23.06.2009

Тема присоединения России к ВТО больше не обсуждается?

 

Очередное заседание Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) 9 июня привлекло к себе особое внимание как внутри страны, так и за рубежом. Премьер-министры России, Казахстана и Беларуси решили выступить единым фронтом – Таможенным союзом – в отношении ВТО, отказавшись от идеи самостоятельного присоединения к этой международной организации.

По итогам переговоров премьер-министр России Владимир Путин от имени трех правительств сделал неожиданное заявление: «Главы правительств наших стран… решили: во-первых, одобрить проект единого таможенного тарифа и представить его на утверждение межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств, имея в виду вступление единого таможенного тарифа в действие с 1 января 2010 года; во-вторых, одобрить предложения по этапам и срокам формирования единой таможенной территории исходя из начала функционирования Таможенного союза с 1 января 2010 года и завершения всех необходимых процедур к 1 июля 2011 года; в-третьих, уведомить Всемирную торговую организацию о намерении начать переговорный процесс по присоединению к ВТО Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации как единой таможенной территории».

При этом премьеры трех стран подчеркнули, что общим приоритетом для них остается присоединение их стран к ВТО, но уже как Таможенного союза, а не отдельно каждой страны.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что Минэкономразвития России проинформировало Секретариат ВТО о намерениях тройственного союза. А глава российской делегации по присоединению России к ВТО Максим Медведков сообщил, что уже в этом месяце начнутся переговоры представителей Таможенного союза с членами ВТО. По его словам, стороны наметили предварительный характер встреч и планируют рассмотреть механизм присоединения к ВТО стран-участниц Таможенного союза. Для этой работы будет создана специальная рабочая группа.

Заявление В. Путина выглядело особенно неожиданным в свете результатов недавнего Петербургского экономического форума, где И. Шувалов и Министр экономического развития Эльвира Набиуллина после консультаций с представителями ЕС и США сообщили об активизации переговорного процесса по присоединению к ВТО. Со своей стороны М. Медведков отметил, что Форум позволил достичь договоренностей относительно шагов, которые необходимо сделать России для завершения процесса, и высказал мнение о том, что страна имеет хорошие шансы получить одобрение Рабочей группы по присоединению России к ВТО до конца этого года. Главные российские партнеры по переговорам – ЕС и США – также говорили о больших успехах, достигнутых в переговорном процессе.

Молчание, которое хранили на следующий день после заявления В. Путина все заинтересованные стороны, показало, что решение о новом способе присоединения к ВТО, стало неожиданностью для всех. Чуть позже председатель Рабочей группы по присоединению России к ВТО Стефан Йоханнессон назвал решение трех стран «настоящим сюрпризом» и отметил, что оно может отодвинуть дату вступления России. «Это очень сложный вопрос, который может иметь правовые последствия, способные отсрочить переговоры», – заявил он. Эксперты осторожно называют минимальный срок отсрочки – один-два года.

Ситуация, действительно, очень непростая. Прецедентов присоединения к ВТО каких-либо союзов или объединений не существует. Что касается ЕС, то все его страны-члены присоединялись к ВТО самостоятельно. Неясны также правовые и технические аспекты коллективного присоединения. «На первый взгляд запретов вроде бы нет, – осторожно предполагает директор Института торговой политики Александр Данильцев, – но может возникнуть масса подводных камней».

Таможенный союз: миф или реальность?

Интересная деталь сложившейся правовой ситуации заключается в том, что самого Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана еще не существует. Конкретные шаги для выработки единого внешнего тарифа, что является условием нормального функционирующего таможенного союза, еще окончательно не оформлены. Объявленный для этого крайний срок ( 2010 г .) представляется сомнительным. Более того, отсутствует действенная единая политика в сфере услуг, прав интеллектуальной собственности и т.д.

О неразрешенных противоречиях между странами свидетельствует и разыгравшаяся очередная торговая война России с будущим партнером по Таможенному союзу – Беларусью, которой Москва только что запретила ввоз молока и молочных продуктов.

Правила существования Таможенного союза также пока не ясны. Высокопоставленный чиновник в Белом доме признался корреспонденту «Времени новостей»: как технически реализовать задуманное, точно не скажет никто, процесс реализации идеи лишь начался.

