06.07.2007
Споры по поводу целесообразности вступления России во Всемирную Торговую организацию ведутся не первый год. Однако на сегодняшний день вопрос о присоединении нашей страны к ВТО можно считать уже решенным, и все более актуальным становится другой вопрос: каковы будут экономические и социальные последствия этого шага?
На этот счет тоже существуют самые разные мнения. Поэтому важно взглянуть на проблему не сверху, с высоты правительства и министерств, а изнутри, из регионов. Особенно интересно посмотреть, как видит перспективы присоединения к ВТО руководство Курской области - одной из старейших южно-русских земель, знаменитой своими черноземами и соловьями, а с середины двадцатого века и магнитной аномалией. В области сочетаются как сельскохозяйственное производство - наиболее уязвимая отрасль, камень преткновения переговорного процесса в ВТО, так и горнодобывающая промышленность, которая в теории должна выиграть от присоединения к Всемирной торговой организации. Ниже приводятся резюме беседы с председателем областного правительства Александром Криволаповым.
По его мнению, более достоверные оценки последствий, как показывает опыт вновь принятых в ВТО стран, могут быть сделаны только после завершения переговоров и опыта первых лет применения соглашений. Пока можно говорить лишь о сценарном прогнозе развития наиболее важных отраслей региональной экономики.
Составить такой прогноз может помочь пример ближайших соседей, которые являются членами этой организации уже несколько лет.
В случае с Курской областью, аналогии уместно проводить с территориальными единицами (воеводствами) Польши, с которыми у нас схожая структура экономики. Польская статистика свидетельствует, что в первый год после вступления в ВТО экономика этой станы переживала не лучшие времена. Темпы экономического роста упали с 7 процентов в 1999 году до 1,5 процента в 2001 году, безработица выросла до 18 процентов и удерживается на этом уровне до сих пор. Хуже всех перенесли адаптационный период сельское хозяйство и банковский сектор. Кроме того, закрылось до 90 процента угольных предприятий. Причины - низкая производительность труда и несоответствие техники безопасности европейским требованиям. Да и само существование тяжелой промышленности в Польше сейчас под вопросом. Легкой, впрочем, тоже, поскольку заводы, которые еще остались, не выдерживают конкуренции товаров народного потребления из Китая, Малайзии и Кореи.
Что же ожидает Курскую область? Разработанный комитетом по экономике и развитию Курской области сценарный прогноз развития экономики региона после присоединения России к ВТО предполагает выделение 3 групп отраслей по степени риска в зависимости от уровня чувствительности к изменениям условий внешнеэкономической конъюнктуры. Это отрасли с минимальным уровнем риска (горнодобывающая промышленность и электроэнергетика); отрасли со средним уровнем риска (химическая, нефтехимическая и легкая промышленность); отрасли с высоким уровнем риска (пищевая и перерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, машиностроение, сфера услуг).
По мнению министерства, присоединение России к ВТО не приведет к существенным изменениям в работе ведущих предприятий области: Курской атомной станции и ОАО "Михайловский ГОК". Продукция МГОКа сегодня экспортируется как в страны СНГ, так и страны дальнего зарубежья. Доля экспорта руды и концентратов составляет более 70 процентов от общего объема экспортных поставок Курской области. В связи с этим особую значимость для этого региона имеет позиция российской стороны на переговорах по вопросам защиты интересов производителей металлургического сырья.
Кстати, относительно воздействия предстоящего присоединения к ВТО на отечественную горнодобывающую промышленность существуют довольно полярные мнения. С одной стороны, по мнению Президента Международного Союза металлургов Серафима Колпакова, никаких положительных изменений в условиях доступа металлургического сырья на зарубежные рынки при вступлении России в ВТО не будет, и присоединение к ВТО следует отложить лет на 10-15. В числе основных аргументов указываются приближение тарифов на топливно-энергетические ресурсы к уровню мировых цен, а также высокие транспортные издержки. С другой стороны, по оценкам экспертов, отечественная металлургия весьма конкурентоспособна на мировом рынке, и присоединение России к ВТО будет способствовать дальнейшему развитию этой отрасли. Таким образом, на Курскую область, обладающую еще и статусом приграничного региона, присоединение к международным правилам торговли окажет скорее положительное влияние. Но все же хотелось бы отметить, что конкурентоспособность отечественной горнодобывающей промышленности, как на внешнем, так и на внутреннем рынке, будет зависеть, прежде всего, не от норм и правил ВТО, а от цен на товары и услуги естественных монополий, в первую очередь, от тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки.
Отрасли со средней степенью риска, то есть нефтехимической и химической промышленности области Курской области уже сейчас испытывают на себе дискриминационное воздействие со стороны стран - участниц ВТО в связи с несоответствием российских и европейских стандартов технического контроля. Основными конкурентами на мировом рынке нефтехимии для курских предприятий являются производители Польши, Германии, Италии и ряда других стран Европы, являющихся участницами ВТО. Однако своевременная техническая и технологическая модернизация, грамотно построенная ценовая политика и маркетинговый анализ позволят минимизировать негативное воздействие процесса вступления России в ВТО на нефтехимическую отрасль Курской области.
