24.06.2013
Вызовы и угрозы, с которыми столкнулась Россия после присоединения к ВТО, а также конкурентные преимущества российской экономики и промышленности обсудили участники Петербургского международного экономического форума, прошедшего 20-22 июня 2013 года.
Мнения участников дискуссии - представителей крупного бизнеса, государственных органов России, а также Таможенного союза, Евросоюза и ВТО - сильно различались, однако необходимость сконцентрироваться на внутренних проблемах российской промышленности была признана всеми выступающими абсолютно необходимой для успеха на мировых рынках.
Алексей Мордашов, генеральный директор ОАО «Северсталь» и председатель Комитета по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО Российского союза промышленников и предпринимателей, отметил, что Россия и до вступления в ВТО имела «очень либеральный торговый режим», а крупнейшие российские производители были крупными игроками на мировых рынках. В этой связи он считает, что в нынешних условиях основным вопросом для обсуждения должен стать не доступ на рынки, а исключительно внутренние проблемы конкурентоспособности.
Однако с этим мнением не согласился генеральный директор ОК «РУСАЛ» Олег Дерипаска, который отметил, что открытие рынка в значительной мере изменило ситуацию, например на рынке алюминия, в силу того, что «потребители оказались не готовы». Он признал, что ситуация для европейских потребителей алюминия ухудшилась за счет «резкого снятия барьеров, отсутствия таможенного контроля, не совсем честного декларирования и конкуренции». Таким образом, по мнению Дерипаски, необходимым предварительным условием для присоединения России к ВТО должна была стать перестройка экономики изнутри, пересмотр подходов к промышленной, финансовой и налоговой политике, антимонопольному законодательству, серьезное реформирование и повышение прозрачности таможенных процедур.
Аранча Гонсалес, руководитель аппарата Генерального директора ВТО, комментируя заявление Дерипаски, подчеркнула: «ВТО даст России возможности, результатов никто не гарантирует». По словам Гонсалес, возможности будут предоставлены, только если Россия захочет воспользоваться ими: «Идите в атаку, не надо постоянно стоять в обороне». Руководитель Секретариата ВТО пояснила, что в мире международной торговли «переходить в нападение» означает «создавать добавленную стоимость». «Не надо думать, что вы можете спрятаться за огромную стену протекционизма», - предупредила она, отметив, что 40% российского экспорта имеют в себе импортную составляющую.
По мнению Андрея Слепнева, Министра торговли Евразийской экономической комиссии, необходимыми условиями для повышения конкурентоспособности российских игроков на мировых рынках являются три «К»: кредит (удешевление кредитных ресурсов для бизнеса), климат (деловой и инвестиционный) и компетенция (как в повышении уровня национального производства, так и в игре по правилам ВТО).
Слепнев согласился с Гонсалес в том, что игру в обороне Россия уже ведет, в частности в рамках антидемпинговых и компенсационных расследований Таможенного союза, в то время как продвигать свои интересы на мировой арене страна еще не научилась. Питер Мендельсон, бывший комиссар ЕС по торговле и заместитель премьер-министра Великобритании, согласился со Слепневым и Гонсалес, отметив, что переключиться от обороны к нападению - значит оттачивать собственную квалификацию и активно сотрудничать с другими членами ВТО, продвигая свои интересы и помогая корректировать неэффективные механизмы на мировых рынках и бороться с нечестной конкуренцией со стороны других участников международной торговли.
Представитель США также отметил, что лишь 3% мировых потребителей находятся в России, и предложил не столько беспокоиться о ситуации на внутреннем рынке, сколько побороться за оставшиеся 97% мировых потребителей в других странах.
Андрей Белоусов, занимавший на тот момент пост Министра экономического развития России, сравнивая преимущества и проблемы от присоединения к организации, заметил, что Россия, присоединившись к ВТО одной из последних, оказалась в сравнительно худших условиях, чем те страны, которые стали членами организации гораздо раньше. Он сравнил обязательства Бразилии, имеющей 30%-ный уровень связывания таможенных тарифов, с обязательствами России - 7%-ный уровень связывания. Он также подчеркнул, что продвижение переговоров раунда Доха является крайне важным для российской экономики, в особенности переговоры по снижению сельскохозяйственных субсидий в развитых странах. Возможность защиты своих интересов в Органе по разрешению споров ВТО, по словам Министра, является одним из важнейших и очень серьезных преимуществ, которые получила Россия.
Перечисляя конкурентные преимущества российской экономики, которые позволили бы России «перейти в наступление», участники дискуссии отметили значительные масштабы неудовлетворенного внутреннего спроса, природные ресурсы, человеческий капитал, а также существование мощных, эффективно управляемых игроков. Вместе с тем Мандельсон подчеркнул, что часто причиной того, что «идеальные российские компании» не могут успешно вести свою деятельность является созданная государством среда. Таким образом, эксперты согласились, что серьезный пересмотр государством приоритетов расходования средств, верное определение способов поддержки производителей и перестройка экономической политики имеют решающее значение для повышения конкурентоспособности российских производителей вне зависимости от условий, созданных вступлением страны в ВТО.
Источник - «Мосты» по материалам: ICTSD (МЦТУР); трансляция панельной сессии «Вступление в ВТО и повышение конкурентоспособности российской промышленности», ПМЭФ 2013