12.04.2009
Возможности преодоления мирового экономического кризиса обсуждались на X Международной конференции по проблемам развития экономики и общества, состоявшейся в Москве, в Высшей школе экономики 7-9 апреля 2009 г.
До середины 2008 г. экономистам казалось, что у российской экономики достаточно высокий запас прочности. Среднегодовой рост ВВП в 2005 – первой половине 2008 гг. достиг почти 8%, причем из крупных развивающихся экономик быстрее в эти годы росли лишь Китай и Индия. У России был устойчивый бюджетный профицит, невысокий внешний долг, росли золотовалютные резервы. В такой ситуации мировой финансовый кризис не должен был сильно повлиять на российскую экономику – однако в действительности кризис протекает весьма тяжело. По словам экономиста ОЭСР Джеоффа Бернара, оказалось, что ее рост российской экономики «не «отвязан» от мирового, а наоборот, «привязан» к нему крепко-накрепко.
Россия пережила сильнейшее падение фондового рынка, резко снизилось кредитование экономики. Причем, как отметил директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко, Россия пострадала от кризиса сильнее других развитых и развивающихся стран. Так, по прогнозам, ВВП Саудовской Аравии, у которой 90% бюджета зависят от нефтяных поступлений, вырастет в 2009 г. на 1%. «Значит, нельзя объяснить все образовавшиеся сегодня проблемы падением цен или сокращением импорта – слова об инвестиционном климате все-таки что-то значат», – считает С.Алексашенко.
По словам Андрея Клепача из Министерства экономического развития России, в правительстве недооценивали зависимость экономики страны от цен на нефть и притока капитала. Кризис показал силу этой связи.
Как отметил директор Института торговой политики ВШЭ проф.А.В.Данильцев, история показывает, что кризисные явления всегда вели к росту протекционизма. Так, непосредственно после периодов падения экспорта и ВВП наблюдается рост числа торговых споров в ВТО, увеличение антидемпинговых мер. Страны пытаются защитить своих производителей и путем использования тарифных инструментов. В кризисные периоды, как правило, происходит спад как глобальной, так и региональной торговли – благоприятная конъюнктура способствует развитию сотрудничества, а в сложные времена каждый стремится выживать в одиночку.
Ряд выступавших отмечали, что защищать национальных производителей нужно разумно. В определенной степени понятно стремление правительства создать барьеры для импорта товаров, которые конкурируют с национальными продуктами. Однако если в стране нет эффективных аналогов зарубежной продукции, страдают потребители.
Крайне осторожно нужно подходить к внешнеэкономическому и валютному регулированию. Меры, работающие раньше, в новых условиях не всегда бывают эффективными - то, что делается с целью улучшения ситуации, на практике может сделать кризис более разрушительным.
Между тем, как отмечалось на конференции, кризис имеет и положительные стороны. Прежде всего, у России появляется возможность поучаствовать в создании нового мирового экономического порядка с учетом ее собственных национальных интересов. Кроме того, кризис играет и отрезвляющую роль: высокие цены на нефть в значительной мере расслабляли общество и не создавали значительных стимулов для реформ. Сейчас вопросы повышения производительности труда и эффективности экономики станут еще более актуальными, и кризис дает огромный толчок к деятельности в этом направлении.
Одной из ключевых задач на ближайшее время как представители правительства, так и эксперты называли поддержание стабильности национальной банковской системы. "Поддержка банков — мера не популярная, но совершенно необходимая", — сказал председатель правления Сбербанка России Герман Греф. «Нужно стимулировать спрос, продолжать налогово-бюджетные меры, а вот что не нужно делать, – так это заниматься подавлением конкуренции и протекционизмом, отметил Джеофф Бернар, экономист из ОЭСР.
Источник: двухнедельный дайджест новостей торговли № 5, 12 апреля 2009 года по сообщениям «Эко-Согласия»