Самая ожесточенная конкуренция ожидает предприятия фармацевтической отрасли. И пока трудно однозначно ответить на вопрос, как изменится рынок фармацевтической продукции после присоединения России к ВТО. Но сегодня в Курской области есть все предпосылки для создания новых линий по производству лекарственных препаратов, дальнейшего развития отрасли.
Вступление в ВТО также может стимулировать и развитие легкой промышленности Курской области в связи с возможностью создания различных форм кооперации и совместных предприятий с долевым участием иностранного капитала. Кроме того, по оценке экспертов, предприятия легкой промышленности смогут несколько улучшить свое положение в силу того, что частично используют в производстве ввозимое сырье. Переговорная позиция российской делегации по текстилю и одежде учитывает интересы как производителей, так и потребителей этой продукции. Российская сторона настаивает на снижении ставок ввозных пошлин на сырье до 3 - 5 процентов, на ткани - до 10, на готовые изделия - до 14-17 процентов. Параллельно идет работа по снижению с 10-15 до 0-5 процентов импортных пошлин на новейшее технологическое оборудование и машины, используемые в базовых отраслях российской промышленности, в том числе в текстильной, а также на комплектующие к ним.
Сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность имеют наименее оптимистичные перспективы. Несмотря на то, что работа на ввозимом сырье при увеличении объемов импорта должна стимулировать рост производства перерабатывающих предприятий, есть вероятность заполнения рынка пищевых и сельскохозяйственных товаров более разнообразными и доступными по стоимости зарубежными товарами. Для того, чтобы продукция нашего сельхозтоваропроизводителя выдержала конкуренцию с дешевой сельхозпродукцией из Западной Европы, Австралии, Бразилии, Аргентины, нужны очень большие суммы субсидий. Ведь сейчас объем поддержки сельхозпроизводителей на один гектар пашни в странах Евросоюза в 50 раз превышает соответствующие объемы у нас в стране, а уровень таможенных тарифов на ввоз продовольствия в странах ЕС в 10 раз выше, чем в России. Если пошлины на мясо в странах Евросоюза составляют в среднем 215 процентов, то в России в 14 раз ниже - всего лишь 15 процентов, на молоко в странах ЕС - 113 процентов, в России - 15 процентов (в 7,5 раза меньше), на пшеницу соответственно 173 и 20 процентов (в 8,6 раза ниже), на сахар - 274 и 25 процентов (в 11 раз меньше).
Отечественный рынок мяса и мясопродуктов под натиском аргентинской говядины, закупаемой на мировом рынке по бросовой цене, может серьезно пошатнуться, даже с учетом значительных транспортных расходов по доставке импортной мясной продукции в Россию. Правда, российская переговорная делегация старается защитить внутренний рынок сельскохозяйственной продукции. В частности, результатом достигнутых договоренностей со странами-членами ВТО стала предоставленная России возможность иметь уровень тарифной защиты внутреннего рынка по производимым у нас сельскохозяйственным товарам не ниже ныне действующего. Предусматриваются также меры дополнительной защиты отечественного сельскохозяйственного производства, в частности, продолжение использования механизма тарифного квотирования и после присоединения России к ВТО. Некоторые эксперты утверждают, что регионы Российской Федерации могут стать серьезными поставщиками сельскохозяйственной продукции в Евросоюз. По мнению директора Информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексея Портанского, это может произойти после отмены к 2013 году экспортных субсидий европейским фермерам. Без дотаций значительная часть их продукции рискует оказаться неконкурентоспособной. И тогда не избалованный поддержкой государства российский крестьянин сможет продавать свое зерно Европе. Кстати, производители зерна Курской губернии еще в начале XX столетия экспортировали свою продукцию за рубеж.
Что же касается других отраслей экономики Курской области, с точки зрения степени конкурентоспособности и готовности противостоять зарубежным производителям наиболее уязвимой отраслью является машиностроение. Дело в том, что здесь очень низкая степень обновляемости видов и качества выпускаемой продукции, а также высокий уровень специализации производства при низком уровне диверсификации производственной деятельности. На сегодняшний день производственные мощности большинства курских предприятий машиностроения загружены не полностью, велик износ основных фондов. К тому же продукция большей части заводов направлена на внутренний рынок или страны СНГ. По информации членов российской переговорной делегации по присоединению России к ВТО, в отношении производимой курскими предприятиями продукции, в частности: аккумуляторов, низковольтной аппаратуры, передвижных электростанций, генераторов, вычислительной техники, кассовых аппаратов, электроприводов, приборов для авиационной техники ввозные таможенные ставки пошлин будут снижены до минимума через 3 года после присоединения к ВТО. Это, конечно же, приведет к усилению конкуренции со стороны зарубежных производителей аналогичных товаров.
