02.03.2009
Правительство Индии официально зарегистрировало 200 тысяч местных медицинских рецептов в качестве «общественной собственности», разрешив таким образом всем желающим их использовать, но сделав невозможной регистрацию торговой марки на имя конкретной компании в целях последующего извлечения коммерческой выгоды.
Поводом для такого шага послужило сделанное учеными в Дели заключение о пугающих масштабах «биоразведочных» работ, которые ведутся иностранными компаниями с целью патентования традиционных лечебных методик. Как сообщает британская газета «Гардиан», в ходе изучения правительственных архивов было выявлено 5 тысяч случаев выдачи таких патентов на «лечебные растения и традиционные системы» на общую сумму не менее 150 млн долл. США.
«Более двух тысяч таких патентов выдано на рецепты традиционной индийской медицины», – заявляет Винод Кумар Гупта, руководитель Цифровой библиотеки традиционных знаний. Вопрос, встающий в связи с результатами этого расследования таков: «почему транснациональные компании тратят миллионы долларов на патентование медицинских методик, которые они сами называли неэффективными?» – недоумевает Гупта.
«Проблема в том, что круг людей, которым известны эти традиционные методики, иногда очень ограничен, – объясняет эксперт по правовым вопросам Патрисия Лохлан в интервью австралийской медиакомпании ABC News. – Поэтому крупные фармацевтические компании могут вести подобные исследования, называемые также биоразведкой или биопиратством, в Индии. Они получают доступ к таким знаниям, оформляют на свое имя патент и, соответственно, монопольное право на извлечение выгоды из изобретения, авторство которого принадлежит вовсе не им. Они используют в своих целях методики, появившиеся, скажем, пятьсот лет назад».
В ходе расследования было выявлено, что в одном только Брюсселе запатентовано использование в лечебных целях 285 растений, широко применяемых в индийских медицинских практиках (аюрведе, юнани и сиддхе). Гупта обратился к бельгийским властям с требованием об аннулировании этих патентов, поскольку очевидно, что данные медицинские системы были издавна известны и применялись в Индии.
Аюрведа – традиционная индийская медицинская система. Практика юнани, как считается, пришла в Индию из Древней Греции, а сиддха – одна из древнейших медицинских систем – берет свое начало на юге Индии.
Индийские исследователи в течение восьми последних лет с величайшим тщанием переводили древнеиндийские тексты и сводили их в единую базу данных, в которой сейчас содержится подробная информация по 200 тысячам рецептов. Созданная таким образом Цифровая библиотека традиционных знаний будет использоваться Европейским патентным ведомством для выявления «биоразведчиков» – лиц и компаний, занимающихся изучением традиционных биологических и генетических ресурсов с научными или коммерческими целями.
У Индии богатый опыт ведения длительных и дорогостоящих правовых войн за отзыв патентов. По сообщению властей, в ходе одной из таких войн, которая продолжалась почти 10 лет, правительству Индии пришлось потратить дополнительные 5 млн долл. США, чтобы добиться аннулирования патентов на лекарственные средства, получаемые из куркумы и индийского дерева под названием «ним» (мелии индийской). Как рассказал Гупта, в данном случае Индии удалось добиться своего, так как она «доказала, что эти рецепты являются частью традиционной индийской медицинской науки. Они не были инновационными, поэтому не могут патентоваться».
Другой предмет озабоченности индийского правительства – многомиллиардная индустрия йоги. За последнее время число последователей этой древнеиндийской практики очень выросло, в частности, в Америке. Однако в Индии йога считается традиционной медицинской практикой, на основании чего индийское правительство обратилось к Соединенным Штатам с просьбой зарегистрировать это название как общеизвестное (свободно используемое).
«Мы не хотим, чтобы кто-либо присвоил себе бренд «йога», – говорит Гупта. – В наших древних текстах описывается 1500 асан (поз йоги) и упражнений. Мы записываем их, чтобы никто не мог себе это присвоить. В нашей практике были случаи, когда люди патентовали одну из техник йоги на основании указания температурного режима. Это просто неправильно».
Индия с ее семью национальными медицинскими системами, среди которых современной медицине принадлежит далеко не главное место, представляет собой необычный случай. Согласно сообщениям в прессе, примерно 80% населения Индии отдают предпочтение народной медицине, а количество практикующих аюрведу врачей с государственной лицензией насчитывает 430 тыс. человек. Бюджет департамента, курирующего традиционную индийскую медицину (Департамент Аюрведы, йоги и натуропатии, юнани, сиддхи и гомеопатии, или AYUSH в английской аббревиатуре), составляет 10 млрд рупий (260 млн долл. США).
Затеяв войну с биопиратством, индийские власти исходили из того, что великое биоразнообразие развивающихся стран может вдохновить ученых на разработку новых медикаментов и развитие новых сельхозкультур. «Для создания нового сверхдейственного препарата Западу может понадобиться 15 миллиардов долларов и 15 лет, а традиционная медицина могла бы возвестить приход новой эпохи – эпохи дешевых лекарств», – рассуждает Гупта. В частности, «если вам удастся выделить в чистом виде активное вещество, вам останется только провести испытания препарата и продумать маркетинговую политику».
Гупта уверен, что первые шаги в области разработки дешевых лекарственных препаратов на основе знаний традиционной медицины уже сделаны. Индийские ученые объединились с одной из фармацевтических компаний США с целью создания лекарства от псориаза, которое будет клинически тестироваться в этом году. По словам Гупты, если усилия команды разработчиков принесут свои плоды, стоимость лечения этого заболевания снизится до 50 долл. США: «Это намного меньше нынешней стоимости лечения, которое оценивается в 10 тысяч долларов».
Эксперт по правовым вопросам Лохлан убеждена, что «индийская схема» должна послужить заявленной цели. «Это должно сработать, – заявила она в интервью ABC. – Эта идея никоим образом не нарушает принципов патентного права. В ее основе лежит сама патентная система, вот почему это такой удачный ход и он обязательно сработает».
Инициатива по защите традиционных медицинских практик, с которой выступила Индия, отражает рост авторитета этой страны в ВТО. В последние годы Индия получила поддержку от Бразилии, Евросоюза, Кении, Кубы, Пакистана и Швейцарии. В частности, эти страны потребовали, чтобы положения, касающиеся защиты биоразнообразия и связанного с ним традиционного знания, были включены в Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Масштабы поддержки этой инициативы стали очевидны прошлым летом, когда более ста государств-членов ВТО, включая Евросоюз, Бразилию, Китай и ряд африканских стран, высказались в пользу внесения в соглашение ТРИПС формулировок, обеспечивающих правовую защиту традиционных знаний. Более того, эти страны потребовали, чтобы поправка к соглашению ТРИПС против биопиратства была включена в итоговый пакет раунда Доха, вместо того чтобы фигурировать в глобальных торговых переговорах лишь в качестве второстепенного вопроса.
Однако среди стран ВТО нашлись и те, кто не поддержал идею внесения такой поправки в ТРИПС. Например, США, Япония, Сингапур, Южная Корея, Новая Зеландия, Канада, Австралия и Аргентина заявили о необходимости проведения более подробного обсуждения технических вопросов и изучения эмпирических данных до начала переговоров о внесении подобной поправки.
В конечном итоге, в свете зашедших прошлым летом в тупик переговоров текущего раунда, решение данного вопроса так никуда и не продвинулось.
Источники : сообщения МЦТУР ; “India moves to protect traditional medicines from foreign patents,” THE GUARDIAN, 22 февраля 2009; “Indian government moves to protect its culture,” ABC ( Австралия ), 23 февраля 2009.