30.03.2009

Итоги обсуждений взаимосвязи гендера и торговли

 

На прошлой неделе в Центре «Эко-Согласие» состоялась встреча экспертов, посвященная проблемам торговли и гендера. Поскольку разговоры о скором вступлении России в ВТО вновь активизировались, эти вопросы приобретают особое значение, ведь членство в ВТО должно, как ожидают специалисты, повлечь за собой ощутимое увеличение товарооборота.

В ходе дискуссии были рассмотрены следующие вопросы:

* как используется гендерная проблематика в вопросах торговли?
* как торговля влияет на положение женщин и мужчин?
* какие дискуссии ведутся на эту тему в ООН?

Многие участники встречи отмечали, что взаимосвязь гендера и торговой политики, на первый взгляд, не кажется очевидной. И вообще, гендерная проблематика в последнее время скорее воспринимается как модная тема, а не как предмет практического разговора. Зачастую гендер ассоциируется лишь с феминистским движением и дискриминацией женщин. И у многих возникает вопрос, как экономические процессы связаны с гендером.

Эксперт «Эко-Согласия» Ирина Костерина рассказала о мировых тенденциях в изучении взаимосвязи торговли и гендера. В частности, она поделилась информацией о прошедшем 10–11 марта в Женеве семинаре ЮНКТАД, где была сделана попытка международного обсуждения эффективной интеграции гендерных вопросов в торговую политику, а так же поднимался широкий спектр вопросов, связанных с участием мужчин и женщин в мировой и национальной экономике. В частности, на семинаре обсуждались четыре основных направления, связывающих гендер и торговую политику: рынок труда, сельскохозяйственное производство, миграционные процессы, развитие малого бизнеса. Отдельно обсуждались актуальные вопросы, связанные с мировым экономическим кризисом и его последствиями для мужчин и женщин.

В качестве иллюстрации для первого направления можно привести опыт различных стран, где соотношение между мужской и женской занятостью, а так же преобладание мужчин и женщин в определенных отраслях экономики показывает нам всю необходимость обсуждения гендерных вопросов в этой сфере. Традиционно мужскими сферами занятости считаются бизнес, финансы и строительство – экономически более прибыльные сферы. Как известно, именно эти сферы пострадали в первую очередь в результате кризиса, и сокращение доходов мужчин, которые зачастую являются основными кормильцами, напрямую отразилось на жизни домохозяйств в целом. «Женские» сферы так же пострадали от кризиса: например, в тех странах, где большую часть экспорта составляет сельскохозяйственная продукция и текстиль (страны Латинской Америки, Африки, некоторые страны Азии) и основную массу рабочей силы в этих сферах составляют женщины, в результате сокращения объема производства увеличивается количество безработных женщин. Другая проблема связана с неравной представленностью мужчин и женщин на управленческих позициях: как правило, топ-менеджмент является прерогативой мужчин, в то время как большую часть ручного труда и низко квалифицированной работы производят женщины.

В то же время на семинаре отмечалось, что объективных качественных данных, касающихся как представленности мужчин и женщин в различных отраслях экономики, так и рисков и уязвимости в периоды экономической нестабильности, катастрофически не хватает. В очень немногих странах можно найти гендерно сегрегированные данные, благодаря которым можно было бы осуществлять более эффективную социальную политику в отношении положения мужчин и женщин на рынке труда. Тесно связанный с этим вопрос – доступ к образованию и возможность конвертации качественного образования в высокодоходные рабочие места. Во многих странах девочки, как правило, демонстрируют более высокие успехи в образовании, но почти никогда не могут воспользоваться своей квалификацией для получения высокооплачиваемой работы наравне с мужчинами. Отчасти это связано со структурными особенностями рынка, но не менее значимы культурные и гендерные стереотипы, предполагающие, что женщине гораздо важнее реализовать себя как хозяйку дома, нежели как квалифицированного специалиста. Попытки введения квот для женщин и другие механизмы «позитивной дискриминации» не во всех странах оказываются удачными. В частности, механическое создание гендерного равенства не приводит к тому, что женщины чувствуют себя конкурентноспособными игроками на рынке труда.

