08.09.2009
Проходившие недавно дискуссии в рамках неформальных переговоров ООН по выработке нового соглашения по климату, принятие которого ожидается в декабре нынешнего года в Копенгагене, продемонстрировали важность экономических и торговых аспектов для разрешения климатических проблем.
Встреча стран прошла 10–14 августа в Бонне (Германия) с целью добиться продвижения в переговорах как в рамках рабочей группы по Киотскому протоколу, так и в рабочей группе по Долгосрочным совместным действиям.
Обсуждение проходило в соответствии с Планом действий, который был принят сторонами в 2007 г. на о.Бали. Дискуссии проводились в составе небольших групп с участием приглашенных посредников, направлявших обсуждение в нужное русло.
Торговые аспекты вышли на первый план при обсуждении мер смягчения последствий изменения климата, вопросов передачи технологий и даже в связи с рассмотрением общего видения ситуации. В одних группах торговые вопросы проявились четко, а в других – косвенно.
Хотя при обсуждении социальных и экономических последствий мер реагирования на изменение климата обычно преобладают интересы и соображения стран ОПЕК, Индия предложила включить в текст следующую формулировку:
«Стороны из числа развитых стран не прибегают к односторонним мерам в какой-либо форме, включая компенсационные пограничные меры, по отношению к товарам и услугам, импортируемым из развивающихся стран, на основаниях защиты и стабилизации климата. Такие меры будут нарушать принципы и положения Конвенции, включая, в частности, те из них, которые связаны с принципом общей но дифференцированной ответственности (параграф 1 статьи 3), с торговлей и изменением климата (параграф 5 статьи 3), и со взаимосвязью между мерами развивающихся стран по смягчению последствий изменения климата и предоставлением финансовых ресурсов и технологий Сторонами из числа развитых стран (параграфы 3 и 7 статьи 4)».
Это предложение получило поддержку со стороны нескольких десятков развивающихся стран. Против выступили США, Япония и ЕС. Важно отметить, что формулировка со ссылкой на РКИК ООН прямо охватывает пограничный углеродный налог (как это предусмотрено в американском законопроекте Ваксмана – Марки, который вскоре будет проходить утверждение Сенатом).
Обсуждение секторальных подходов является продолжением дебатов о рассмотрении отраслевых целевых показателей, которые распространялись бы на все страны. Развивающиеся страны выступают против такой позиции, поскольку это может привести к значительным торговым конфликтам и к серьезным последствиям, особенно в сфере конкурентоспособности.
Развивающиеся страны предлагали сконцентрировать внимание на вопросе о добровольных секторальных подходах для реализации статьи 4 (связанной с финансированием, разработкой и передачей технологий), в рамках которых финансирование и технологии можно направлять в отдельные отрасли вместо их направления в «общий котел». Секторальные действия развивающихся стран считаются одним из вариантов приемлемых национальных мер по смягчению последствий изменения климата.
Что касается руководящих принципов, то в нынешнем варианте текста уже имеется следующая заслуживающая внимания формулировка:
«Реализация совместных отраслевых подходов не должна подменять собой национальных целевых показателей сторон из числа развитых стран [или приводить к [новым обязательствам для сторон из числа развивающихся стран, [транснациональным или национальным целевым показателям сокращения выбросов,]] произвольной или необоснованной дискриминации или скрытому ограничению международной торговли [, или применению единых и равноправных глобальных стандартов для сторон]]».
В ходе оживленного обсуждения в подгруппе, которая рассматривала общие подходы (включая возможность использования рынков для поддержки мер по смягчению последствий изменения климата и повышению экономической эффективности таких мер), подчеркивалось настойчивое стремление развитых стран, особенно европейских, добиться создания глобального рынка углерода. Здесь связь с торговлей многообразна, создание такого огромного рынка окажет значительное влияние на связанные с ним товары и деятельность. Некоторые наблюдатели утверждают, что объем рынка углерода может составить триллионы долларов – обойдя глобальный рынок недвижимости.
Нынешний вариант рассматриваемого текста содержит всего две страницы по вопросам, связанным с правами интеллектуальной собственности. Столь небольшой объем заставил многие страны подчеркивать в своих выступлениях важность проведения целенаправленного обсуждения этой проблемы. Например, США заявили на пленарном заседании, что они считают права интеллектуальной собственности критически важным компонентом дискуссий и хотели бы дальнейшего рассмотрения этой темы. Выступая на заседании группы по технологиям, США заявили, что не согласятся с принятым в рамках этого процесса решением, если оно каким-либо образом будет подрывать или оказывать иное влияние на другие соглашения по правам интеллектуальной собственности.
Тем не менее, ряд развивающихся стран продолжают обращаться к этому вопросу, в частности, в связи с принудительным лицензированием и патентованием. Так что вопрос о правах интеллектуальной собственности обязательно останется в повестке дня обсуждения. Именно в этой области участникам переговоров требуется дополнительная информация и анализ.
Кроме предложения Индии включить параграф по односторонним мерам, делегаты ссылались также на право на развитие и уважение к международной экономической системе. Ряд развивающихся стран настаивали на том, что уважение к устойчивому развитию стран, к их праву на развитие и признание открытой экономической системы являются критически важными компонентами общего видения.
Хотя вопрос о сельском хозяйстве на этой сессии отдельно не рассматривался, имеется немало сообщений о том, что небольшая группа «стран-единомышленниц» может планировать проведение параллельной встречи по этому вопросу (вероятно в Бангкоке).
Дискуссии в группе по вопросам финансирования проходили быстрее, чем в других группах. Вероятно, этому помогло активное участие возглавлявшего группу посредника – Луиса Фигуередо ( Luiz Figueredo ). Заслуживает внимания тот факт, что присутствующие члены Группы-20 провели встречу вне рамок переговорного форума, фокусируя внимание на вопросах финансирования мер, направленных на изменение климата.
В своем интервью после переговоров Исполнительный секретарь Иво де Боер ( Yvo de Boer ) изложил «четыре важнейших» пункта обсуждения, на которые, как он надеется, сможет дать ответ саммит в Копенгагене: объемы сокращения выбросов, которые могут принять промышленно развитые страны; действия, на которые могут согласиться основные развитые страны; источники средств для поддержания необходимого финансирования передачи технологий развивающимся странам и средства для управления этим финансированием.
Несомненно, перечисленные вопросы привлекут внимание участников форума в Копенгагене. Но чтобы согласовать позиции в условиях широкого разнообразия национальных обстоятельств и интересов и прийти к консенсусу, потребуется получить большее представление о проблеме. Вопрос состоит не в том, что сделают развитые страны, а в том, как они это будут делать. Источники финансирования и управление финансированием – это политические вопросы, и ответы на них не ограничиваются «где» и «как». Для достижения решения в процессе переговоров они должны включать также вопрос «сколько». Вопросы финансирования можно разрешить только в комплексе с демонстрацией развитыми странами своих собственных действий по смягчению последствий изменения климата и с выполнением ими принятых ранее обязательств по передаче технологий и по финансовой помощи.
Источник: дайджест новостей «Мосты» №14, 8 сентября 2009 г . по сообщениям МЦТУР