12.05.2013
Что представляет из себя парадигма устойчивого развития год спустя после Рио+20? Директор Программы ООН по окружающей среде Ахим Штайнер выступил с публичной лекцией в Женеве, чтобы поделиться своим видением ситуации, сложившейся в глобальном экологическом регулировании через год после саммита.
Комментируя полярность в оценках результатов Рио+20, варьирующихся от «безусловного успеха» до «полного провала», глава ЮНЕП отметил, что имеет смысл воспринимать прошлогодний саммит не как особую веху в истории международного экологического регулирования, но как отражение того, «что мир думает сейчас». Штайнер подчеркнул, что сегодня система многостороннего регулирования проходит сложнейшую стадию своего развития: подтверждением этого является и результат Рио+20, и ход переговоров по климатическому регулированию, и ситуация, сложившаяся в ВТО из-за невозможности завершить раунд Доха. Тем не менее, по словам Штайнера, «сегодня выработка точки зрения, разделяемой всеми участниками [переговоров], становится условием для движения вперед больше, чем когда-либо раньше».
Штайнер выразил уверенность в том, что старый подход к устойчивому развитию, когда экономическая, экологическая и социальная составляющие рассматривались как «колонны», равно важные, но отделенные друг от друга, больше не работает. Он привел в качестве примера такого подхода распространенный аргумент развивающихся стран в их полемике с развитыми государствами: «Не мешайте нам достигать высоких показателей экономического роста, а когда мы выйдем на достаточный уровень, мы вернемся, чтобы подумать об экологии, как это сделали вы». По убеждению Штайнера, на смену концепции «трех колонн» должна прийти концепция «тройной спирали», поскольку взаимозависимость экономического, экологического и социального аспектов развития становится все более очевидной, и движение в этих направлениях отнюдь не является взаимоисключающим, а при определенных условиях может и должно стать взаимоусиливающим.
«Мировой бизнес значительно опережает власть в понимании этой взаимосвязи и уже активно подстраивает свои практики под меняющиеся условия. Это происходит потому, что именно на частном секторе сильнее всего сказывается рост рисков, например, в результате климатических изменений, – отметил глава ЮНЕП. – Там, где политики напуганы серьезностью и масштабом вызовов, бизнес видит возможности». По словам Штайнера, подход «сверху-вниз» возможен в национальном регулировании, и именно он часто является толчком для предпринимателей, однако в глобальных масштабах он уже не работает. Это связано с тем, что в сложившихся условиях заключение ни одного масштабного международного договора не представляется возможным, однако источником новых решений может стать инициатива снизу, основанная на экономической целесообразности экологически устойчивых практик и «зеленого» подхода.
В качестве примера Штайнер привел альтернативную энергетику: взрывной рост инвестиций, падение цен на солнечные батареи более чем на 75% за пять лет – все это демонстрирует огромные возможности для роста. Тем не менее, такие практики как предоставление субсидий на ископаемое топливо (ярчайший пример – нежелание Кенийского правительства предоставлять производителям чистой энергии более высоких «зеленых» тарифов (feed-in tariffs) в сочетании с активным субсидированием дизельных электростанций) сильно препятствуют движению энергетики в устойчивом направлении.
Важнейшим условием для развития альтернативной энергетики А. Штайнер назвал интеграцию торгового и климатического режимов. «Европе бессмысленно требовать от Китая сокращения эмиссий и уступок по Киото, в то время как торговые барьеры со стороны ЕС и США приводят к банкротству китайских производителей солнечных панелей. Даже если там не обошлось без демпинга, вы только представьте, сколько эмиссий парниковых газов могло бы быть сэкономлено с помощью дешевых китайских солнечных батарей», – заметил Штайнер.
В заключение глава ЮНЕП подчеркнул, что для достижения прогресса на пути международного экологического регулирования нужно уделять более пристальное внимание нуждам тех, кто будет испытывать трудности в процессе перехода к «зеленой» экономике, поскольку их позиция является значительным сдерживающим фактором в переговорном процессе. «Те, для кого зеленый подход работает сегодня, уже двигаются вперед, но если мы хотим повернуть всю мировую экономику в устойчивом направлении, нам необходимо позаботиться о тех, кому будет труднее это сделать. В противном случае этот поворот еще очень долго не будет пройден, а мы уже не можем себе этого позволить», – заключил Штайнер.
Источник - «Мосты» по материалам: ICTSD (МЦТУР), выступление Директора ЮНЕП Ахима Штайнера 8 мая 2013 г.