23.06.2009

«Молочная» война России и Беларуси

 

6 июня глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко вынес решение о запрете на ввоз в Россию 500 видов белорусских молочных продуктов из-за того, что на них до сих пор не оформлены все документы в соответствии с российским техническим регламентом, вступившим в силу еще в декабре 2008 года. В понедельник, 8 июня он сообщил о намерении включить в этот список еще 800 наименований, а во вторник заявил о практически полном запрете молочной продукции из Беларуси.

Российская сторона мотивировала свое решение повышенной государственной поддержкой белорусского аграрного сектора. Министр сельского хозяйства России Елена Скрынник заявила, что в «результате такой поддержки цены на белорусскую молочную продукцию на 30–50% ниже, чем на российскую».

Сами белорусские производители с такой оценкой согласиться не могут. По словам генерального директора Минского городского молокозавода Эдуарда Чернявского, они не имеют возможности демпинговать в России. «Мы всегда продавали там продукцию дороже, чем все остальные, – заявил Чернявский в интервью белорусским СМИ. – Россия не способна обеспечить свой рынок молоком высокого качества, и поэтому вынуждена его импортировать. Но чтобы хоть как-то защитить собственных производителей, время от времени вводит санкции».

В то же время заместитель директора Союза предприятий молочной отрасли Беларуси Александр Кондрашев считает, что «большие объемы сухого молока, поставляемые в Россию белорусскими предприятиями, действительно сильно бьют по российскому производителю молока, снижая цены на сырье. Россияне планируют даже провести так называемые молочные интервенции – произвести государственную закупку сухого молока в резерв и таким образом поднять цены на сырье».

Оперативные подсчеты белорусских экспертов уже говорят о возможном экономическом ущербе на сумму более 1 млрд долл. США, якобы нанесенном Россией Беларуси после вступления в силу нового технического регламента.

Однако, по мнению российских экспертов, запрет на ввоз белорусской молочной продукции поможет российским аграриям улучшить свое положение. В то же время, как и во всех протекционистских решениях, у этого запрета есть и оборотная сторона: не последует ли за этим рост цен на молоко для российских потребителей? Ведь зеленый свет белорусской молочной продукции Правительство России дало более года назад в попытке сдержать цены на социально-значимые товары.

Представители власти Республики Беларусь называют этот конфликт экономическим. Официальный Минск считает запретительные меры главного санитарного ведомства России «чисто техническим моментом». Устами белорусского вице-премьера Ивана Бамбизы рекомендовано «отдельным российским политологам не обострять ситуацию, потому что белорусская продукция, которая реально поставляется в Россию, практически вся прошла перерегистрацию».

Эту же позицию озвучили на двусторонних переговорах в Москве министры иностранных дел Сергей Мартынов и Сергей Лавров, которые подчеркнули, что «технические вопросы не должны становиться политическими».

Но большинство независимых экспертов видит здесь политическую подоплеку. Многие считают, что таким образом Москва ответила Минску на то, что Беларусь пытается диверсифицировать свою внешнюю политику и играть на два фронта (в частности, вступлением в программу «Восточное партнерство»).

Партнер России по созданию Союзного государства и Таможенного союза Беларусь ответила Москве на запрет поставок молочной продукции: Президент Александр Лукашенко проигнорировал саммит ОДКБ 14 июня в Москве, и Соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ было подписано в Кремле без участия белорусской делегации.

Президент России Дмитрий Медведев назвал действия Минска избыточно политизированными, истеричными и призвал решать экономические вопросы путем двусторонних контактов, не связывая их с обеспечением безопасности на пространстве ОДКБ.

В это же время Госпогранкомитет Беларуси отрапортовал о готовности в кратчайшие сроки ввести на границе с РФ элементы таможенного и пограничного контроля. Белорусские чиновники провели ряд проверок, которые показали, что около 20% ввозимого в Беларусь российского пива поступает в страну по теневым схемам, в результате чего бюджет несет миллиардные убытки. В связи с этим планировалось с 17 июня усилить таможенный контроль на белорусско-российских автомобильных и железнодорожных магистралях, но позднее белорусская сторона отказалась от этой меры.

Действия участников конфликта выглядят, по меньшей мере, странно: Минск и Москва договариваются об изменениях в структуре поставок молочной продукции в Россию и подписывают новые квоты. Тут же Роспотребнадзор вводит запрет фактически на все белорусское молоко. Россия, Беларусь и Казахстан договариваются о присоединении к ВТО единым фронтом в виде Таможенного союза. Через несколько дней официальный Минск начинает прорабатывать вариант введения таможенного и пограничного контроля с Россией.

Евросоюз отреагировал на «молочный» скандал, косвенно подтвердив свою готовность занять место главного союзника Беларуси и оказывать Минску всяческую поддержку.

Все же некоторые шаги по разрешению «молочного» конфликта   были сделаны. 15 июня, на заседании Правительства РФ Елена Скрынник сообщила, что с Минском найдены новые точки соприкосновения. По ее словам, от Беларуси поступило устное предложение отказаться от ввоза на территорию России сухого молока на два квартала. Скрынник позитивно оценила данную новость и отметила, что российские сельхозпроизводители получат возможность по адекватным ценам реализовывать свою продукцию. Многие эксперты сходились во мнении, что Беларусь и Россия все же пойдут на взаимные уступки и ситуация урегулируется. Это мнение основано на том, что ни Россия, ни Беларусь не заинтересованы в серьезных нарушениях и изменениях существующего положения. Белорусская экономика не сможет функционировать без поддержки со стороны России, а Россия заинтересована в Беларуси как в своем форпосте на западном направлении, особенно в условиях непростых отношений с Западом.

Прогнозы экспертов подтвердились. С утра 18 июня Беларусь возобновила поставки в Россию 131 вида молочной продукции из почти 600 приостановленных товаров. Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко заявил, что Россия подтвердила свое намерение постепенно расширять этот список, «увязывая его с интенсивностью переоформления разрешительной документации в оговоренных лабораториях, перечень которых определен протоколом соглашения». По его мнению, переходный период, когда белорусская продукция будет поставляться с разрешительными документами, оформленными по старым стандартам, не должен продлиться дольше июля.

Источник: дайджест новостей «Мосты» №10, 23 июня 2009 г . по сообщениям РИА «Новости», деловая сеть « Rb . ru », «БФМ.РУ», ИА «Росбалт», ИА «Белорусские новости»

 

 

<<Все новости