02.06.2008

ОТП отмечает быстрой рост в Китае, но призывает к разрешению проблем дисбаланса в экономике

 

Как указывает проведенный ВТО обзор экономической политики Китая, несмотря на впечатляющий экономический рост после 2006 года, эта страна сталкивается с проблемами углубления неравенства доходов, усиливающегося разрыва между сбережениями и инвестициями, а также с другими проявлениям дисбаланса в экономике.

Во втором обзоре торговой политики Китая (ОТП), который был выпущен Секретариатом ВТО на прошлой неделе, отмечается, что структурные реформы, включая либерализацию торговли, осуществленные страной после выхода предыдущего ОТП в 2006 году, привели к значительному ускорению темпов экономического роста, достигших в 2007 году более 11%. В обзоре (см. документ ВТО WT/TPR/S/199) отмечают, что сейчас экономика Китая является третьей по величине экономикой мира, а кроме того Китай вышел на третье место в мире по объему торговли. Несмотря на такое повышение статуса и на увеличение среднедушевого уровня доходов, в обзоре указывают на ряд сохраняющихся проблем, включая растущее неравенство доходов, увеличивающийся разрыв между сбережениями и инвестициями, а также несбалансированный рост, который в большей степени определяется инвестициями и экспортом, а не потреблением.

Быстрый рост и интеграция

Рост показателей ВВП на душу населения в Китае с 1.490 долл. США в 2004 г . до 2.017 долл. в 2006 г . сопровождался сокращением показателей бедности, поскольку число граждан с доходами менее 1 доллара в день сократилось в 2006 году до 21,5 млн человек по сравнению с 23,7 млн человек в 2005 г . Реальный рост ВВП в 2007 году составил 11,4%. На долю одной лишь торговли товарами в 2006 году приходилось 65% ВВП и 13% мировой торговли. Китай оставался основным получателем прямых иностранных инвестиций (ПИИ), занимая в этом отношении четвертое место в мире и первое среди развивающихся стран. Зарубежные инвестиции Китая также выросли в 2007 году до почти 19,7 млрд долларов США, и это более чем в десять раз превышает тот уровень , что существовал лишь тремя годами раньше.

Касаясь менее оптимистичных изменений, в обзоре указывают на расширяющийся разрыв между сбережениями (составляющими 54,4% от ВВП) и инвестициями (44,9% от ВВП). В то же время, рост поступлений по отношению к расходам привел к сокращению бюджетного дефицита с 1,3% от ВВП в 2006 году до 0,6% в 2007 году и к сокращению государственного долга с 17,5 от ВВП в 2005 году. до 16,3% в 2006 году.

В докладе также отмечается, что Китай сталкивается с рядом усиливающихся проявлений несбалансированности в экономике, включая опору на инвестиции и экспорт как на движущие силы экономического роста; неэффективное распределение капитала из-за недостаточно развитого рынка капитала; а также различные формы помощи для производственного сектора. Другие негативные последствия экономического роста включают деградацию окружающей среды и усиление разрыва между доходами городского и сельского населения.

В то же время, в докладе также отмечают, что по сравнению с предшествующим обзором Китай предпринял ряд мер для повышения прозрачности в области управления экономикой, включая создание бюро по предотвращению коррупции и введение в действие законодательства по регулированию монополий, по процедурам банкротства, а также законы, регулирующие вопросы собственности и налогообложения.

Сохраняются экспортные ограничения

Тарифы по-прежнему остаются основным инструментом Китая в области торговой политики, хотя на долю импортных пошлин и приходилось всего 3,3% налоговых поступлений в 2006 году. Доклад указывает на некоторое сокращение китайских нетарифных барьеров, таких как число тарифных позиций, на которые автоматически распространяются требования к лицензированию импорта. В 2006 году были отменены тарифные квоты для соевого масла, пальмового масла и некоторых сортов рапсового масла.

Китай предоставил режим наибольшего благоприятствования (РНБ) всем членам ВТО за исключением Сальвадора и некоторых территорий стран-членов ЕС. На протяжении последних двух лет Китай удерживал средние применяемые тарифы для стран с режимом наибольшего благоприятствования на уровне 9,7%, причем средний применяемый тариф для сельскохозяйственной продукции составлял 15,3%, а для промышленных товаров – 8,3%.

