20.01.2009
Учитывая сельскохозяйственный ресурсный потенциал Узбекистана, а также увеличивающий спрос на продовольственные продукты, создание производства биотоплива на основе маловостребованных, неэффективно используемых видов сельскохозяйственной продукции (например, таких, как сахарное сорго) весьма перспективно и актуально. Об этом рассказал корреспонденту агентства “REGNUM” ведущий специалист Управления по привлечению иностранных инвестиций Министерства внешнеэкономических связей, инвестиций и торговли Узбекистана В. Золотов.
По словам этого эксперта, для получения биоэтанола из сорго может быть легко переоборудован обычный завод по производству спирта. Кроме того, он полагает, что в Узбекистане будет перспективным производство II и III поколения биотоплива из растительного стебля и микроводорослей: «В настоящее время в республике стебли и ботва таких культур, как хлопок, зерновые, рис и картофель, используются как корм для скота и в качестве топлива. Один гектар, засеянный хлопком, может дать от 2,3 до 7 тонн хлопкового стебля с содержанием влаги 23–62%, что может быть преобразовано в 2–4 тонны сухого стебля в расчете на 1 гектар . Количество энергии, получаемой при горении хлопкового стебля, находится в интервале 18–18,8 МДж/кг, что соответствует 0,43–0,45 тэн/т. Следовательно, калорийная ценность хлопкового стебля, собранного с 1 гектара земли, эквивалентна 0,86–1,8 тоннам нефти или 1,33 тэн в среднем. В настоящее время в Узбекистане площадь земли, отведенной под хлопок, составляет около 1,5 млн га. Энергия, которую можно получить из хлопкового стебля, может составить в целом 2 млн тэн в год – в два раза больше потребления угля в прошлые годы. Следовательно, очень важно установить учет и использование биомассы в качестве топлива», – заявил представитель МВЭСИТ.
Узбекский эксперт отметил также, что микроводоросли удобны для использования в технологии за счет фотосинтетического самообеспечения всеми необходимыми питательными веществами. При этом, по его словам, годовой выход биодизеля из масла микроводорослей превышает выход биодизеля из кукурузного масла в 100 раз, сои – в 40 раз, подсолнечника – в 20 раз, а рапса – в 15 раз. С другой стороны, культивирование микроводорослей занимает почти в 50 раз меньше площади по сравнению с масличными культурами, а сроки увеличения биомассы микроводорослей по сравнению со сроками вегетации сельскохозяйственных растений гораздо меньше (7–10 дней вместо 60–90 дней). Кроме того, культивирование микроводорослей по сравнению с масличными сельскохозяйственными растениями имеет ряд преимуществ: для них дешева и доступна питательная среда и они обеспечивают снижение содержания CO 2 в атмосфере.
«В Узбекистане к настоящему времени не разработана технология получения масла из микроводорослей, но имеется огромный научно-прикладной задел по массовому их культивированию для использования в качестве биоудобрений и кормовой добавки. В республике имеются необходимые природные условия – длительность световых дней, наличие неорошаемых площадей и промышленных комплексов с достаточным количеством сточных вод – для успешного воплощения данной идеи в жизнь», – полагает В. Золотов.
Академия наук Узбекистана в этой связи предлагает провести исследования в области оптимизации условий культивирования микроводорослей для накопления биомассы, а также по вопросу получения продуктивных липидов микроводорослей для использования при производстве биотоплива в экспериментально-опытных установках.
Источник: еженедельник «Мост» №2, 20 января 2008 г . по сообщениям ИА REGNUM, сайта Национальной биотопливной ассоциации «Новости биотоплива» ( www.bioethanol.ru ).