№ 6 Апрель 2008 г.
ЕС не выполнил решение об устранении ограничений по биотехнологическим продуктам в срок до 11 января и ему грозит введение торговых санкций в рамках спора по торговле и охране окружающей среды.
Изначально от ЕС требовалось выполнить принятое в 2006 г . решение третейской группы по процедурам одобрения и допуска на рынок генетически модифицированных организмов (ГМО) до 21 ноября 2007 г ., но позже три стороны, предъявившие претензии в этом споре (Аргентина, Канада и США), согласились продлить срок до 11 января 2008 г . Впоследствии Аргентина продлила срок до 11 июня, а Канада – до 30 июня. США заявили, что предоставят ЕС льготный период для разрешения остающихся проблем, прежде чем перейдут к уже разработанным ответным мерам.
ЕС может утверждать, что процесс одобрения ГМО уже соответствует нормам ВТО, но проблемой остаются защитные меры в ряде стран ЕС, чья правомерность оспаривалась сторонами, предъявляющими претензии. Австрия, Венгрия и Польша продолжают запрещать продажу и выращивание сортов ГМО, разрешенных Европейским агентством по продовольственной безопасности (ЕАПБ). Франция с 11 января 2008 г . запретила выращивание единственного генетически модифицированного сорта кукурузы, разрешенного ЕАПБ (сорт 810 компании “Monsanto”).
Как сказал президент Саркози, такое решение было принято из-за сомнений комитета ученых и представителей союзов потребителей, экологических групп, сельхозпроизводителей и промышленности по поводу экологических последствий выращивания этого сорта. Президент заявил: «Когда дело касается принципа предосторожности, я должен сделать политический выбор и вывести мою страну на передовые позиции в дебатах по экологическим вопросам». Франция уведомила Европейскую комиссию о намерении воспользоваться положениями по безопасности в законодательстве ЕС для сохранения запрета действующим – несмотря на то, что в 1998 г . выращивание этого сорта в ЕС было разрешено.
Критики позиции Франции обвиняют правительство в умышленном искажении результатов работы комитета. Компания “Monsanto” утверждает, что комитет не нашел новых научных доказательств экологической опасности. Прежде чем Франция сможет воспользоваться положениями по безопасности, ей потребуется представить такие доказательства в ЕАПБ для оценки, и лишь после этого будет решено, оправдан ли запрет.
Бюро торгового представителя США предупредило, что терпение заинтересованных сторон в стране на пределе, хотя после истечения январского предельного срока Бюро заявляло, что может «приостановить на ограниченный период времени» введение ответных мер и дать ЕС возможность «продемонстрировать реальный прогресс в допуске на рынок биотехнологических продуктов».
Бюро подчеркнуло, что США разочарованы новым запретом Франции на выращивание сорта 810, особенно после того, как третейская группа ВТО установила, что аналогичный запрет в Австрии был недостаточно научно обоснован.
Несмотря на временное «прекращение огня», 17 января США обратились в Орган по разрешению споров ВТО с запросом о разрешении ввести ответные меры. США пообещали добиваться официального подтверждения факта невыполнения решения третейской группы до введения санкций, но запрос свидетельствует о серьезности их намерений.
Например, США хотят повысить тарифы на промышленные и сельскохозяйственные товары и приостановить действие уступок и обязательств по Соглашению по санитарным и фитосанитарным мерам и Соглашению по сельскому хозяйству. Запрос не содержит подробностей, но Бюро торгового представителя опубликовало уведомление, призывающее общественность представить замечания к проекту перечня ответных мер. В отношении объема санкций в нем отмечается, что он будет соответствовать объему упущенных среднегодовых поставок из США в ЕС. По сельскохозяйственным культурам для посева при расчете санкций будут учитываться утраченные поступления от роялти и лицензионных платежей для каждой их категории.
Если США решат ввести ответные меры, им придется обратиться в ВТО: арбитражная группа должна будет оценить гипотетический уровень экспортных поступлений США от торговли ГМО при отсутствии мер, не соответствующих правилам ВТО. Задача нелегкая, прежде всего из-за отсутствия надежных сопоставимых данных для сравнения, т. к. в ЕС фактически никогда не существовало рынков для большинства данных продуктов.
При оценке экспортных потерь нужно учесть и то, что на решения европейских производителей и торговых компаний по выращиванию и продаже продуктов большое влияние оказывает недоверие общества к генетически модифицированным продуктам питания и кормам для скота.