В течение рассматриваемого в обзоре периода вступили в силу два подписанных Китаем соглашения о свободной торговле (ССТ) – ССТ между Китаем и Чили (в октябре 2006 года) и ССТ между Китаем и Пакистаном (в июле 2007 года). В июле 2007 г . также вступила в силу глава по услугам ССТ Китай–АСЕАН. В рамках этих двусторонних соглашений применяемые преференционные тарифы находятся в диапазоне от 3,5 до 9,1%. В настоящее время проводятся переговоры по четырем дополнительным двусторонним соглашениям – с Австралией, Советом по сотрудничеству стран Персидского залива, Исландией и Новой Зеландией.

Китай продолжает применять различные торговые инструменты, чтобы стимулировать инвестиции в высокие технологии, поощрять инновации и охрану окружающей среды (например, за счет сокращения потребления энергии). К таким инструментам относятся налоговые льготы, неналоговые субсидии, меры контроля цен и различные формы «руководящих указаний», включая отраслевые стратегии для отдельных секторов.

Одним из интересных аспектов торговой политики Китая является применение экспортных налогов, сокращения налоговых льгот по НДС, требований лицензирования и других торговых мер для того, чтобы если не прекратить, то хотя бы ограничить экспорт большого и расширяющегося числа продуктов, которые приводят к потреблению значительных объемов природных ресурсов и энергии. Показательным примером является недавнее повышение Китаем временных тарифов для 142 тарифных позиций с целью сокращения экспорта высокоэнергоемких и загрязняющих окружающую среду продуктов, а также продуктов, которые потребляют значительные количества сырьевых материалов.

  Поддержка сельского хозяйства, искажение цен на энергию

Значительным сдвигом стало то, что Китай недавно перешел от налогового давления на сельское хозяйство к активной поддержке сельхозпроизводителей и производительности сельскохозяйственного производства. Как отмечается в докладе ОТП, в 2006 г . Китай отменил большинство сельскохозяйственных налогов, а финансовую поддержку сельхозпроизводителям он начал предоставлять с 2004 года. Но несмотря на дополнительную помощь со стороны правительства, доля сельского хозяйства в ВВП сократилась с 13,4% в 2004 году до 11,8% в 2006 году, хотя на его долю все еще приходится 40% занятости (но лишь одна пятая производительности труда).

Низкая продуктивность сельского хозяйства и сохраняющийся избыток рабочей силы в секторе способствуют увеличению разрыва между сельскими и городскими районами по показателям средних доходов и уровня жизни. Для сокращения такого разрыва правительство стремится повысить производительность сельскохозяйственного производства, предоставляя поддержку для улучшения инфраструктуры, производственных технологий и подготовки кадров. Кроме того, чтобы сохранить стабильность цен на продукты питания и обеспечить адекватное продовольственное снабжение, правительство использовало ряд мер, включая субсидии, государственную торговлю, закупки, сбыт и распределение, а также тарифные квоты, которые поддерживались для таких товаров как зерновые, сахар, шерсть, хлопок, минеральное сырье и химические удобрения.

Если сельское хозяйство сталкивается с трудностями, то промышленный сектор процветает: на долю обрабатывающей промышленности приходится 92,4% товарного экспорта Китая. Хотя и сохраняются некоторые льготы и ограничения на экспорт, в целом промышленный сектор характеризуется относительно либеральным торговым режимом.

Хотя значительный объем китайского промышленного сектора отчасти несет ответственность за энергоемкость экономики страны, в докладе также отмечается, что механизмы ценообразования для нефти, угля, электроэнергии и природного газа привели к искусственному занижению цен, что вызывает чрезмерное потребление энергии. Находясь на втором месте в мире по потреблению энергии, Китай также является и вторым по величине источником выбросов парниковых газов, что во многом объясняется тем, что 70% электроэнергии в стране вырабатывают угольные электростанции.

