24.03.2008

Питер Мандельсон: «Я за вовлечение России»

 

Будучи в Москве с коротким визитом, еврокомиссар по торговле Питер Мандельсон дал интервью корреспонденту журнала «Эксперт», в котором рассказал о перспективах вхождения России в ВТО, плюсах и минусах членства в этой организации. По его словам, Россия – это единственная экономика в мире такого размера, уровня развития и важности для мировой экономики, которая все еще находится вне Всемирной торговой организации. Для России «просто нелогично» оставаться за пределами ВТО.

П. Мандельсон заметил, что приветствует стремление российского правительства завершить переговоры по вступлению в ВТО в этом году, и сказал, что вместе со своим коллегой из США приложит максимум усилий к тому, чтобы это произошло. Однако за пределами российского правительства, в российском обществе (особенно среди представителей крупного бизнеса), существует некоторая двойственность в отношении к ВТО. Например, существует мнение, что российская экономика недостаточно сильна и эффективна, чтобы выдержать конкуренцию после вступления в ВТО. Или другое мнение: российским ключевым секторам экономики требуется значительно больший протекционизм со стороны государства, чтобы они могли подготовиться к более жесткой конкуренции.

По словам П. Мандельсона, эти опасения беспочвенны по двум причинам. Во-первых, результаты от вступления во Всемирную торговую организацию не будут быстрыми и внезапными. Российские переговорщики уже договорились о достаточно продолжительном переходном периоде. Во-вторых, те, кто имеет сомнения относительно необходимости для России вступления в ВТО, недооценивают тот положительный эффект, который российская экономика получит от членства в этой организации. Это и возможность импортировать более дешевые и качественные товары для российской промышленности и российских потребителей, и повышение стабильности российской экономической системы в глазах инвесторов, и приток новых технологий, и снижение или устранение барьеров для российского экспорта. Например, вступив в ВТО, Россия перестанет сталкиваться с ограничениями на экспорт стали. В то же время, ее возможности воздействовать на партнеров, которые вводят защитные торговые меры в отношении российских товаров, расширятся.

Помимо этого вступление России в ВТО станет, по словам П. Мандельсона, знаком для всего мира, что страна открыта для бизнеса, конкуренции и дальнейшей интеграции в международную торговую систему, что, в свою очередь, будет стимулировать приток новых инвестиций и технологий и приведет к развитию инноваций. Если Россия намерена и дальше успешно достигать экономических целей и решать приоритетные задачи, которые поставил перед ней президент Путин и которые были поддержаны Д. Медведевым, то она, как полагает еврокомиссар, не может больше полагаться на экспорт энергоносителей и высокие цены на них, до сих пор являвшиеся движущей силой развития российской экономики. Она не может больше полагаться и только на внутренние инструменты экономического роста, как это было в прошлом. Ей совершенно необходимо интегрироваться в мировую экономику – в полной мере и вовремя, если она, конечно, хочет получить от этого выгоду и стимулы для развития своей собственной экономики, для роста доходов и процветания населения. По словам П. Мандельсона, те представители российского бизнеса, у которых остались сомнения насчет присоединения к ВТО, должны учесть эти аспекты.

На вопрос о том, что произойдет с российской экономикой, если вдруг Россия вообще никогда не будет вступать в ВТО, П. Мандельсон ответил, что, по его мнению, это не будет означать, что российская экономика забуксует, однако, это будет огромной упущенной возможностью. С другой стороны, будет послан сигнал о том, что Россия не готова или не хочет становиться равноправным участником международной торговой системы и мировой экономики. Это негативно отразится на отношениях с иностранными инвесторами, чья уверенность будет ослаблена. К тому же, это лишит российскую экономику стимулов, возможностей для инноваций, которые приходят вместе с открытостью мировой экономике, причем речь идет и об инновациях в области менеджмента, что сегодня особенно нужно России.

По его словам, сегодня Россия стоит перед трудным выбором: на какой путь экономического развития сделать упор – на государственный капитализм или на оригинальную версию капитализма – рыночный капитализм. Это не означает, конечно, что в случае выбора первого пути все будет принадлежать государству, субсидироваться государством и охраняться государством. Впрочем, это поднимает вопрос о том, насколько открытой будет российская экономика. Как много настоящей свободной конкуренции и свободного предпринимательства там будет, если государство вновь возьмет на себя роль лидера?

И напротив: если Россия сделает акцент на развитии рыночного капитализма, это не значит, что государство будет исключено из экономики или что правительство не сможет определять национальные цели развития и национальные стратегические интересы в экономике. Такая роль, такие интересы и цели государства продолжают существовать, если государство выбирает путь рыночного капитализма, но в этом случае основными приоритетами являются открытость экономики, свобода торговли и предпринимательства, а также наличие конкуренции, и для этого, конечно, требуется очень взвешенный баланс роли государства и свободного рынка. По мнению П. Мандельсона, для России второй путь предпочтительнее первого.

На вопрос о перспективах взаимоотношений России и ЕС П. Мандельсон ответил, что в целом Россия и ЕС достигли соглашения по всем пунктам, кроме двух, по которым продолжаются переговоры. Один из них – это та дискриминация, с которой до сих пор сталкиваются европейские операторы при пользовании российскими железными дорогами (имеются в виду железнодорожные тарифы на импортируемые, экспортируемые и транзитные товары в России). Другой пункт касается проблемы использования Россией экспортных пошлин, по которой Россия и ЕС достигли соглашения еще в 2004 году. Но Россия сама решила изменить свою политику в отношении экспортных пошлин на лес-кругляк и древесину.

Это, по словам П. Мандельсона, наносит большой вред европейскому бизнесу, и ЕС обсуждает с российским правительством пути выхода из создавшейся ситуации и надеется найти их. «Обеим сторонам необходимо продолжать активно работать, чтобы выработать решение, приемлемое для всех. У обеих сторон есть определенные озабоченности. У России – желание сохранить свои леса для собственного использования, сохранить экологию и стремление развивать деревообрабатывающую промышленность внутри страны. Я это понимаю и ни в коей мере не собираюсь игнорировать или отвергать эти опасения, однако, как комиссар ЕС по торговле, я должен представлять интересы европейского бизнеса, то есть финских, шведских и балтийских предприятий. Также в мои обязанности входит настаивать на том варианте соглашения, которого мы достигли в 2004 году. Россия, конечно, имеет право пересматривать подобные договоренности, однако, хотелось бы, чтобы, делая это, она учитывала интересы тех, с кем она договаривалась», – подчеркнул П. Мандельсон.

 

Источник: еженедельник «Мосты» № 10, 24 марта 2008 года по материалам сайта expert.ru.

<<Все новости