27.04.2007

Начало переговоров о свободной торговле между ЕС и Индией, Кореей, АСЕАН

ЕС планирует начать переговоры по заключению соглашений о свободной торговле (ССТ), которые имеют стратегическое значение, с Индией, Южной Кореей, а также АСЕАН. Вместе с тем, Брюссель настаивает на том, что проведение указанных переговоров не ослабит его приверженности к проведению многосторонних переговоров по развитию торговли.

23 апреля правительства стран членов ЕС утвердили полномочия на проведение переговоров по заключению торговых соглашений с тремя стремительно развивающимися азиатскими странами. Согласовано, что <ССТ должны носить комплексный и стратегический характер, обеспечивать масштабную либерализацию торговли товарами и услугами, а также содействовать привлечению инвестиций>. К числу других основных целей относятся открытие сферы государственных закупок, снижение нетарифных барьеров.

Министры 27 стран-членов ЕС отметили, что раунд Доха <остается в числе важнейших приоритетов ЕС в области торговой политики>. При этом было заявлено, что именно многосторонний форум представляет наиболее эффективную возможность устранения торговых барьеров. Вместе с тем, министры призвали к ускорению работы по заключению двусторонних соглашений, поскольку ЕС пока остается в стороне от происходящих в Азии процессов открытия рынков. Ожидается, что переговоры по этому вопросу начнутся в течение ближайших месяцев.

<В сочетании с успешным завершением переговоров в рамках раунда Доха указанные соглашения позволят открыть новые рынки для компаний ЕС, дав новый импульс развитию глобальной торговле>, - заявил Комиссар ЕС по вопросам торговли Петер Мандельсон.

В соответствии с принятой практикой, от имени стран членов ЕС переговоры о заключении соглашений будут проводиться Европейской Комиссией.

Решение ЕС является прямым следствием проведения новой торговой политики, которая была впервые опубликована Комиссией в октябре прошлого года. В рамках этой политики рекомендуется заключение всесторонних двусторонних переговоров о свободной торговле с крупными странами для обеспечения новых рынков для европейских компаний (BRIDGES Weekly, 11 October 2006, http://www.ictsd..org/weekly/06-10-11/story4.htm).

По этой стратегии, новые ССТ должны включать правила, регулирующие инвестиционную деятельность иностранных компаний, оказания бизнес услуг, охрану прав интеллектуальной собственности, при этом зачастую такие положения ССТ оказываются более жесткими, чем положения ВТО. Главная цель проводимой политики - выявление и снижение барьеров для доступа на рынки высокотехнологичных товаров и услуг, на которые приходится основная доля экспорта ЕС. Комиссией были выделены такие страны, как Корея, Индия и страны АСЕАН, для которых характерно сочетание высокого уровня протекционизма и большого рыночного потенциала.

Открытое стремление Брюсселя к либерализации режима регулирования инвестиционной деятельности и государственных закупок (именно по причине того, что ЕС не смогло получить поддержку по данному вопросу среди членов ВТО), вызвало недовольство отдельных сторонников концепции развития. <Планы ЕС по использованию соглашений о свободной торговле для обеспечения уступок в вопросах, решение которых неоднократно блокировалось развивающимися странами в ВТО, будет способствовать подрыву принципа многостороннего сотрудничества и росту масштабов бедности и неравенства>, - заявила Селин Шарвери, руководитель организации Оксфэм (Oxfam), проводящей кампанию <Справедливая торговля>.

Комиссия: торговые обороты могут значительно вырасти

По сообщению Европейской Комиссии, результаты независимого исследования, проведенного по её заказу говорят о том, что после заключения ССТ экспорт стран ЕС может вырасти на более чем 40 миллиардов евро в год, при этом совокупный объем ВВП ЕС может увеличиться на 0,13%.

По прогнозу аналитических центров (Copenhagen Economics and France's CEPII), которые проводили указанные исследования, экспорт ЕС в страны АСЕАН вырастет на 24,2%, в Корею - на 47,8%, в Индию - на 56,8%. В целом экспорт ЕС вырастет на 3,72%.

Больше всего европейские компании выиграют от экспорта бизнес услуг в страны АСЕАН и Корею, а также промышленных товаров в Индию. Экспорт промышленных товаров в Индию вырастет примерно на 50% или на 5,1 миллиард евро, при этом 1,8 миллиардов будет приходиться на экспорт автомобилей, что составляет прирост в 700% по сравнению с текущим уровнем. Экспорт бизнес услуг в страны АСЕАН вырастет на 29% и составит 7,9 миллиардов евро.

