20.06.2013

Переговоры по климату в Бонне: прогресс, несмотря на трудности

 

На прошлой неделе в Бонне завершилась очередная сессия переговоров по подготовке глобального климатического соглашения, которое должно прийти на смену Киотскому протоколу в 2020 году. Задачей переговорной сессии было урегулирование технических аспектов соглашения, доработка текста которого должна быть завершена уже к 2015 г., а также обсуждение вопроса оказания финансовой помощи развивающимся странам с целью адаптации к изменению климата и переходу на низкоуглеродную экономику.

Деятельность одной из трех работающих групп - вспомогательного органа Конвенции (SBI) оказалась фактически заблокированной после того, как Россия, Беларусь и  Украина предложили внести в повестку обсуждения пункт о «процедурных и юридических вопросах, связанных с процессом принятия решений». Этот вопрос страны связывали с ситуацией в конце итоговой конференции РКИК ООН в Дохе в 2012 г., когда решения были приняты вопреки заявленным возражениям России, Беларуси и Украины, несмотря на то, что по правилам решения должны приниматься только консенсусом. В соответствии с принятой без учета мнения трех стран поправкой, которая регулирует второй период обязательств по Киотскому протоколу (2013-2020 гг.), странам с переходной экономикой фактически пришлось бы немедленно стабилизировать выбросы на текущем уровне. Напомним, что в результате Россия отказалась участвовать во втором периоде соглашения, а Беларусь, Казахстан и Украина до сих пор не ратифицировали поправку, поскольку рискуют не выполнить обязательства. Новые правила расчета квот, которые привели к возникновению сложной ситуации, планируется рассмотреть в ходе саммита РКИК ООН, который пройдет в ноябре этого года в Варшаве.

Против включения дополнительного пункта в повестку сессии в Бонне активно выступали, в частности, развивающиеся страны: Группа 77 и Китай, для которых торможение переговоров означает дальнейшее откладывание принципиально важных вопросов об адаптации к изменению климата и о механизме компенсации ущерба.

Однако, по мнению главы переговорной делегации России Олега Шаманова, «процесс должен наконец-то вернуться в правовое поле и осуществляться в соответствии с правилами процедуры», чего не случилось в Дохе, в противном случае будет подорвана легитимность таких решений и под сомнением окажется принятие глобального соглашения в 2015 году.

Предложение, инициированное Россией и поддержанное Беларусью и Украиной, вызвало негативную реакцию экологических организаций, которые обвинили делегации в срыве работы вспомогательного органа, в рамках которого был поднят этот вопрос. Проблема в том, что за две недели сторонам не удалось даже принять повестку дня, а содержательные вопросы касательно адаптации к изменению климата и механизма компенсации потерь и ущерба развивающимся странам, пострадавшим от изменения климата, так и не были затронуты. Шаманов, однако, отметил, что «в разговорах все делегации признают важность и необходимость обсуждения поднятой проблемы» и что нежелание включать этот вопрос в повестку дня «парадоксально».

Алексей Кокорин, эксперт по климату WWF России, тем не менее, считает, что результатом «утраченной» сессии может стать привлечение внимания к климатическим переговорам политиков на более высоком уровне внутри самой России. «Для того, чтобы на их уровень выйти, нужно им что-то предъявить, вот, господа, у нас ничего не получается, видите - нужен ваш политический уровень, ваша политическая воля», - передает слова Кокорина «РИА Новости».

Отмечая до сих пор пассивную позицию российского руководства по вопросам климата, эксперт, тем не менее, подчеркнул, что нарушение переговорных процедур в Дохе было ошибкой, которая произошла уже не в первый раз, и «снежный ком» таких нарушений мог бы привести к последствиям вплоть до отставки  исполнительного секретаря РКИК ООН. В этой связи вопрос России, Беларуси и Украины был поднят «в правильное время, в правильном месте, но не перед той аудиторией», поскольку, по мнению эксперта, вопросы такого уровня должны обсуждаться на уровне министерских конференций, а не технических сессий.

Кокорин согласен с позицией трех стран, заключающейся в том, что «возвращение в правовое поле необходимо для того, чтобы в 2015 г. “спокойно принимать решения по новому соглашению”», и не считает, что этот вопрос может заблокировать работу саммита по климату в Варшаве, поскольку делегации уже знают о его существовании и будут готовы к обсуждению.

Следует отметить, что в официальном пресс-релизе РКИК ООН по итогам Боннской сессии работа двух других групп оценивается положительно. По словам Исполнительного секретаря РКИК ООН Кристианы Фигерес, «это была важная встреча, поскольку сейчас правительства быстрее движутся по направлению от рассмотрения вариантов к разработке и осуществлению решений». Фигерес выразила надежду на то, что сложная ситуация вокруг работы группы SBI будет «конструктивно обсуждена» до Варшавского саммита, и согласилась с тем, что формальное обсуждение этого вопроса необходимо, признав таким образом возможность выделения дополнительного времени на работу группы в ходе встречи на высшем уровне в ноябре.

Подробнее о спорных правилах расчета квот, принятых в Дохе, и значении сложившейся в Бонне ситуации читайте в статье консультанта по климатической политике Товарищества «Зеленая сеть» Белорусского Зеленого портала Анастасии Бекиш «Беларусь, Россия и Украина в центре конфликта на переговорах по климату».

Подробнее о результатах 18-й Конференции РКИК ООН в Дохе читайте в статье «В Дохе достигнут умеренный прогресс, переговоры ООН по климату переходят к новой фазе», опубликованной 14 декабря 2012 г. в специальном выпуске «Мостов».

Источник - «Мосты» по материалам: ICTSD (МЦТУР); «Россия подогрела климатические переговоры», Коммерсантъ-Online, 14 июня 2013 г.; «Беспрецедентная история на переговорах по климату закончилась ничем», РИА Новости, 12 июня 2013 г.; «Шаманов: переговоры ООН по климату в Бонне попали в “зазеркалье”», 11 июня 2013 г.; Переговоры по климату в Бонне застопорились, не начавшись, Радио ООН 11 июня 2013 г.; “Mixed-bag climate conference closes in Bonn“, By Mariette Le Roux (AFP)

<<Все новости