В докладе также отмечается, что в китайском секторе услуг темпы либерализации были ниже чем в других секторах экономики и что сектор услуг до сих пор страдает от недостаточного уровня конкуренции, от ограничений на иностранные инвестиции и от более значительного государственного контроля.

Отсутствие доступа к внешнему финансированию через рынки капитала также означает, что национальные компании продолжают в основном полагаться на собственную нераспределенную прибыль (или на средства, полученные от друзей и родственников). В то же время правительство предприняло некоторые инициативы для реформирования банковского сектора, а также для реформ в секторах услуг, таких как телекоммуникационный сектор.

  Проблемы сохраняются, но при неплохих перспективах для устойчивого роста

В докладе приводится ряд потенциальных направлений для реформ. Конкретные рекомендации включают меры по сглаживанию неравенства доходов между городскими и сельскими районами, по стимулированию перемещения избыточной рабочей силы из сельского хозяйства в другие сферы деятельности, например в сектор услуг, по поддержке технического прогресса, по увеличению расходов на научно-исследовательские разработки, а также по увеличению расходов на здравоохранение, образование и пенсионное обеспечение. Увеличение расходов на социальные услуги также приведет к повышению уровня потребления и сократит зависимость от сбережений, что, в свою очередь, сократит уровень зависимости Китая от экспорта в качестве основной движущей силы экономического роста. Изменения такого рода могли бы сократить разрыв между валовыми внутренними сбережениями и инвестициями и дополнительно сократить активное сальдо текущего платежного баланса Китая.

В докладе также призывают произвести поэтапное устранение контроля над ценами и других препятствий для эффективного распределения земли, энергии, воды и других природных ресурсов. Такие изменения будут способствовать усилению охраны окружающей среды, особенно если дополнить их рыночными инструментами, которые требуют, чтобы загрязнители платили на наносимый ими ущерб.

В докладе также отмечается необходимость большей гибкости для обменного курса, что могло бы помочь в снижении инфляции и, соответственно, устранить необходимость в контроле над ценами и в других нерыночных мерах.

Хотя в докладе и отмечается прогноз Всемирного банка о сокращении темпов роста в Китае до 9,6% в 2008 году, он прогнозирует, что этот азиатский гигант сможет обеспечить устойчивый экономический рост в будущем, хотя и с более низкими темпами, по мере того как экономика страны будет укрепляться, а рабочая сила сокращаться. Движущими силами такого продолжающегося роста могли бы стать обширные людские ресурсы страны, высокие темпы инвестиций в физический и (в меньшей степени) в человеческий потенциал, значительный рост производительности труда и все более ориентирующаяся на рыночные механизмы экономика, которая открыта для международной торговли и зарубежных инвестиций (и связанных с ними технологий).

США критикуют; Китай отвечает

В ходе проведения обзора США выражали озабоченность по ряду аспектов торговой политики Китая, включая используемые Китаем экспортные ограничения на ряд товарных продуктов, применение особых национальных стандартов при наличии существующих международных стандартов, слабое правоприменение в сфере охраны прав интеллектуальной собственности и все более ограничительный инвестиционный режим. США также настоятельно рекомендовали Китаю взять на себя более активную ведущую роль в рамках раунда Доха, особенно в каждом из трех основных направлений переговоров – сельское хозяйство, промышленные товары и услуги.

Со своей стороны, в ответном заявлении Китай отметил, что он играл в этих переговорах активную роль и настаивал, что в соответствии с мандатом по превращению развития в центральный вопрос переговоров текущего раунда, следует уделять больше внимания интересам членов ВТО из числа развивающихся стран в рамках всех переговоров Повестки дня развития раунда Доха (ПДР). Он также обратил внимание на первый в истории взнос китайского правительства в феврале 2008 году на цели поддержки других членов ВТО из числа развивающихся стран, чтобы укрепить их потенциал для участия в международной торговле. Китай также отметил предоставление для 41 наименее развитой страны беспошлинного доступа для большинства товаров, которые они могут экспортировать, причем на долю этих стран в 2007 году приходилось 97,9% от общего объема экспорта этих товаров в Китай.

Источник: еженедельник «Мосты» №19, 2 июня 2008 года по сообщениям МЦТУР.

<<Все новости