Что касается стран партнеров, то страны АСЕАН увеличат свой экспорт в ЕС на 18%, Индия на 18,7%, Корея на 36%.

Экспорт бизнес услуг стран АСЕАН вырастет на 80% и составит 14 миллиардов евро. Больше всего выиграет корейская автомобильная промышленность, экспорт которой может вырасти на 40% или 5,2 миллиардов евро. Экспорт индийского текстиля и одежды вырастет на 46% или на 3,6 миллиарда евро.


В 2005 году дефицит платежного баланса ЕС в торговле с Кореей составил 13,2 миллиарда евро, а с АСЕАН - 25,8 миллиардов. В соответствии с предоставленными Комиссией прогнозными данными, указанный дефицит уменьшится, однако дефицит платежного баланса в торговле ЕС с Индией даже увеличится.

Ожидаемый экономический рост на основе разных допущений

Приведенные выше данные экономического роста были получены на основе разных допущений относительно масштаба заключаемых соглашений. Например, по разным сценариям ЕС и АСЕАН ликвидируют барьеры в торговле практически всеми товарами, а также ликвидируют примерно 50% барьеров в торговле услугами. Индия ликвидирует 95% тарифов на импорт товаров, а также снизит на 25% ограничения на торговлю услугами.

Принимая во внимание проходящие в настоящее время переговоры в рамках ВТО, реализация последнего допущения может оказаться весьма проблематичным делом, поскольку индийские должностные лица публично критиковали ЕС (а также США) за стремление добиться от развивающихся стран несправедливо большого снижения тарифов. Тем не менее, должностные лица ЕС полагают, что эту задачу можно решить.

Открытым остается вопрос о том, как в ходе предстоящих переговоров будут решаться вопрос торговли сельскохозяйственной продукцией - печально известный своей чувствительностью предмет не только для ЕС, но и для Кореи, Индии и многих стран АСЕАН. Более того, как и в случае со многими другими двусторонними соглашениями о торговле, вопрос сокращения субсидий фермерам вряд ли будут предметом торгов.

Переговоры о заключении торговых соглашений с каждой из 10 стран-членов АСЕАН будут проводиться только при условии выполнении ими различных критериев соблюдения прав человека. В случае с диктаторским режимом военных в Мьянме (Бирма) эта представляется маловероятным. По имеющейся информации, Брюссель может, в конечном итоге, пойти на то, чтобы заключить на первоначальном этапе соглашение с пятью или шестью членами блока, включая Бруней, Дар-эс-Салам, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам.

ЕС считает, что угрозы многосторонней системе торговли нет

Решение ЕС начать двусторонние торговые переговоры значительных масштабов подняли вопрос о том, не теряет ли ЕС интерес к многосторонней системе международной торговли и зашедшим в тупик переговорам раунда Доха. В проведенном в январе обзоре торговой политики ЕС, секретариат ВТО указал на то, что решение Брюсселя о начале переговоров о заключении новых двусторонних и региональных соглашений о торговле <может еще более усложнить режим регулирования торговли и снизить интерес к дальнейшему развитию многосторонней системы торговли>.

Двусторонние ССТ подверглись критике со стороны широкого круга экономистов, экспертов в области торговли, а также компаний за то, что создается <чаша со спагетти> дублирующих правил торговли, которые уничтожают принципы недискриминации и увеличивают транзакционные издержки ведения предпринимательской деятельности (BRIDGES Weekly, 19 January 2005, http://www.ictsd..org/weekly/05-01-19/story1.htm). Наличие таких соглашений может усугубить дисбаланс экономической мощи между странами, поскольку развивающиеся страны не в состоянии объединиться так, как они объединяются в рамках ВТО для противодействия требованиям, которые они считают несправедливыми. Более того, стремление к заключению двусторонних переговоров приводит к снижению переговорного потенциала и отвлечению политического капитала от процесса многосторонних торговых переговоров.

Петер Пауэр (Peter Power), представитель Европейской Комиссии, считает эти опасения необоснованными. По его мнению, приверженность ЕС к переговорам в рамках раунда Доха не подлежит никакому сомнению, а ССТ с Кореей, Индией и АСАЕН будут полностью совместимы с требованиями ВТО. В любом случае, такие вопросы как допуск к системе государственных закупок и регулирование инвестиционной деятельности, которые будут в центре переговоров по заключению новых соглашений, не входят в состав предполагаемого соглашения раунда Доха.

По утверждению Комиссии, три будущих соглашения <позволят внести значительный вклад в развитие глобальной торговли при минимальных искажениях торговых отношений>.

<<Все новости