возможным сделать общие заключения не только о тенденциях развития российской нефтяной отрасли и ее позиции на меняющихся мировых рынках, но и о перспективах влияния существующей ситуации на развитие российской экономики, в том числе в контексте устойчивого развития.

Принципы формирования цены на нефть являются определяющими при рассмотрении вопроса о роли, которую действия той или иной страны-экспортера могут играть в этом процессе. С одной стороны, в нефтяной отрасли, как и в любом производственном процессе, цены определяются объективными факторами, такими как объем разведанных/доказанных запасов, сложность технологических процессов добычи и вытекающая из этого себестоимость производства. С другой стороны, на цены существенно влияют и такие факторы, как олигополистические договоренности, распространяемая информация, финансовые операции с нефтяными деривативами. Оценка экспертами роли последней группы факторов тем временем разнится от практически полностью определяющей до незначительной.

Отдельно выделялся и экологический фактор, но рассмотренный не в обычном контексте налагаемых на торговлю определенными товарами экологических ограничений, как, например, в случае с поставками в Евросоюз, а в отношении влияния на ценовые колебания. Так, несколько экспертов обозначили период 2015-2020 гг. в качестве поворотной точки, когда выбросы парниковых газов достигнут такой отметки, которая станет более чем значительным аргументом для быстрых и решительных действий мирового сообщества по сокращению выбросов и, соответственно, приведет к обвалу нефтяных цен и развороту мировой энергетики. Эта точка зрения основана, в частности, на прогнозах Arctic Methane Emergency Group[1] относительно таяния льда в Артике и связанного с этим резкого высвобождения огромного количества метана, который является гораздо более сильным парниковым газом, чем двуокись углерода. В этот же период на мировой рынок предположительно выйдут США со сланцевым газом, который является заменителем нефти, что также повлияет на цены.

Тем не менее, большинство выступающих согласились с тем, что информационно-аналитический фактор в российской практике недооценен наиболее существенно: отечественный нефтяной сектор практически полностью опирается на сильно различающиеся оценки и прогнозы зарубежных агентств. Так, по оценкам Межотраслевой группы экспертов на сегодняшний день существуют 36 основных сценариев развития ситуации, в которых цены за баррель изменяются в диапазоне от 40 до 212 долл. США.[2] При этом экологический фактор, имеющий огромный потенциал влияния на ситуацию, либо не рассматривается в этих сценариях вообще, либо рассматривается в отрыве от всех остальных факторов, что приводит к существенному искажению результатов анализа. Это по разным мнениям приводит к ситуации, варьирующейся от невозможности выработки стратегии развития сектора в условиях столь зыбких прогнозов до полной неспособности вести самостоятельную игру на мировых рынках.

Однако на сегодняшний день российская нефтяная промышленность, по сути являющаяся экономикообразующей отраслью, сталкивается с рядом серьезных вызовов, среди которых волатильность мировых нефтяных цен не является определяющей.

В первую очередь высокие и нестабильные цены уже на внутреннем рынке являются существенным сдерживающим фактором для развития промышленности. Во-первых, неоправданно высокой является цена энергии для всех отраслей экономики. Во-вторых, слишком дорогим оказывается сырье для и без того низкоэффективной нефтеперерабатывающей отрасли (глубина переработки нефти в России в среднем составляет 71-72%[3] при мировых показателях в пределах 85-95%).[4] Серьезным препятствием на пути к укреплению позиции на мировых рынках, транспарентности и предсказуемости деловых отношений, по мнению экспертов, остаются политические мотивы принятия решений, которые часто берут верх над экономическими аргументами, а также высокие налоги. Среди факторов, влияющих на неопределенность цен и приводящих к трудности анализа и прогнозирования, выступающие также выделили отсутствие собственного ценового маркера или же привязки к более объективно отражающей реальность другой существующей марке (в частности, в качестве примера приводилась нефть из Саудовской Аравии). Сейчас таким маркером является нефть марки Brent, которая не соответствует фактически добываемой в России нефти по ряду физических характеристик.

