21.09.2008

Беларусь хочет определенности в понимании приоритетов России: Интервью А.Лукашенко

 

9 сентября состоялась пресс-конференция президента Республики Беларусь Александра Лукашенко с участием представителей российских средств массовой информации. Один из вопросов – заданный корреспондентом РИА «Новости» – касался того, насколько значимо для Беларуси взаимодействие в рамках ЕврАзЭС ОДКБ. Отвечая на него, А. Лукашенко, в частности, сказал следующее: «Что касается активизации политики отношений в рамках ЕврАзЭС ОДКБ, конечно, хотелось бы, чтобы у нас ОДКБ была настоящей организацией – ну, как НАТО. […]

Я вам приведу только один пример. Россия поставила своей целью вступить во Всемирную торговую организацию. Было такое. Не знаю, как сейчас, но когда-то такое было. И вот мы в рамках ЕврАзЭС приперли Путина к стене и говорим: так ты нам скажи правду, что приоритетно у вас в России – или ВТО, или же ЕврАзЭС? Выстраивание тесных экономических отношений в ЕврАзЭС, объединение усилий, а свои усилия объединив, договорившись, нам легче будет потом в ВТО вступать, каждому по отдельности. Но вы скажите, что для вас приоритетно – мы или ВТО? Путин говорит: да что вы, конечно, вы. Я говорю: знаете что, давайте позовем сюда Германа Грефа. Он у вас переговорщик в этом направлении, давайте все-таки послушаем, вы же не против? Он говорит: да, конечно, конечно. Позвали Грефа. Приходит. Я ему задаю этот же вопрос. Он говорит: на нас вы не обижайтесь, но приоритет – это ВТО. Вот мы вступим в ВТО – и вам будет легче. Я говорю: Владимир Владимирович, так как?

Вот вам и “активизация” политики. И тогда я задал вопрос Грефу: а есть расчет, сколько вы теряете в связи с тем, что вы не в ВТО? Он назвал цифру – от 700 миллионов долларов до миллиарда. И я понял: расчетов-то этих не было. Сейчас я знаю, что в случае вступления в ВТО ежегодно Россия может терять от 15 до 20 миллиардов долларов. И хорошо, что активизировалась Россия. Это говорит о том, что Россия, наверное, наконец-то определила, что в ВТО ее не ждут, а если и ждут, то вы знаете какую – “распятую”, которая приползла бы туда.

Не было бы счастья, да несчастье помогло – вот эти события, конфликт на Кавказе. […] Наверное, наступило такое протрезвление, что все-таки здесь сначала надо искать свое счастье. Надо навести порядок в своей стране, со своими друзьями–союзниками, с государствами, с которыми ты граничишь, и ты намного будешь потом сильнее. И не искать, знаете, вот эту вот выгоду – на доллар больше будет стоить тысяча кубов газа, на доллар меньше.

Некоторые СМИ говорят: “Вот Лукашенко тут будет торговаться сейчас за газ”. Нет. Я даже не напоминал Президенту России о каких0то газовых проблемах. Не в этом дело. Я предложил концепцию: вы нас не выталкивайте со своего экономического пространства, делая разницу в несколько раз в ценах на энергоносители. Мы же вам в два раза дешевле продадим свою технику. Зачем вы нас загоняете неизвестно куда по этим энергоносителям, в то время как у нас с вами договор. Договор межгосударственный, о том, что у нас субъекты хозяйствования, в Беларуси и России, должны иметь равные условия. Почему вы фактически денонсировали этот договор? Видите, как ситуация повернулась буквально в течение полутора–двух лет? Поэтому дай Бог, чтобы эта активизация, о которой вы сказали, политика российская выглядела таким образом, что Россия четко определилась: вот друзья, вот родные, близкие, вот соперники, ну, если есть, враги. И чтобы мы, те, кто небезразличен к России, а это не только Беларусь, но прежде всего Беларусь, четко знали, чего хочет Россия. По-моему, вот такой этап наступил. И это хорошо».

  Источник: полная стенограмма пресс-конференции опубликована на сайте www.sb.by/post/formate_otkrovennosti .

<<Все новости