По мнению того же источника, безусловно, речь идет о передаче части функций суверенных таможен наднациональному органу. Останутся ли к 1 июля 2011 г . у каждой из трех стран свои таможни или будет единая, сейчас тоже не берется сказать никто. Будут ли использоваться ограничения в торговле внутри союза? Очевидно, что будут «по чувствительным группам товаров». Однако никто из российских чиновников не спешит называть эти «чувствительные товары», ссылаясь на то, что их очень сложно сразу выделить из номенклатуры в 11 тыс. наименований. Хотя уже сейчас ясно, что среди «чувствительных» будут тарифы на газ, автомобили, продукцию сельского хозяйства. Что касается последней номенклатурной группы, то, по словам правительственного чиновника, судя по всему, Россия пересмотрит тарифы сразу после окончательного оформления отказа от прежнего формата переговоров по присоединению к ВТО.

Опять все с начала?

Казахстан ведет переговоры о присоединении к ВТО 13 лет, Беларусь и Россия – почти 16 лет. Каждая из стран находится на разных стадиях согласования условий членства. В связи с этим особенно важно понять, как будет решаться «зачет» вопросов, не связанных с деятельностью собственно Таможенного союза. Для России наиболее болезненными были вопросы по доступу на рынки услуг, особенно в банковский и страховой сектор, по энергетике (в первую очередь по газу) и по защите сельхозпроизводителей. Что будет с этими договоренностями, на которые было потрачено огромное количество времени и сил, совершенно непонятно. Как отметил М. Медведков, Россия хочет максимально сохранить договоренности, достигнутые между Россией и членами ВТО. «Я не думаю, что нам предстоит все начинать снова», – отметил он.

По логике три страны должны вначале гармонизировать законодательство, но на это уйдут годы. Тем более, отмечает директор Информационного бюро по присоединению к ВТО Алексей Портанский, «хотя и объявлено, что Таможенный союз начнет переговоры уже с 1 января 2010 года, однако по-настоящему они пойдут лишь тогда, когда документы о создании союза будут ратифицированы парламентами России, Казахстана и Белоруссии. Последнее, разумеется, требует решения всех неурегулированных по союзу вопросов. А их немало».

Что же произошло?

Эксперты по-разному трактуют суть произошедших в сознании российского руководства перемен. Одни считают, что новая стратегия России заключается в том, чтобы выиграть время. Ведь кризис – не самое подходящее время для открытия рынков. Отсутствие членства в ВТО позволяет свободно повышать пошлины на импорт, что сейчас делают Россия, Беларусь и Казахстан.Другие уверены, что Россия пытается показать ВТО: «мы нужны вам больше, чем вы нам» и, таким образом, добиться немедленного принятия в ряды членов. Третьи полагают, что Россия вообще отказывается от присоединения к ВТО. Все три интерпретации вполне могут дополнять друг друга.

Впрочем, по мнению экспертов, в нынешних условиях «нечленство» в ВТО не является для России критическим. Основная статья ее экспорта (две трети по стоимости) – углеводороды, большая часть которых идет в ЕС. Россия не встречает существенных препятствий своему экспорту энергоносителей и фактически влияет на рынок газа в ЕС, поэтому пока она не нуждается в механизме ВТО по урегулированию споров. «Сырье и оружие у нас и так возьмут, – говорит главный экономист инвестиционного банка «Траст» Евгений Надоршин, – а ждать какого-то технологического прорыва и изготовления большого количества инновационной продукции в ближайшие годы не приходится».

Кроме того, среди экономистов есть мнение, что совместное присоединение к ВТО лучше, чем самостоятельное. Дмитрий Абзалов, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, утверждает, что совместное присоединение может усилить переговорные позиции. Россия с Казахстаном смогут выступить с единой позицией по торговле металлами и вопросам транзита энергоносителей, а совместно с Беларусью они могут попытаться получить более выгодные условия по поддержке сельского хозяйства.

Создание крупных региональных блоков – мировая тенденция. Кризис подтвердил, что региональная интеграция позволяет усилить устойчивость экономик и снизить их зависимость от внешних рисков. Тем преимуществам, которые может дать членство в ВТО, три страны СНГ пока предпочли развитие торгового партнерства внутри собственного объединения. Однако в рамках объединения сложно договориться по любому вопросу – нужно соблюдать массу процедур и формальностей, на что неизбежно уходит время. Пока Таможенный союз будет договариваться между собой и с ВТО, сама организация не будет стаять на месте. По оценкам экспертов, через год-два, вероятно, завершатся переговоры раунда Доха, что приведет к дальнейшей либерализация мировой торговли. И на переговорах по присоединению к ВТО возникнут новые требования членов ВТО, что и сделает задачу присоединения еще более трудной.

Источник: дайджест новостей «Мосты» №10, 23 июня 2009 г . по сообщениям Lenta . ru , «Время новостей», РИА «Новости», Vesti . Kz , ИА «Рейтер», межгосударственной телерадиокомпании «Мир», Ino СМИ. Ru , агентства комментариев «Комментарии.Ру»

 

 

<<Все новости