№ 3 Декабрь 2007 г.
В 2007 г . международная политика во многом определялась главной проблемой – что делать с изменением климата. Сейчас все склоняются к тому, чтобы прийти к соглашению до конца нынешнего года. Никто, однако, не ожидает, что тысячи политических руководителей, которые соберутся на острове Бали в начале декабря, подготовят детализированный глобальный план разрешения проблемы изменения климата, предполагается лишь, что они подготовят дорожную карту, чтобы добиться заключения такого соглашения не позднее 2012 г .
Мировое общественное мнение настроено в пользу достижения соглашения, и это не в последнюю очередь связано с тремя всесторонними докладами Межправительственной экспертной группы по изменению климата (IPCC), в которых подробно демонстрируется, какую роль в изменении климата сыграла (и продолжает играть) деятельность человека, а также прогнозируются возможные будущие последствия изменения климата и их влияние на человека и окружающую среду.
Разрешение проблемы изменения климата – это крайне сложная задача, поскольку здесь, по сути, требуется разрешить проблемы, связанные с использованием энергии, от которой зависит большинство сфер функционирования общества. Двуокись углерода – основной парниковый газ – является главным побочным продуктом использования энергии, и легких путей для разрешения связанных с ним проблем пока не предвидится. Важными компонентами любых конечных решений должны будут стать меры энергоэффективности, а также применение новых и возобновляемых источников энергии. Все больше внимания начинают уделять практике землепользования, в частности, поискам путей прекращения уничтожения лесов, и ожидают, что на Бали будет принято соглашение по этим вопросам.
Глобальный план разрешения проблемы изменения климата будет включать национальные и региональные планы, которые будут увязываться между собой, в том числе и при помощи международного углеродного рынка сокращения выбросов. Киотский протокол, который стал первым шагом в установлении обязательных пределов для допустимых выбросов углерода, прекратит свое действие в 2012 г . В этой связи необходим инструмент для последующих действий в этом направлении, в частности, для того, чтобы дать частному сектору ясное представление об условиях работы при переходе к низкоуглеродному будущему. Разработка энергетических технологий – дело длительное и дорогостоящее, так что целенаправленные инвестиции нужно производить уже сейчас.
В настоящее время разные страны используют различные подходы к разрешению проблем, связанных с изменением климата. Киотский протокол, подписанный большинством стран, требует сокращения выбросов только от развитых стран в соответствии с принципом "общей, но дифференцированной ответственности". Из протокола вышли лишь две развитые страны – США и Австралия. Чтобы это соглашение сохранило свое значение в будущем, указанные страны должны вернуться и принять участие в процессе. А тем временем выбросы парниковых газов в развивающихся странах растут особенно быстрыми темпами, и уже звучали призывы, чтобы эти страны приняли для себя хоть какие-то целевые показатели в той или иной форме.
Наиболее бедным и наиболее уязвимым странам, которые не имеют никакого отношения к возникновению климатических проблем, потребуется помощь в адаптации к последствиям изменения климата. