15.03.2009
3 марта Центральный банк Армении объявил об ограничении интервенций на валютном рынке и переходе к плавающему курсу национальной валюты – драма, что вызвало его резкое обесценение. Причиной такого решения ЦБ стало ухудшение условий торговли в ситуации глобального экономического кризиса и снижение темпов притока капитала в Армению.
В армянских газетах этот день назвали «черным вторником» по аналогии с российской девальвацией десятилетней давность и в качестве характеристики давно не наблюдавшейся в стране паники, когда потребители буквально сметали с прилавков продовольственных магазинов любые товары даже несмотря на повышенные цены. Как сообщают информационные агентства, курс в некоторых пунктах обмена валюты Еревана подскочил с 305-307 до 350-400 драмов за доллар, некоторые торговые сети временно приостановили работу магазинов из-за возникшего ажиотажа, а на автозаправках на 15-20% повысилась цена бензина.Однако ситуация довольно быстро стабилизировалась.
Бизнес-сообщество Армении расходится в своих оценках произошедшей девальвации. Представители некоторых предприятий заявили в интервью СМИ, что предпочитают скорее резкую девальвацию вместо постепенной, поскольку это экономит усилия по постоянной смене цен в прайс-листах и перерасчетам с магазинами, хотя и приводит к краткосрочным убыткам. Руководители отдельных компаний полагают, что паника во вторник была вызвала ростом цен не у импортеров, а у местных производителей. Так, Арташес Габриелян, владелец компании «Артвайн» (крупного импортера напитков и продуктов питания), считает, что экспорт Армении не вырастет существенно в связи с девальвацией, так как «связанная с понижением курса драма экономия на зарплатах серьезного эффекта на экспорт не окажет». В интервью одной из газет он заявил, что «пока мировые цены не пойдут вверх, серьезных изменений в экспортном потенциале Армении ждать не приходится».
«Девальвация армянского драма по отношению к доллару США благоприятно скажется на экспортной деятельности многих армянских экспортеров», – такую точку зрения высказал на встрече с журналистами директор металлургической компании “Armenian Copper Programme” Гагик Арзуманян. В частности, его компания ожидает роста экспортных продаж, хотя и не рассчитывает на возврат на уровень безубыточности законсервированного из-за кризиса Алавердского медного месторождения и медеплавильного завода.
Многие авторитетные эксперты говорили о том, что девальвировать драм надо было намного раньше и постепенно, уже давно. Доктор экономических наук Татул Манасерян в беседе с журналистами на прошлой неделе высказал уверенность в том, что девальвация драма должна была произойти еще в сентябре-октябре прошлого года, когда схожие процессы с национальными валютами происходили в странах ЕС, СНГ, в России. «Держать драм в условиях куда более слабой экономики, чем в этих странах, было, мягко говоря, странно. Этим был нанесен существенный вред экономике, потребителям», – говорит Т. Манасерян, называя резкую девальвацию ошибкой.
А Манук Ергнян, руководитель исследовательского центра «Экономика и ценности», полагает, что решение ЦБ о девальвации было «запоздалым, но по сути верным: …резкое снижение курса была единственной альтернативой… скатывания драма уже не по экономическим причинам, а вследствие психологических факторов». Однако он счел бы более оправданным и адекватным экономической ситуации в стране, если бы девальвация была произведена «до осени и до кризиса» - в этом он поддерживает Т. Манасеряна. Что касается эффекта, который девальвация может оказать на производство и экспорт промышленности Армении, М. Ергнян заявил, что пока «реальный сектор эконoмики Армении неконкурентоспособен в ценовом плане, а эти 20% [девальвации] недостаточны для эффективного повышения ценовой конкурентоспособности армянской продукции экспортеров».
«Хотя со стратегической точки зрения, конкурентоспособность должна зиждиться на продуктивности, а не на благоприятном валютном курсе, но в нынешней чрезвычайной ситуации неблагоприятный курс может убить целые экспортные секторы», – добавил М. Ергнян.
Следует напомнить, что решению Центробанка Армении предшествовали консультации с сотрудниками Международного валютного фонда и Всемирного банка. МВФ и ВБ поддержали возвращение Армении к политике плавающего валютного курса: в частности, ВБ назвал ее важной частью комплексной экономической политики властей Армении, направленной на противостояние воздействию мирового экономического кризиса. Эксперты ВБ считают, что это поспособствует повышению конкурентоспособности предприятий Армении на мировом и на внутреннем рынках. Председатель армянского ЦБ Артур Джавадян согласен с такой оценкой: он заявил в интервью прессе, что девальвация даст возможность «сформировать курс в соответствии с макроэкономической базой, улучшить внешнюю конкурентоспособности Армении, а также стимулировать процесс создания новых рабочих мест».
По словам постоянного представителя МВФ в Армении Нинке Омес, МВФ давно уже рекомендовал Армении вернуться к политике плавающего курса, так как это страна с небольшой открытой экономикой, находящаяся в большой зависимости от торговых партнеров. «Если курс жестко зафиксирован на уровне 305 драмов за 1 доллар США, то это означает, что экспорт для Армении становится очень дорогим, что сильно отражается на экономическом росте и приводит к увеличению безработицы», – утверждает Н. Омес.
Она отметила также , что девальвация армянского драма может составить 17-30% из-за того, что именно настолько в среднем он был переоценен за 2008 год. Для сравнения Н. Омес привела пример соседей Армении по бывшему СССР, напомнив, что в Беларуси и Казахстане национальные валюты девальвировались на 20%, в Грузии на 11%, а в России на 35%. «В Армении прогноз по девальвации меньше, чем в России…, но близое к Беларуси и Казахстану», – сказала Омес.
Однако официальный прогноз правительства Армении в отношении темпа экономического роста по итогам года – 9,2%, МВФ и Всемирный банк оценили скептически: Всемирный банк ожидает нулевого роста ВВП Армении в 2009 г ., а МВФ – его снижения на 1,5%.
Источник: дайджест новостей «Мосты» № 3, 15 марта 2009 г . по сообщениям экономического еженедельника Армении «Деловой экспресс», АМИ «Новости Армении», РИА Новости., ИА «АРКА», газеты «Новое Время».