15.12.2007

С 1 января 2008 г . вступает в силу закон, регулирующий правовые отношения в сфере интеллектуальной собственности

 

Одной из серьезных претензий к России со стороны стран-участниц ВТО является несоблюдение прав интеллектуальной собственности и, в первую очередь, пиратство. Власти пытаются продолжать борьбу с распространителями пиратской продукции. Рейды по истреблению контрафактной аудио- и видеопродукции пока не дают ощутимого эффекта, хотя о них то и дело с помпой сообщают СМИ. "Масла в огонь" добавляет и Интернет. Стремительное развитие технологий приводит к тому, что потребителям пиратской продукции теперь стало еще удобнее – не надо даже идти в переход, достаточно зайти в Сеть и скачать все, что нужно. Это совсем бесплатно, либо стоит совершенно небольших денег. Неудивительно, что продажи лицензионных дисков не то чтобы падают, но индустрия переживает кризис.

Теперь решено найти к пиратам подход согласно букве закона. С 1 января 2008 г вступает в силу четвертая часть ГК РФ, в которой прописано урегулирование правовых отношений в сфере интеллектуальной собственности. Затронет закон и пиратов – как тех, кто изготавливает и продает продукцию на физических носителях, так и "цифровиков", предоставляющих музыку в Интернете. Итак, что ждет после Нового года всех нас – ведь многие Интернет-пользователи грешат тем, что скачивают понравившиеся файлы в Сети. Что ждет нас после принятия нового закона?

Побороть пиратство вряд ли удастся быстро, считают участники брифинга "Российские медиапираты: последние аккорды?" "Мы не возлагаем больших надежд на вступающий в силу закон, говорит директор Международной федерации производителей фонограмм по России Игорь Пожитков. - Между законодательством и его исполнением всегда есть большая разница". Однако некоторое улучшение ситуации на медийном рынке со временем возможно. Прежде всего, речь идет об урегулировании отношений между правообладателями и организациями, занимающимися распространением коллективных прав на использование музыки. Сегодня деятельность таких "псевдоорганизаций", как охарактеризовал их И.Пожитков, происходит следующим образом. Они избирательно трактуют некоторые положения нынешнего закона, из чего делают вывод: мы можем представлять в Сети интересы всех правообладателей, а не только тех, кто заключил с нами договор. И предоставляют всем желающим возможность получить за определенную сумму их лицензию на право распространения в Интернете музыкальной продукции любых исполнителей. Уже сегодня есть несколько решений судов о том, что сайты могут работать лишь по прямым разрешениям правообладателей, и никакие "псевдолицензии" недействительны. Сайт allofmp3.com, с которого, собственно, и началось разбирательство, сегодня фактически не функционирует в прежнем объеме, но у него немало преемников. И пока закон не ставит им палок в колеса.

Причина этого, по словам И.Пожиткова, в неурегулированности российского законодательства в части Интернета. Существующие законы можно интерпретировать как угодно, в реальности же территориальные ограничения в Рунете весьма условны. Ну, например, как определить, российский ли тот или иной ресурс, и можно его регулировать российскими законами? Домен .ru ни о чем не говорит: данный сайт может быть территориально расположен в Южной Америке, а его учредители зарегистрированы в оффшорной зоне. Так что докопаться до правды весьма сложно.

Однако создатели четвертой части ГК РФ провели серьезную работу в попытке упорядочить законодательство и привести его к общему знаменателю. Во-первых, здесь прописаны шесть видов деятельности, при которых возможно управление коллективными правами. Интернет в эту сферу не входит. Кроме того, с принятием четвертой части Гражданского кодекса все организации, которые претендуют на коллективное управление правами, будут вынуждены получить государственную аккредитацию, рассказал эксперт. Тогда правообладателям проще будет выстроить отношения с легальными посредниками. Сегодня большинство нелегальных организаций либо вовсе не перечисляют авторам ничего, или перечисляют заниженные суммы гонораров. Принятие же закона должно изменить ситуацию к лучшему, надеется И.Пожитков.