Отдельно необходимо отметить возможные сценарные последствия в сфере услуг. На практике все российские рынки услуг, в том числе и курский, уступают зарубежным по любым стандартам, и динамика их роста будет зависеть не столько от ВТО, сколько от притока в них отечественного и иностранного капитала. Вступление в ВТО ничем не грозит железнодорожному транспорту области. Грузовой автотранспорт и авиатранспорт и без ВТО работают (особенно в международных перевозках) в условиях жесткой конкуренции и на импортных моделях машин. Вступление в ВТО мало изменит ситуацию на этих рынках, хотя может стимулировать транзитные потоки грузов и пассажиров через территорию области. В торговле российский капитал сейчас является почти монопольным (99,7 процента) в оптовом звене, однако в розничном его активно теснят сети иностранных магазинов (<Рамстор>, <Метро> и т.п.). Эти процессы продолжатся, по крайней мере, в крупных городах, в том числе под влиянием ВТО. Наиболее заметно иностранное присутствие в так называемых рыночных услугах (реклама, аудит, менеджмент), что вполне закономерно, поскольку совсем недавно в нашей стране такие виды деятельности вообще отсутствовали. Однако российский бизнес накопил в этой сфере определенный потенциал конкурентоспособности и может противостоять дальнейшему сужению емкости отечественного рынка.
Сложная ситуация складывается на рынках финансовых услуг, российские провайдеры которых требуют для себя специальной защиты, хотя иностранный банковский капитал пока неактивен в освоении этого российского рынка. Но в перспективе ситуация может измениться. Надо сказать, что на сегодняшний день остались только две страны - США и Колумбия, с которыми еще не достигнуты принципиальные соглашения по условиям присоединения России к ВТО. Одним из ключевых требований США, например, является право функционирования на территории России филиалов иностранных банков и страховых компаний. Сейчас, по оценкам экспертов, доля зарубежных компаний в страховании составляет 15 процентов, в банковском секторе - около 11 процентов. Кроме того, США требуют сократить "переходный период" для страхового рынка России максимум до двух лет. В целом ситуация на рынке услуг будет зависеть от того, как быстро обретут конкурентоспособность отечественные компании.
Особо необходимо отметить еще один аспект присоединения России к ВТО, о котором говорят мало и вскользь, но который, с точки зрения национальных интересов страны, может оказаться более серьезным, чем прямые экономические последствия. Речь идет об обязательствах России в рамках СНГ, то есть о будущем всей экономической интеграции на постсоветском пространстве. Несмотря на то, что экономика нашей страны по своим масштабам несопоставима с экономиками стран СНГ, формирование интегрированного экономического пространства с ними играет принципиально важную роль для развития экономики страны, в том числе и Курской области. Во-первых, отдельные регионы Украины, Казахстана и Республики Беларусь устойчиво занимают лидирующие позиции во внешнеторговом обороте Курской области. Так, в структуре внешнеторгового оборота региона по итогам 2005 года 43,9 процента приходится на страны СНГ, из них 38,3 процента - на экспортно-импортные операции с Украиной. Во-вторых, экономики стран СНГ необходимы как рынки сбыта продукции высокой степени переработки курских производителей. Ведь в структуре курского экспорта в страны СНГ, по итогам 2005 года, удельный вес продукции высокой степени переработки в 12 раз выше, чем в страны дальнего зарубежья. Таким образом, для ряда отраслей машиностроения Курской области (прежде всего, электротехнической) экспорт в СНГ является важнейшим каналом реализации продукции.
В случае присоединения России к ВТО вся система отмеченных выше факторов подвергнется значительным корректировкам, в первую очередь, потому, что двухсторонние соглашения, являющиеся организационно-правовым механизмом согласования интересов и принятия решений в СНГ, не только не позволят скоординировать позиции стран СНГ, но и не признаются ВТО в качестве основы преференциальных торговых отношений. Одним из первых кризисных последствий здесь может стать резкое понижение на курском рынке конкурентоспособности товаров из стран СНГ, а также возможное снижение взаимного торгового оборота. Таким образом, невозможность одновременного вступления в ВТО стран СНГ дополнительно окажет негативное воздействие на экономику России и Курской области.
Но каких-либо фатальных негативных последствий для экономики Курской области не будет. Более того, она в перспективе может оказаться и в выигрыше. Однако об этом нужно позаботиться уже сейчас. Необходимо, прежде всего, срочно разработать и принять научно-обоснованную промышленную политику для защиты производителей Курской области. Важную роль может сыграть государственная система поощрения промышленного экспорта, в том числе в форме государственных гарантий и иных форм финансирования экспортеров. Правила ВТО, кстати, определяют разрешенные формы такой поддержки. Аналогичные меры поддержки надо разработать и для нашего аграрного сектора.
Особую актуальность приобретает сегодня и плановая подготовка специалистов предприятий к работе в условиях ВТО. В связи с этим необходимо отметить, что еще в августе 2004 года постановлением правительства Курской области <О мерах по адаптации экономики Курской области в условиях вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО)> на базе Курского филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института создан Центр подготовки и переподготовки кадров к работе в условиях присоединения России к ВТО. Думается, что грамотные и скоординированные действия позволят нашей стране и Курской области, в частности, успешно и без особо тяжелых потерь интегрироваться в мировую экономику.
Источник: «Мосты» №24, 6 июля 2007 г. по материалам ИА <INFOLine>