22.09.2009
Как заявили на этой неделе руководители ВТО, ОЭСР и ЮНКТАД, ведущие экономики мира стараются выполнять принятые обязательства воздержаться от создания новых препятствий для торговли и инвестиций в условиях тяжелого экономического кризиса. Но они также предостерегли, что «растущая безработица, вызванная кризисом, будет подпитывать сползание в сторону протекционизма в течение нескольких лет», несмотря на признаки того, что резкий спад глобальной торговли и инвестиционных потоков, возможно, достиг своего нижнего предела.
Генеральный директор ВТО Паскаль Лами, Генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития Анхель Гурриа и Генеральный секретарь Конференции ООН по торговле и развитию Супачай Паничпакди, также призвали правительства скорее «начать планирование скоординированной стратегии отхода» от своей экстренной помощи для промышленности и финансового сектора, поскольку в конечном итоге эти меры могут привести к привилегиям для национальных товаров и услуг в ущерб импорту.
В совместном докладе, представленном 14 сентября, отслеживается торговая и инвестиционная политика членов «большой двадцатки» в период с апреля по август. Проводимую этими странами политику сравнили с ранее данными обещаниями воздержаться от протекционизма и минимизировать негативное воздействие налоговой и финансовой политики на торговлю и инвестиции. На проходившем в апреле Лондонском саммите лидеров «большой двадцатки», которая заменила собой «большую восьмерку» в качестве неформального координатора глобальной экономики, страны попросили ВТО контролировать соблюдение членами организации своих обещаний в области торговли.
Авторы доклада приходят к выводу, что «нет свидетельств сползания к активному протекционизму, которое включает широкое применение ограничений или ответных мер в области торговли и инвестиций», и полагают, что правительства стран «большой двадцатки» смогли удержать протекционистское давление под контролем.
В то же время, авторы доклада указывают на «политическое сползание» как до апреля, так и после него. Некоторые члены «большой двадцатки» повысили тарифы и нетарифные барьеры, особенно для защиты металлургической и автомобильной промышленности. ЕС и США вернулись к применению существенно искажающих торговлю экспортных субсидий, чтобы повысить конкурентоспособность своей молочной продукции на мировых рынках. И хотя меры финансового стимулирования помогли увеличить спрос, что в свою очередь поддержало торговлю, некоторые страны, местные и региональные правительства включили в свои пакеты стимулирующих мер требования «покупать национальные товары».
В докладе отмечается, что, хотя предпринимаемые до настоящего времени торговые и инвестиционные меры повторяли меры, используемые ранее в условиях спада в экономике, «опасность заключается в постепенном накоплении "песка в шестеренках" международной торговли, что может усугубить последствия сокращения мировой торговли и инвестиций, подорвать уверенность в скором и устойчивом восстановлении глобальной экономической активности». Доклад указывает на противоречие между стремлением повысить общий спрос и ограничением торговли и инвестиций.
Эти выводы аналогичны тем, к которым пришли авторы трех докладов, подготовленных Секретариатам ВТО в этом году в качестве одного из компонентов мониторинга изменений торговой политики всех членов ВТО. Отмечается некоторое сползание к протекционизму, но это явление не получило широкого распространения. Последнее исследование отличается от докладов ВТО тем, что в нем рассматриваются только страны «большой двадцатки» и используются данные ОЭСР и ЮНКТАД по инвестициям. Его тональность резко отличается от мартовского предостережения Всемирного банка, предупреждавшего, что 17 членов «большой двадцатки» ввели торговые барьеры и вызвали к жизни призрак экономического изоляционизма образца 1930-х годов.
Доклад был опубликован до того, как администрация Б. Обамы сообщила о введении дополнительных пошлин на китайские автопокрышки. Эта мера США спровоцировала Пекин на угрозу о введении ответных мер, что порождает новые опасения о грядущем начале дорогостоящей торговой войны.
Авторы доклада обнаружили признаки того, что «начинается нормализация» международных торговых потоков. Мировая торговля товарами в июне 2009 г. выросла на 2,5%, причем во всех регионах, кроме Африки и Ближнего Востока, наблюдался рост экспорта по сравнению с показателями предыдущего месяца. Несмотря на такой рост, объем мировой торговли в июне 2009 г. был на 19% ниже своего максимального значения в апреле 2008 года.
