14.09.2010

Мировая торговля растет, и вместе с ней увеличиваются дисбалансы

 

Объем мировой торговли товарами в первом полугодии 2010 г. увеличился примерно на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом свидетельствуют новые статистические данные, полученные Секретариатом ВТО. Однако в целом уровень мировой торговли продолжает оставаться намного ниже пиков, достигнутых в середине 2008 г., до начала мирового финансового и экономического кризиса. Другие данные показывают, что глобальные макроэкономические диспропорции снова увеличиваются, угрожая ростом напряженности вокруг торговых отношений.

Мировой экспорт товаров во втором квартале текущего года был на 7% выше, чем в три предыдущих месяца. Согласно данным статистики о торговле 70 стран, на которые приходится около 90% всей мировой торговли, повышение произошло в июне 2010 г. после снижения уровня мирового экспорта товаров в апреле и мае.

Азиатский экспорт и импорт товаров во втором квартале этого года увеличились приблизительно на 37% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В этот же период экспорт товаров из стран Африки и Ближнего Востока вырос на 35%, что, по мнению ВТО, связано со спросом на товары в Азии и США и с повышением цен на сырье.

Странам СНГ удалось увеличить экспорт на 44%. Международная торговля ЕС с третьими странами была более динамичной, чем торговля между странами-членами ЕС.

Данные, полученные в результате сравнения годовых показателей, указывают на здоровое восстановление мировой торговли после резкого падения в конце 2008 и начале 2009 годов. Однако стоимость мирового экспорта товаров установилась на уровне, который примерно на 15% ниже пикового показателя середины 2008 года.

Сравнение данных о торговле в первом и во втором кварталах 2010 г. показывает незначительное увеличение – экспорт из стран Африки и Ближнего Востока увеличился лишь на 1% (такой же показатель по импорту товаров).

Китайско-американская напряженность растет вместе с торговым дефицитом

Новые расчеты ВТО наряду с данными из других источников позволяют предположить, что дисбалансы между странами с большим торговым дефицитом и профицитом вновь начали расти. Это, в свою очередь, оживило торговую напряженность, особенно в отношениях между США и Китаем.

Согласно данным ВТО, в период со второго квартала 2009 г. по второй квартал 2010 г. китайский импорт рост быстрее, чем объемы экспорта (44 и 41% соответственно). Однако поквартальное сравнение позволяет установить, что  китайский экспорт вырос на 23% по сравнению с лишь 15%-м ростом импорта. В этот же период импорт США увеличился в два раза быстрее, чем экспорт (12 и 6% соответственно). 

В последние годы дефицит торгового баланса США с Китаем был политическим громоотводом в Вашингтоне. Многие члены Конгресса США винили в большом дефиците искусственно заниженную китайскую валюту и грозили Пекину торговыми санкциями, если он не проведет переоценку юаня.

Китаю удалось снять некоторую напряженность вокруг своей валюты в конце июня 2010 г., когда Пекин объявил, что он ослабит привязку юаня к доллару США, которая длилась с 2008 г.   ( см . “Bridges Weekly” от 23 июня 2010 г . http://ictsd.org/i/news/bridgesweekly/78813/ ).

Это заявление было сделано накануне саммита «Большой двадцатки» (или «Группы двадцати» ведущих промышленно развитых и развивающихся стран), что позволило Правительству Китая избежать пристального внимания к этому вопросу на конференции группы в Торонто. Оно также помогло Администрации Барака Обамы убедить законодателей, стремящихся наказать Китай за манипуляцию с юанем, отложить подготовку такого законопроекта.  

Однако с июня 2010 г. курс юаня вырос лишь на 0,3% по отношению к доллару США. Между тем, дефицит торгового баланса США увеличился, причем в значительной степени за счет китайского импорта.

