26.03.2010

Ожидающий торгового дефицита Китай называет коррекцию курса юаня «иррациональной»

 

Министр торговли Китая Чэнь Дэмин ( Chen Deming ) недавно заявил, что при нынешнем неустойчивом состоянии мировой экономики требовать от Китая коррекции курса юаня было бы иррационально.

Обращаясь к участникам Форума развития Китая 2010 г. в Пекине, Чэнь Дэмин признал наличие дисбаланса в мировой торговле, но отметил, что корректировка курса юаня может дать лишь «ограниченный эффект», учитывая, что даже в условиях стабильного курса китайской национальной валюты положительный торговый баланс страны продолжает сокращаться. В 2009 г. положительный торговый баланс Китая сократился на 30% по сравнению с предыдущим годом; а в первые два месяца 2010 г. он сократился еще на 50% по сравнению с январем и февралем 2009 года.

В нынешнем месяце торговый баланс Китая может даже оказаться в отрицательной зоне – впервые после апреля 2004 года. Официальные торговые показатели за март должны появиться 10 апреля, но китайские торговые чиновники намекают на вероятность торгового дефицита. По словам Премьер-министра Китая Вэнь Цзябао ( Wen Jiabao ) в первую декаду марта дефицит торгового баланса страны составлял примерно 8 млн долл. США.

Чэнь Дэмин заявил, что несбалансированность мировой торговли и платежей – это лишь часть причин продолжающегося экономического спада. Его министерство настаивает, что кризис в большей мере зависит от структурных проблем, таких как дисбаланс в распределении мирового богатства, в потреблении ресурсов и уровне представительства в международных финансовых институтах – т.е. по сути, в серьезном дисбалансе между Севером и Югом. Он раскритиковал экономическую политику США как протекционистскую и предостерег, что создание новых барьеров для торговли может подорвать восстановление мировой экономики.

Должностные лица США и ЕС постоянно призывают Китай отпустить курс юаня, который жестко удерживается на уровне в 6,83 юаней за 1 долл. США с середины 2008 г., чтобы помочь в восстановлении мировой экономики. Многие эксперты и чиновники утверждают, что курс юаня установлен на искусственно низком уровне, что по сути обеспечивает субсидирование китайского экспорта.

Пекин с этими аргументами не согласен. На встрече с иностранными представителями Премьер-министр Китая сообщил, что экономический рост в Китае в прошлом году «достигался главным образом за счет внутреннего спроса».

«По правде говоря, меня это вполне устраивает», – заметил Вэнь Цзябао по поводу возможного  дефицита торгового баланса. Если 10 апреля торговая статистика действительно покажет превышение китайского импорта над экспортом, то решение страны о сохранении жесткой привязки юаня к доллару на нынешнем уровне обменного курса получит дополнительное обоснование.

США пытаются решить проблему

Заявления Чэнь Дэмина прозвучали через неделю после того как группа американских сенаторов обвинила Китай в манипулировании своей национальной валютой, настаивая, что юань недооценен по отношению к доллару на 25 – 40%, что приводит к потере рабочих мест в США. Они заявили о возможном принятии законодательства по обложению китайских импортных товаров дополнительными пошлинами, если не произойдет корректировки курса юаня.

Законодательная инициатива Сената, поддержанная такими сенаторами, как Чарльз Шумер (демократ от Нью-Йорка), Линдси Грэхам (республиканец от Южной Каролины), Дебби Стэйбноу (демократ от Мичигана), Сэм Браунбэк (республиканец от Канзаса) и Эван Бай (демократ от Индианы), может задать критерии, при которых Казначейство США сможет определять «неправильно оцененные» валюты и соответствующие меры против них. Эти меры могут варьироваться от отказа в поддержке соответствующим странам при рассмотрении возможности предоставления им большей доли голосов в МВФ до введения компенсационных пошлин, пропорциональных предполагаемой недооценке той или иной валюты.

Шумер и Грэхам уже предлагали подобную законодательную инициативу в 2004 г., угрожая Китаю введением тарифа размером в 27,5% в случае, если он не даст курсу юаня расти. Тогда Китай позволил своей валюте укрепиться на 20% в период между июлем 2005 г. и июлем 2008 г., однако это не помогло США избежать увеличения дефицита торгового баланса на треть.

Выступая на форуме в Пекине, Чэнь Дэмин раскритиковал США за политизацию экономических вопросов. Он подчеркнул, что Китай имеет суверенное право устанавливать обменный курс своей валюты и заметил, что это не предмет для переговоров между двумя странами.

Он предупредил, что если в новом докладе Казначейства США Китай обвинят в «валютных манипуляциях», то Пекин «не оставит этого без ответа».

Чэнь Дэмин также призвал к продвижению вперед в буксующих переговорах раунда Доха в ВТО и выразил надежду, что их конечный результат поможет в восстановлении мировой экономики. По его словам, вместо того, чтобы «начинать с чистого листа», страны должны воспользоваться уже достигнутыми результатами и на их основе продвигаться вперед. Он подчеркнул важность обеспечения того, чтобы такой конечный результат был благоприятным для таких развивающихся стран, как Китай.

Позиции международных организаций


Всемирный банк и МВФ, редко критикующие валютную политику государств, на этот раз дружно заявили, что пересмотр стоимости юаня может положительно сказаться как на китайской, так и на мировой экономике.

В своем последнем квартальном отчете об экономике Китая, Всемирный банк отметил, что более высокий курс национальной валюты помог бы стране сдерживать инфляцию. «Аргументы в пользу большей гибкости курса и валютной независимости от США становятся все более весомыми», – таков один из выводов документа.

«Будучи жестко привязанным к доллару, китайский юань сильно обесценился вместе с ним и на данный момент считается сильно недооцененным в среднесрочной перспективе», – говорится в недавнем отчете МВФ министрам стран «большой двадцатки».

Другой точки зрения придерживается Конференция ООН по торговле и развитию. В аналитической записке , опубликованной в этом месяце, ЮНКТАД утверждает, что Китай, ничуть не приуменьшая своей ответственности за вклад в глобальный спрос, «сделал больше, чем другие страны с формирующейся рыночной экономикой, для того, чтобы стимулировать внутренний спрос, что привело к значительному увеличению объемов импорта страны».

«Ожидания, что Китай оставит курс своей валюты на произвол совершенно непредсказуемых рынков и рискнет столкнуться с шоком стремительного подорожания своей валюты, как это было с Японией, игнорируют важность его внутренней и внешней стабильности для региона и мира в целом», – делается заключение в двухстраничном докладе, озаглавленном «Глобальный валютный хаос».

Утверждая, что восстановление сбалансированных торговых отношений требует проведения «политики, направленной на предотвращения валютных спекуляций на мировом уровне», ЮНКТАД призывает к созданию «постоянных правил реального валютного курса», согласно которым номинальный курс валюты будет варьироваться в зависимости от различий в уровне инфляции между странами.

 

Источники: Дайджест новостей « Мосты », N 6, 2010 по сообщениям МЦТУР; “China Accuses US of Politicizing Yuan as Trade Surplus Sinks”, BUSINESS WEEK, 21 марта 2010; “China Expects First Trade Deficit in 6 Years”, WALL STREET JOURNAL, 24 марта 2010

<<Все новости