Такая необходимость, что называется, назрела. Как рассказал советник министра экономического развития и торговли РФ Юрий Любимов, его ведомство поддержит документ, прежде всего, потому, что упорядочение ситуации с пиратством важно в рамках ВТО. Россия уже давно пытается стать членом организации, и одно из препятствий в этом – непомерный разгул пиратства. Работа над кодексом пока не завершена. "Мы вели конструктивный диалог с правообладателями, когда готовили четвертую часть Гражданского кодекса", - рассказал Ю.Любимов. Однако, как и в любом законе, в нем есть спорные конструкции. Существует ряд проблем, в том числе и медийного сектора, которые решаются. После того, как наличие этих проблем станет очевидным на практике, министерство подготовит поправки, которые будут рассмотрены в весеннюю сессию Госдумы. В частности, эти поправки будут касаться реализации обязательств по вступлению России в ВТО.

Пираты наносят немалый ущерб нашей экономике. Ряд секторов, специализирующихся на интеллектуальной собственности, сегодня не могут развиваться должным образом. Как рассказал И.Пожитков, в 2006 г объем легального рынка аудио- и видеопродукции составил 400 млн долл, примерно таким же был объем пиратского рынка. При том, что стоимость пиратских носителей ниже, можно сказать, что порядка 60-70 проц продукции, продающейся сегодня на российском рынке – контрафакт. При этом использование пиратами музыки в цифровом формате /мобильная связь и Интернет/ достигает 90-95 проц.

Между тем, во всем мире количество цифровой музыки составляет порядка 10-20 проц от всего музыкального рынка, однако у этого показателя есть тенденция к росту. Многие эксперты считают, что в России этот процесс пойдет ускоренными темпами, и уже к 2011 г соотношение цифровой и "физической" музыки будет прямо противопроложным. До 70-80 проц рынка будет занимать цифровая музыка, остальное придется на долю музыки на компакт-дисках, которая останется прерогативой "ценителей". Другие эксперты придерживаются несколько иного мнения. По их оценке, соотношение цифровой и "обычной" музыки в лучшем случае будет составлять 50х50.

Но в любом случае, на кону не только немалые деньги, но и сама индустрия звукозаписи. Не секрет, что многие мейджоры /звукозаписывающие компании/ получают доход от контроля за производством и распространением физических носителей музыки. Доля вознаграждения автора в цене диска – не более 20 проц. Естественно, до эпохи Интернета стандартная схема звукозаписывающего бизнеса приносила мейджорам огромные прибыли, и теперь они не желают их терять. Противники "антипиратской истерии" уверяют, что ее причины – лишь "стоны" звукозаписывающих компаний, чья схема заработков начала давать сбои. По их мнению, нынешняя система защиты авторских прав ничуть не гарантирует авторам защиту от пиратов, а лишь тормозит развитие музыкального бизнеса. На самом деле, для сохранения своих позиций мейджоры должны приспосабливаться к меняющейся среде распространения информации и пользоваться Интернетом для рекламы или "раскрутки" тех или иных исполнителей. Ведь многие люди все же предпочтут, послушав пару-тройку песен в Сети, пойти и купить диск, ведь качество записи на нем всегда лучше, чем у музыки в mp3-формате.

Но для того, чтобы эта схема заработала, одних благих желаний недостаточно. Важно установить соответствующие цены на музыкальную продукцию. По словам И.Пожиткова, правообладатели понимают, что Россия – не Англия, и устанавливать цену диска в 300-600 долларов для нас нереально. Цены на лицензионные диски сегодня практически сравнялись с пиратскими, заявляет эксперт, и рынок Интернет-музыки ждет то же самое. Сегодня легальные mp-3 записи предлагаются по цене намного ниже, чем на Западе – от 30 до 50 центов за композицию. Возможно также распространять музыку по подписке, как, например, продают подписку на новости информагентства. Заплатив за подписку, к примеру, на год, пользователь все это время может неограниченно скачивать обновления с сайта.

Важно также обеспечить простоту доступа к лицензионной продукции. Для реализации музыки на обычных носителях необходимо расширять количество легальных сетей, считает Ю.Любимов. А нелегалов, торгующих в подземных переходах – штрафовать и прикрывать их деятельностью, благо законы, ограничивающие торговлю с лотков, сегодня уже работают. С рынком цифровой музыки то же самое – важно обеспечить достаточное количество легальных сайтов, предлагающих недорогую лицензионную музыку. Емкость рынка цифровой музыкальной продукции, по оценкам экспертов, составляет сегодня около 40 млн долл. Есть за что побороться, чтобы эти деньги не ушли к пиратам.

Источник: еженедельник «Мосты» № 43, 15 декабря 2007 г . по материалам wto . ru , «Прайм-тасс»

<<Все новости