Другая проблема, напрямую связанная с карьерной самореализацией – соотношение оплачиваемой и неоплачиваемой работы, выполняемой мужчинами и женщинами. В классической экономике, подсчитывающей соотношение рисков\издержек и доходов, не принято рассматривать домашний труд в терминах работы. Почти всегда это – «косвенный налог», который платит женщина. Согласно данным исследований в Бразилии, 90% женщин занимаются неоплачиваемым домашним трудом 20 часов в неделю. По сравнению с ними лишь 45% мужчин выполняют схожую работу, уделяя этому 7 часов в неделю. Лишь в очень немногих странах государство берет на себя часть забот и развивает инфраструктуры, связанные с уходом за детьми и пожилыми людьми. Поэтому одинокие матери с детьми и пожилые женщины – самые уязвимые группы, которые не могут адекватно конкурировать на рынке труда. Лишь грамотно выстроенная система социальных гарантий, льгот и учреждений по уходу за детьми и пожилыми гражданами способна помочь разрешить эту проблему.

Отдельно стоит обсудить феномен бедности, и того, как мужчины и женщины переживают ее и справляются с трудностями. Общим местом социальных и экономических исследований является признание «феминизации» бедности. Но как показывают исследования, социальные различия ярко видны в наиболее благополучных с экономической точки зрения социальных классах. На самом дне, в условиях тотальной нищеты гендерные различия стираются, и «крайне» бедные мужчины и женщины одинаково уязвимы. Количественные данные говорят о том, что 70% всех бедных в мире составляют женщины, но исследователи редко учитывают, что мужчины переживают бедность гораздо болезненнее. И в периоды экономических кризисов уровень мужской смертности (в результате сердечно-сосудистых заболеваний и суицида), а так же злоупотребление алкоголем и наркотиками, депрессии и семейное насилие возрастают в несколько раз. В частности, в России разрыв между продолжительностью жизни у мужчин и женщин один из самых высоких в мире и составляет 14 лет.

Как известно, на сегодняшний день в категорию бедных зачастую попадают мигранты. И данные исследований позволяют так же сделать некоторые специфические выводы, касающиеся гендерных особенностей мигрантов. Например, исследования денежных переводов, осуществляемых женщинами и мужчинами мигрантами, позволяет судить о том, что заработки женщин и в этом случае оказываются более низкими. Женщины осуществляют переводы более регулярно, но каждый раз отсылают лишь небольшие суммы, теряя большое количество денег за услуги перевода. В то время как мужчины имеют возможность делать ежеквартальные транши, переводя сразу значительную сумму. Говоря о миграции, нужно иметь в виду не только неквалифицированную рабочую силу, но и процесс утечки мозгов, в том числе и внутри страны. Когда все квалифицированные специалисты сосредотачиваются в нескольских крупных городах, в то время как остальная часть населения страны вынуждена прибегать к неквалицифированным услугам, что негативно отражается на сфере здоровья, физического, психологического и интеллектуального благополучия.

Ряд других вопросов, затрагивающих либерализацию экономики, торговую политику и гендерное равенство, связан с проблемами здравоохранения и социальной сферы, развитием малых предприятий и их государственной поддержки, представленности мужчин и женщин на всех уровнях принятия решений.

Подводя итоги, следует сказать, что к числу наиболее важных рекомендаций для правительств, выработанных участниками в ходе прошедшей встречи, относятся следующие:

•  осуществление планомерной социальной гендерной политики на национальном уровне;

•  сбор и использование гендерно-сегрегированных количественных и качественных данных;

•  повышение внимания к сфере неоплачиваемого домашнего труда и его вклада в экономику.

Если страны – в том числе в регионе ВЕКЦА – начнут движение по пути большего внимания к гендерному аспекту экономической политики государства, и в частности, его торговой политики, это поможет найти решение многих сложных задач, описанных выше.

Источник: дайджест новостей «Мосты» №4, 30 марта 2009 г . по сообщениям «Эко-Согласия».

 

<<Все новости