Лишь в марте у Китая возник дефицит торгового баланса и китайские политики поспешили заявить, что дни большого профицита торгового баланса остались в прошлом, а значит и отпала необходимость переоценки юаня ( см. Дайджест новостей торговли «Мосты» от 29 марта 2010 г. http://ictsd.org/i/news/bridgesrussiandigest/73122/ ). Но с тех пор у Китая по-прежнему положительное сальдо торгового баланса. Как сообщила газета “ New York Times ” со ссылкой на данные Главного таможенного управления Китая, в июле положительное сальдо достигло 28,7 млрд долл. США (наибольший показатель с января 2009 года).

С другой стороны, торговый дефицит США (охватывающий товары и услуги) вырос на 18% в период с мая по июнь, достигнув 49,9 млрд долл. США, что, по мнению американских властей, связано с ростом импорта потребительских товаров, автомобилей и запасных частей, а также средств производства. Дефицит в торговле товарами с Китаем увеличился с 22,3 млрд долл. США в мае до 26,2 млрд долл. США в июне 2010 года.

Многие экономисты задаются вопросом, позволит ли значительное укрепление китайской валюты решить проблему дефицита торгового баланса США, учитывая, что  производство товаров, импортируемых США из Китая, может переместиться в соседние страны с низкой стоимостью производства, такие как Вьетнам.

Тем не менее, сохраняющийся высокий уровень безработицы в США в сочетании с ноябрьскими выборами в Конгресс повышают политическую значимость торгового дефицита с Китаем. Нью-йоркский сенатор-демократ Чак Шумер может попытаться протолкнуть законопроект, направленный против китайских валютных манипуляций, в ходе планируемых в конце этого месяца слушаний.     
Валютный вопрос затрагивался также в ходе визита американских чиновников по вопросам экономики и безопасности в Пекин. В составе делегации США присутствовал Ларри Саммерс – один из ведущих советников Барака Обамы по экономическим вопросам.

В ходе этого визита китайские чиновники защищали торговый рекорд страны. Как сообщает “ Associated Press ”, Чун Цюань, заместитель представителя Китая по международной торговле, обещал увеличить импорт американских товаров, но отклонил предположение, что Китай не вносит достаточный вклад в глобальное экономическое развитие.

Споры о том, как разделить бремя глобального экономического спроса, не ограничиваются США и Китаем. Так, Германия накопила положительное сальдо торгового баланса, в том числе за счет ослабления евро вследствие долгового бремени Греции и Испании. Япония также имеет устойчивое положительное сальдо торгового баланса. Президент США Барак Обама призвал страны с положительным сальдо делать все возможное для стимулирования внутреннего потребления и импорта. На саммите в Торонто он предупредил, что существуют пределы американской готовности и способности выступать мировым потребителем. Обама заявил, что «после многих лет аккумулирования долгов американцы не могут и не будут занимать и покупать миру дорогу в долгосрочное процветание».  

Майкл Петтис, профессор Пекинского университета, опасается, что открытая торговая политика и финансовая гибкость США приведут к тому, что эта стран поглотит часть экспорта из других стран, вызывая рост торгового дефицита до тех пор, пока Конгресс не примет ответные меры в виде запретительных тарифов и импортных квот. В своей статье в “ Financial Times ” он призвал мировых лидеров «сделать все возможное, чтобы восстановить баланс в торговле, используя менее разрушительный способ».   

«Попыткой избежать участия в расходах, необходимых для проведения глобальной корректировки, отреагировали крупнейшие экономики в 1930 г., и такой подход получил объемное и правильное название – политика, направленная на разорение соседа, – пишет Петтис. – Мы знаем, как закончится эта игра».

Источники: Дайджест новостей « Мосты », N 15, 2010 по сообщениям МЦТУР; “Renminbi dispute looks set to haunt Sino-US economic talks”, FINANCIAL TIMES, 4 сентября 2010; “China vows to boost imports, help world recovery”, ASSOCIATED PRESS, 6 сентября 2010; “The last chance to avoid a global trade war”, FINANCIAL TIMES, 23 августа 2010; “China's Trade Surplus Climbs to $28.7 Billion”, NEW YORK TIMES, 9 августа 2010

<<Все новости