23.06.2009
На первом саммите группы БРИК, который прошел 16 июня в Екатеринбурге, лидеры стран дали понять: они заинтересованы в том, чтобы стать крупными игроками в глобальной экономической политике. Руководители Бразилии, России, Индии и Китая выступили с призывом играть большую роль в глобальной финансовой инфраструктуре. В то же время, они воздержались от обсуждения будущего американского доллара в качестве мировой резервной валюты.
«Страны с активно растущей экономикой и развивающиеся страны должны получить большее право голоса и большее представительство в международных финансовых институтах, – заявили представители стран БРИК в своем совместном коммюнике. – Мы также полагаем, что ощущается острая потребность в стабильной, предсказуемой и более диверсифицированный международной валютной системе».
Как отмечает ведущий экономический советник Президента России Аркадий Дворкович, страны БРИК разделяют общую позицию по вопросу реформирования Международного валютного фонда (МВФ). Стороны надеются расширить список валют, на котором основываются специальные права заимствования (СПЗ – резервная валюта МВФ), и дополнить его китайским юанем, российским рублем, канадским и австралийским долларами, а также золотом. МВФ должен пересмотреть валютную корзину СПЗ в ноябре 2010 года.
Перед саммитом Китай, Россия и Бразилия обещали внести в МВФ значительные суммы, чтобы усилить свое влияние в этом институте финансового регулирования. Право голоса страны в МВФ определяется величиной ее квоты или взноса в СПЗ. В настоящее время, доля Бразилии составляет 1,4%, России – 2,7%, Индии – 1,9%, а Китая – 3,7%.
Премьер-министр Индии Манмохан Сингх призвал лидеров БРИК осуществить краткосрочные меры для разрешения глобального финансового кризиса, которые обсуждались на саммите «большой двадцатки». На апрельском саммите страны БРИК опубликовали совместную декларацию с предложениями по антикризисным мерам (см. еженедельник “ Bridges ”, 18 марта 2009 г ., http :// ictsd . net / i / news / bridgesweekly /43467/ ).
В свете смелого первого общего заявления на саммите «большой двадцатки» обозреватели с любопытством наблюдали за тем, как четыре крупнейших страны мира с активно развивающейся экономикой продолжат утверждать свои позиции. Но проходившая на этой неделе встреча оказалась более сдержанной в плане высказываний и заявлений. Стоит отметить, что в совместном заявлении ничего не было сказано о предложении России относительно снижения зависимости от американского доллара как от единственной мировой резервной валюты. Страны БРИК существенно зависят от доллара как от мировой резервной валюты и хотят получить большую независимость от экономики США.
«Мировая экономика не должна оставаться столь непосредственно и чрезмерно связанной с превратностями единственной мировой державы, – заявил в интервью New York Times Роберто Мангабейра Унгер, Министр Бразилии по стратегическим вопросам. – Развивающиеся страны не должны опасаться, что их с таким трудом заработанные валютные резервы находятся под угрозой значительной девальвации». Будучи движущей силой группы, выступающей за политические реформы, Россия ранее призывала к созданию новой международной резервной валюты, но впоследствии уклонилась от развития этого предложения. Как сообщил на брифинге во вторник А.Дворкович: «Существует понимание, что последнее, что нам сейчас нужно, так это нестабильность на финансовых рынках».
Но страны планируют инвестировать в экономику друг друга, даже при отсутствии единой позиции по доллару. Как заметил А.Дворкович, предполагалось, что лидеры БРИК обсудят вопрос о вложении своих резервов в валюты друг друга, о проведении двусторонней торговли в национальных валютах вместо американского доллара и о разработке соглашений по валютным свопам.
Вопрос о новой резервной валюте – лишь один пример различий во мнениях в этой неоднородной группе. Россия и Бразилия, которые уступают другим членам группы по величине экономики, активнее всего высказывались по валютным вопросам. Китай, накопивший американских долгов на 1 трлн. долл. США, сохраняет молчание по этому вопросу, указывая на нежелание делать шаги, которые могут создать угрозу обесценивания его резервов. Для Индии этот вопрос не столь важен, поскольку ее финансовая система в меньшей степени зависит от международной торговли и больше – от ситуации на внутреннем рынке. Тем не менее, Индия также не хочет нарушать работу системы, основанной на долларе.
Отличаются также и экономические интересы стран БРИК. Китай, чей ВВП превышает ВВП трех других членов группы вместе взятых, существенно зависит от экспорта в США и Европу. Китай и Индия обладают большими ресурсами рабочей силы, тогда как Россия и Бразилия – обширными запасами природных ресурсов. В связи с этим Китай предпочел бы низкие цены на такие природные ресурсы как нефть, тогда как Россия и Бразилия надеются удержать цены на высоком уровне.
«В действительности, у стран БРИК мало общего», – отметил в интервью New York Times Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики в Москве. «У каждой из них своя судьба, свой особый характер и им будет гораздо труднее согласовать что-нибудь между собой, чем каждой из них отдельно со странами Запада».
Тем не менее, насколько это возможно, стороны будут стремиться к сотрудничеству. Как сообщил агентству Reuters вице-президент Китайского университета иностранных дел в Пекине Цинь Яцин: «Возможно частичное сотрудничество и встречи подобного рода помогут усилить их общий голос».
В целом, на долю стран БРИК приходится 15% мировой экономики и 12% объема мировой торговли. В них проживает 42% населения планеты и в прошлом году на их долю приходилось более 50% роста мировой экономики. Очередная встреча группы состоится в Бразилии в 2010 году.
Источник : дайджест новостей « Мосты » №10, 23 июня 2009 г . по сообщениям МЦТУР ; “UPDATE 2 – Russia seeks currency debate at first BRIC summit”, REUTERS, 16 июня 2009; “Emerging Powers Prepare to Meet in Russia”, THE NEW YORK TIMES, 16 июня 2009; “BRIC seeks global voice at first summit”, REUTERS, 14 июня 2009