Таким образом, выходы и решения, предложенные экспертами, имеют отношение к самым разным плоскостям рассмотрения проблемы, однако их объединяет общая идея большей самостоятельности и устойчивости российской нефтяной отрасли. Основой этой устойчивости в широком контексте должны стать:

а) развитие собственной информационной базы с целью снижения зависимости от информационного манипулирования и комплексной методологически выверенной в соответствии с потребностями российской экономики аналитической системы, опирающейся на эти данные, что не только создаст основу для выработки внутренней стратегии развития, но и позволит принимать более взвешенные решения на мировом рынке;

б) опора на человеческие ресурсы и инвестиции в смежные научные отрасли;

в) рассмотрение ТЭКа как основы для создания высокотехнологичных сопутствующих отраслей;

г) принятие высокой газо- и нефтеэффективности в качестве основного измерения энергоэффективности для России в контексте сбалансированного устойчивого развития, ведущее за собой снижение внутреннего потребления нефти и, таким образом, компенсирование проблемы высоких внутренних цен;

д) необходимость ориентироваться на рынок при планировании объемов добычи, смещение «игры мускулами» из сферы объемов фактической добычи в сферу потенциально возможной: увеличение инвестиций в геологоразведку и открытие новых месторождений - такой подход, по мнению генерального директора ИнфоТЭК Тамары Канделаки, позволит влиять на ценность нефти без оказания дисбалансирующего влияния на мировые рынки.

Кроме того, эксперты отметили необходимость контроля за расходной частью бюджета, что при должном воплощении, может сделать нефтяную отрасль трамплином для развития экономики в целом (об опыте применения такого подхода Малайзией, Чили и Индонезией см. «Мосты», выпуск 3, август 2012: «Диверсификация экономики - истории успеха»).

Профессор РГУ нефти и газа им. Губкина Михаил Левинбук предложил рассмотреть новую энергетическую стратегию США в качестве конкретного опыта, на который следует обратить внимание. В основе этой стратегии лежит повышение устойчивости энергетического сектора за счет диверсификации источников энергии с упором на более экологически чистый газ, что более чем возможно и применимо в российских условиях благодаря наличию огромных ресурсов и практически созданной инфраструктуры. Вторым столпом стратегии являются инвестиции в человеческий капитал, уже отмеченные и другими экспертами как необходимое условие для движения экономики вперед в устойчивом ключе.

Таким образом, по мнению экспертов и представителей отрасли, нефтяной сектор при взвешенном подходе может стать не препятствием для продвижения российской экономики по пути устойчивого развития, а естественной базой для этого движения. Однако, как в случае с любыми стратегическими проектами, применение такого подхода требует политической воли и активного взаимодействия экспертного сообщества и лиц, принимающих решения на всех уровнях в бизнесе и органах власти.

___________________________________________
[1] http://www.ameg.me/index.php/emergency
[2] по данным представленного на Круглом столе Доклада Межотраслевой группы экспертов, подготовленного В.В. Поминовым и И.А. Яковлевым «Решение проблемы мировой цены нефти на основе системного подхода». Основные выдержки из доклада опубликованы в журнале «Экологический вестник России», 2013, №1, 2, 3.
[3] по данным Союза нефтегазопромышленников России
[4] по данным Oil&Gas Eurasia. В нефтепереработке - без перемен. Спустя 20 лет нефтеперерабатывающая отрасль России решает старые проблемы (http://www.oilandgaseurasia.ru/tech_trend)

 

Источник - «Мосты» по материалам: ICTSD (МЦТУР); Oil&Gas Eurasia: В нефтепереработке - без перемен. Спустя 20 лет нефтеперерабатывающая отрасль России решает старые проблемы (http://www.oilandgaseurasia.ru/tech_trend); Arctic Methane Emergency Group (http://www.ameg.me/index.php/emergency); экспертные мнения представителей Межотраслевой группы экспертов (МЭГ) В. Ф. Поминова и И. А. Яковлева, Президента Союза нефтегазопромышленников России Г. И. Шмаля, руководителей ИнфоТЭК-КОНСАЛТ Т. Л. Канделаки и Н. А. Шуляр, генерального директора Национального института развития М. И. Гельвановского, представителя Министерства финансов РФ А. В. Саковича, вице-президента АК «Транснефть» М. В. Баркова, эксперта «ВНИИЗАРУБЕЖГЕОЛОГИЯ» В. И. Высоцкого, представителя «Лукойл» М.И. Сурцукова, профессора РГУ нефти и газа им. Губкина М. И. Левинбука, независимого эксперта А. Б. Литвина, эксперта Института энергетических исследований РАН Е. В. Грушевенко, аналитика Агентства RusEnergy М. И. Крутихина

<<Все новости