Оживление торговли было особенно заметно в новых промышленных странах Восточной Азии. Некоторые данные указывают на то, что китайский пакет мер экономического стимулирования привел к росту региональной торговли.
Правительства успешно привлекли дополнительные кредиты и использовали меры страхования для противодействия резкому дефициту финансирования торговли, который проявился после прекращения нормального функционирования кредитных рынков в конце прошлого года. Именно этот дефицит, вместе с сокращающимся спросом, вызвали резкое сокращение торговых потоков. В то же время, высокий спрос на дополнительные кредитные ресурсы государственных агентств указывает на то, что частные банки еще не в полной мере вернули себе традиционную роль источников финансирования торговли.
По данным ЮНКТАД, приток прямых иностранных инвестиций продолжает быстро сокращаться. После их падения на 14% в 2008 г., прогнозируемый спад притока иностранных инвестиций в этом году составит от 30 до 40%. Приток прямых иностранных инвестиций в 30 стран ОЭСР может сократиться вдвое – до 500 млрд долл. США.
Что касается правительственной политики в связи с иностранными инвестициями, то в докладе отмечается, что большинство введенных членами «большой двадцатки» изменений проводились с целью повышения открытости и ясности для инвесторов. Например, Австралия облегчила требования к скринингу, сокращая расходы для перспективных иностранных инвесторов. Индонезия улучшила качество услуг и налогообложение для иностранных инвесторов. Несколько правительств также подписали новые двусторонние инвестиционные соглашения или более широкие соглашения о свободной торговле, включающие меры защиты иностранных инвесторов.
В докладе отмечается, что «уже сам размер» экстренных мер в таких глобализированных секторах, как финансы или автомобильная промышленность, создает «высокую вероятность» того, что они повлияют на движение капиталов, поскольку «аналогично субсидиям, экстренные меры могут фактически создавать преимущества для национальных отраслей, в ущерб иностранным игрокам».
В исследовании упоминается и так называемый финансовый протекционизм. Отмечается, что многие правительства требовали от получающих помощь банков (или настоятельно рекомендовали им) учитывать потребности национального бизнеса в заемном финансировании.
В докладе отмечается, что в основном повышение тарифных и нетарифных барьеров (таких как требования к лицензированию и маркировке) сосредоточилось в относительно небольшом числе секторов: сельское хозяйство, железо и сталь, автомобили и автомобильные компоненты, химические продукты, пластмассы и текстиль.
Количество начатых антидемпинговых расследований (т.е. показатель протекционистского давления на правительства со стороны национального бизнеса) не превысило показателей за аналогичный период 2008 года. Но вот список стран, принявших предварительные меры, которые необходимы для введения антидемпинговых пошлин, изменился существенно: количество начатых расследований в Китае увеличилось почти в пять раз – с 3 до 14. В свою очередь Китай часто является и объектом антидемпинговых расследований, касающихся самых разных товаров.
Наблюдался резкий рост числа расследований, необходимых для введения защитных мер – от 2 случаев в первые два месяца 2008 г. до 16 случаев в 2009 году. Причем 14 из них начала проводить одна страна — Индия.
В докладе отмечается, что сложно оценить влияние на торговлю мер финансового стимулирования и программ поддержки промышленности и финансового сектора – главным образом из-за отсутствия данных о реализации таких схем. Рекомендуется обратить внимание на потенциальные долгосрочные последствия таких мер для честной конкуренции. «Чем дольше будут действовать такие субсидии, тем к большим искажениям они приведут в принятии решений по вопросам производства и инвестиций в глобальном масштабе, тем больше будет угроза развития хронических искажений в торговле и тем сложнее будет выправить эти искажения», – отмечается в докладе на примере сельскохозяйственного сектора, где субсидии применяются особенно широко.
Приложения к докладу включают описания связанных с торговлей мер, стратегий экономического стимулирования, схем поддержки финансового сектора для индивидуальных стран, а также связанных с инвестициями политических изменений, осуществленных правительствами стран «большой двадцатки» в период с апреля по август. Большая часть этой информации или была предоставлена самими правительствами этих стран, или же находится в открытом доступе.
Источники: Доклад ВТО, ОЭСР и ЮНКТАД по торговым и инвестиционным мерам «большой двадцатки» ( http :// www . oecd . org / dataoecd /56/48/43689944. pdf ), сообщения МЦТУР