Европейский союз намерен рассмотреть вопрос о введении единого энергетического налога, который может привести к тому, что возобновляемые виды энергии станут дешевле традиционных энергоносителей. Сведения об этом потенциальном сдвиге в политике появились на прошлой неделе, когда агентство Reuters получило проект документа Европейской комиссии с общим изложением предполагаемых изменений.
Как указывается в этом документе, новый предлагаемый налог, который будет составлять от 4 до 30 евро за 1 тонну CO2, мог бы внести свой вклад (порядка четырех процентов) в достижение целей ЕС в области изменения климата. Этот налог предполагается вводить поэтапно в период с 2013 по 2018 год.
В документе отмечается, что серьезные бюджетные проблемы в Европе открыли новые политические возможности для введения новых налогов.
«Глобальный финансово-экономический кризис оставил глубокий след в государственных финансах большинства стран, – отмечается в проекте документа. – Это… должно сыграть важную роль в создании для стран-членов основы… для ослабления налоговой нагрузки на труд или на капитал».
В рамках нынешнего налогового режима ЕС (который позволяет получать ежегодно порядка 240 млрд. евро в виде поступлений) возобновляемые источники энергии, такие как солнечная энергия, биотопливо и энергия ветра, обходятся дороже, чем ископаемые виды топлива, например, уголь или природный газ.
«Стандартные правила налогообложения приводят к дискриминации возобновляемых источников энергии», – отмечают в документе чиновники Еврокомиссии.
Предложенный налог может привести к радикальному изменению способов установления ставок энергетических налогов Европейского Союза. В настоящее время налоги устанавливаются исключительно в зависимости от объема топлива; новая же политика определяет уровень налога в зависимости от удельной энергетической ценности топлива, а также от объема выбросов углерода, связанных с его использованием.
По сообщению агентства Deutsche Presse-Agentur , представитель ЕС по вопросам налоговой политики Эмер Трейнор ( Emer Traynor ) заявил журналистам, что «те меры, которые мы будем рассматривать – это реструктуризация налогообложения энергоносителей, чтобы налог включал два компонента – энергетический компонент и компонент CO2. Именно в этом и состоит основополагающая идея».
Еврокомиссары рассмотрят предложенный энергетический налог на встрече 23 июня, а затем эти предложения будут представлены Европарламенту и странам-членам ЕС, которые должны будут утвердить какие-либо изменения до его введения в действие.
С этим вопросом связаны и другие новости – Европейская комиссия выпустила новое коммюнике с анализом возможных дальнейших действий Евросоюза по изменению климата в свете результатов важной климатической конференции, проходившей в Копенгагене в декабре прошлого года.
В коммюнике дается сравнительный анализ потенциальных последствий двух возможных целевых показателей сокращения выбросов, которые обсуждаются в ЕС: сокращение на 20% по сравнению с уровнем 1990 г. и более амбициозное сокращение на 30%.
Похоже, что в настоящее время ЕС склоняется к целевому показателю сокращения в 20%, который отражает нынешнюю официальную политику блока. Но вопрос о сокращении на 30% также не исключается из повестки дня – в конце прошлого года его рассматривали вполне серьезно.
В коммюнике отмечается, что продолжающийся экономический спад оказывает «колоссальное давление на бизнес и сообщества» и создает «крайне напряженное положение в государственных финансах» по всей Европе. Отмечается также и «разочарование» провалом попытки заключения юридически обязывающего международного соглашения в Копенгагене. «Но необходимость действий [в области климата] сохраняется неизменной», – заключает коммюнике.
В документе рассматриваются «возможные варианты для достижения целевого показателя сокращения в 30%», в том числе и за счет налогов на углерод.
Отмечается, что «введение налогов на выбросы CO2 в секторах, которые не охватываются СТВ [схемой торговли выбросами], представляет собой прямой рыночный инструмент для стимулирования сокращения выбросов на национальном или на европейском уровнях».
В документе также обсуждаются пути для борьбы с «утечкой углерода» – то есть с перемещением выбросов из ЕС в страны с относительно более либеральным законодательством в области климата. В коммюнике отмечаются три подхода на этом фронте: оказание поддержки промышленным предприятиям ЕС при помощи выделения бесплатных квот на выбросы углерода; «повышение стоимости импорта» из стран, которые не предпринимают жестких мер для сокращения выбросов; и шаги для «приближения остальных стран мира к уровню усилий ЕС».
Второй подход – пограничная углеродная коррекция – вызывает серьезные разногласия внутри ЕС, хотя возможность применения таких мер все же не исключается. В коммюнике отмечаются несколько возможных препятствий для внедрения пограничной углеродной коррекции, включая логистические проблемы и политические осложнения. Авторы коммюнике приходят к заключению, что такую систему «можно было бы в лучшем случае предусмотреть для ограниченного круга стандартизированных товарных продуктов».
Конни Хедегаард ( Connie Hedegaard ), Еврокомиссар по действиям в области климата, признала ранее в прошлом месяце, что меры пограничной углеродной коррекции остаются «одним из возможных инструментов», но подчеркнула при этом, что осуществление такой политики может быть связано с серьезными проблемами.
Как сообщает агентство DPA , она заявила: «Как мы собираемся это делать? Если хорошо подумать , то это будет исключительно сложным делом ».
Источники: Дайджест новостей « Мосты », N 12, 2010 по сообщениям МЦТУР; «Exclusive: EU debt crisis boosts chance of energy tax overhaul», REUTERS, 1 June 2010; «Commission to propose EU ‘green tax' on energy in late June», DEUTSCHE PRESSE-AGENTURE, 2 June 2010; «EU should impose ‘carbon tax' on developing countries, study finds», DEUTSCHE PRESSE-AGENTUR, 31 May 2010