15.02.2009

Проблемы российского экспорта информационных технологий и приведения законодательства РФ в соответствие с нормами ВТО

 

Место России в мировой торговле информационными продуктами

На первом заседании Совета по развитию информационного общества в РФ, прошедшем 12 февраля в Кремле, президент Д. Медведев, в частности, заявил: «За последние годы информационные технологии и услуги составили существенную статью нашего гражданского несырьевого экспорта, достигнув уровня приблизительно в один миллиард долларов. Однако по ключевым показателям развития информационного общества мы все еще страшно далеки от развитых стран. Все это нас не устраивает».

Президент особо удручен тем фактом, что в международных рейтингах Россия занимает лишь низкие места по уровню развития сферы информационно-коммуникационных технологий: «Я сам был удивлен, когда увидел эти рейтинги», – сказал президент. Например, в рейтинге готовности стран к сетевому миру, который разрабатывается Всемирным экономическим форумом (очередные результаты его были недавно обнародованы на встрече в Давосе), Россия находится лишь на 72-м месте. Д. Медведев также посетовал, что «отставание от стран–лидеров, как это ни парадоксально, не уменьшается, а усиливается» несмотря на развитие экономики страны.

Как подчеркнул президент, «в глобальном информационном обществе успешным будет только тот, кто сможет экономически эффективно производить добавленную стоимость – с учетом долгосрочных тенденций роста информационных ресурсов, технологий и услуг». Сегодня же, к сожалению, подавляющая доля высокотехнологичной продукции, используемой в России, приходится на импорт. Основной же экспортный доход от программного обеспечения, сделанного в России, в настоящее время приходится на антивирусные программы. Между тем, по словам Д. Медведева, «отечественные программные продукты по некоторым направлениям уже являются лидерами по объемам продаж в других странах».

В связи с этим глава российского государства предложил чиновникам подумать, в какой форме следует осуществлять поддержку квалифицированных кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Несовершенство законодательства по охране интеллектуальной собственности

Недавно в российских интернет-СМИ бурно обсуждался тот факт, что один российский эксперт по юридическим вопросам, не имеющий отношения к компании “Microsoft”, зарегистрировал в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатенте) права на программный продукт Windows Vista.

По утверждению А. Серго, президента компании «Интернет и право», сделано это было для того, чтобы наглядно продемонстрировать несовершенство российского законодательства.

Многими экспертами признается, что вопрос юридической защиты прав собственности должен стоять во главе угла в ходе любых разговоров о создании и развитии новых российских информационных технологий. Без серьезной защиты прав российским изобретателям и разработчикам по-прежнему будет проще патентовать свои разработки за границей.

Обнадеживают некоторые положительные тенденции в этой сфере: Госдума достаточно активно работает над внесением «интеллектуальных» поправок в Гражданский кодекс. Однако и здесь возникает масса непредвиденных сложностей. Так, например, недавно в Госдуме прошло очередное обсуждение поправок к статье Кодекса, регулирующей нормы так называемого «свободного воспроизведения произведения в личных целях».

Согласно действующему варианту статьи российский гражданин может не выплачивать вознаграждение авторам и правообладателям, если воспроизводит их произведение в личных целях. Поправка, принятая 30 января этого года Госдумой во втором чтении, устанавливает, что гражданин вправе это делать только «в случае необходимости».

Поправка явно является еще одним шагом на пути России к вступлению в ВТО. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что она необходима, чтобы привести статью кодекса в соответствие с соглашением ВТО по ТРИПС (от англ. Аббревиатуры TRIPS – Trade-related Aspects of Intellectual Property Rights), а также с Бернской конвенцией . В соответствии с этими международными договоренностями правообладатели могут претендовать на вознаграждение даже в случае свободного использования объектов авторского права.

По мнению представителей крупнейших компаний, работающих в российском интернете, новый закон дает возможность владельцу прав на контент (объект интеллектуальной собственности) засудить почти любого пользователя или провайдера. Оборот «при необходимости», предусмотренный в поправке, – слишком неопределенный: он открывает возможности для злоупотребления. К примеру, в разряд незаконных действий может попасть копирование из интернета на домашний компьютер любого контента, в том числе и необходимого для нормальной работы интернет-браузера или поисковой системы.

Такая ситуация может спровоцировать тысячи судебных исков о нарушении авторских прав, по которым в качестве соответчиков будут привлекаться сервис-провайдеры (владельцы хостингов и поисковых систем).

У. Зинина, старший юрист компании «Яндекс», считает, что пользователю будет трудно доказать в суде, что скачивание, к примеру, какой-либо картинки было необходимо ему исключительно в личных целях. А если будет доказано нарушение авторских прав, это может повлечь за собой штраф в размере от 10 тысяч до 5 млн рублей, или даже – в случае нанесения крупного ущерба – пользователь может угодить за решетку на срок до 2 лет.

В связи с подобными соображениями ассоциация «Интернет и бизнес», объединяющая 20 крупных российских компаний, работающих в рунете (в том числе «Яндекс», Google, Mail.ru, Rambler), готовит обращение к министру связи и массовых коммуникаций.

Источник: еженедельник «Мосты» № 1, 15 февраля 2008 года по сообщениям «Эко-Согласия», РИА «Новости», портала KM .ru, газеты «Взгляд», газеты «Ведомости».

<<Все новости