21.06.2010
В отличие от конструктивного и оптимистичного тона, характерного для первой недели встреч по изменению климата в Бонне (Германия), проходивших с 31 мая по 11 июня 2010 г., в целом ежегодная встреча Рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК ООН) закончилась на отчетливо мрачной ноте.
Должностные лица, занимающиеся вопросами климата, распределились между четырьмя тематическими направлениями переговоров, наиболее значительным из которых была встреча Специальной рабочей группы по долгосрочным мерам сотрудничества (СРГ-ДМС). В рамках этой группы должностные лица ведут переговоры по новому глобальному соглашению в области изменения климата.
Сессия СРГ-ДМС в Бонне началась с обсуждения нового текста, подготовленного председателем группы. Председатель предложил сторонам ряд вопросов по каждому разделу текста, но, по мнению критиков, такой подход не обеспечивает достаточно глубокого рассмотрения наиболее критичных неразрешенных вопросов.
Несмотря на длительное обсуждение, прогресс в этой области сдерживается из-за проведения встреч в формате вопросов и ответов, который приводит к тягостному повторению странами своих давно устоявшихся позиций. Участники переговоров не смогли добиться прогресса по наиболее спорным вопросам, таким как расширение мер по сокращению выбросов развитыми странами, поддержка действий по сокращению выбросов в развивающихся странах, привлечение нового финансирования и практическое распространение технологий. Спорным оказался и вопрос о расширении поддержки для мер адаптации, поскольку разногласия между развивающимися странами в этой области, похоже, усилились.
В предпоследний день встречи прошли напряженные, хотя и весьма оживленные дебаты по вопросу об «экономических и социальных последствиях ответных мер» в рамках ДМС. Арабские страны настаивали, что следует создать новый институт или механизм для оценки последствий ответных мер и разрешения связанных с ними проблем. В свою очередь, развитые страны утверждали, что для выявления новых проблемных областей следует использовать уже существующие каналы связи, такие как национальные доклады, предоставления которых требуют от всех стран. В качестве третьего возможного варианта обсуждали использование Секретариата РКИК ООН, который мог бы проводить исследования или использовать другие методы сбора информации или предоставления отчетности о последствиях действий, направленных на сокращение выбросов.
У арабских стран в этой области есть серьезные интересы, поскольку они опасаются последствий для своей экономики из-за возможного снижения потребления нефти в связи с мерами сокращения выбросов.
Многие развитые страны выступали против создания новых институтов и отдавали предпочтение подходу «сделай сам». Стоит отметить, что многие развивающиеся страны не обладают необходимыми финансовыми, институциональными и кадровыми ресурсами для проведения обширных исследований в этой области, что ставит их в весьма невыгодное положение в отсутствие будущей поддержки в рамках климатической системы ООН. У большинства из этих стран особенно серьезную озабоченность вызывают торговые последствия предпринимаемых развитыми странами мер по мере разработки и внедрения ими новых стратегий сокращения выбросов на своей территории с одновременной защитой конкурентоспособности национальной промышленности.
Что же касается других дискуссий в Бонне, то в переговорах по Киотскому протоколу наблюдалась даже большая, чем обычно, напряженность в вопросе о втором периоде обязательств по этому протоколу, тогда как первый период завершается уже в конце 2012 года. Переговоры между странами по условиям второго периода обязательств проходили в течение последних двух лет. В ходе нынешней сессии Россия при поддержке Японии прямо выступила против любых ссылок на «второй период обязательств», а также против любых формулировок в тексте, призывающих стороны из числа развитых стран «повысить уровень амбициозности» своих мер по борьбе с изменением климата.
Оживились также и дискуссии по вопросу об оценке «землепользования» в рамках Киотского протокола. Ряд развивающихся стран и организаций-наблюдателей настаивали, что предложенный подход к этому вопросу создает лазейку, которая по сути позволяет развитым странам ограничить свои обязательства по сокращению выбросов парниковых газов на национальной территории.
Заключительные пленарные заседания СРГ-КП и СРГ-ДМС были отложены из-за специальной сессии, которую созвали для рассмотрения выходки неустановленных лиц, направленной против Саудовской Аравии. По сообщению источников в СМИ, пластиковую табличку с названием страны сломали или испортили – в последний день встречи появились фотографии поврежденной таблички. Многие страны осудили этот акт вандализма и призвали Секретариат РКИК ООН провести тщательное расследование инцидента.
Некоторые наблюдатели предположили, что этот инцидент мог стать ответом на негативную позицию Саудовской Аравии в связи с предложением Альянса малых островных государств из числа развивающихся стран (AOSIS), которые призывали провести исследование последствий перехода от предельного показателя повышения температуры в 2°C к показателю в 1,5°C. Несколько других арабских стран также выступили против проведения нового исследования. Впрочем, сейчас нет достоверной информации о виновниках инцидента и об их возможных мотивах.
Когда заседания возобновились, СРГ-ДМС высказала свое мнение по поводу пересмотренного варианта переговорного текста, который эта группа рассматривала в течение недели. Мнения по большей части оказались крайне негативными – Группа-77 и Китай выразили «встревоженность» тем, что новый текст уже не содержит их предложений. Они заявили, что текст «разбалансирован», подчеркнув, что он более не отражает позиции многих развивающихся стран и несправедливо распределяет ответственность за разрешение проблемы изменения климата между развитыми и развивающимися странами.
По мере возобновления переговоров между странами создается впечатление, что в дебатах о возможности заключения комплексного глобального соглашения в Канкуне перешли к обсуждению других возможностей.
В начале июня газета Financial Times цитировала слова Кристианы Фигуэрес (Christiana Figueres), нового Исполнительного секретаря РКИК ООН: «окончательное, всеобъемлющее соглашение… я не думаю, что это возможно». Вместо этого наблюдатели все больше говорят о некоем соглашении альтернативного характера. Такое соглашение, например, могло бы быть частичным и включать разные конкретные соглашения с различным географическим охватом и участием, которые подвергались бы постоянному обновлению.
Фиона Харви (Fiona Harvey), широко известный экологический журналист, недавно представила свою собственную интерпретацию таких слухов: «Например, можно было бы переосмыслить определение понятия “юридически обязывающего” и новое соглашение могло бы включать механизмы, позволяющие странам устанавливать диапазоны целевых показателей сокращения выбросов в зависимости от условий, в которых они находятся. Можно было бы даже предусмотреть оговорки для некоторых стран по второстепенным вопросам».
По мнению России и ряда других развитых стран, нужно единое всеобъемлющее соглашение с участием всех крупных стран, которое должно взять из Киото все лучшее, но сделать общие усилия действительно глобальными и эффективными для решения проблемы антропогенного изменения климата. Как считает руководитель программы «Климат и энергетика» ВВФ России Алексей Кокорин, «здесь пока прогресс минимальный, а это означает, что в Мексике не будет заключено новое всеобъемлющее соглашение». Однако есть все шансы успешно завершить «дело Копенгагена» к Конференции ООН по климату в конце 2011 года в ЮАР.
Источники: Дайджест новостей « Мосты », N 12, 2010 по сообщениям МЦТУР, новости «Эко-Согласия», «Further Clouded» FINANCIAL TIMES, 14 июня 2010; «Probe at UN climate talks after Saudi sign smashed», REUTERS, 11 июня 2010, «Переговоры ООН по проблеме изменения климата: время собирать камни», ВВФ, 15 июня 2010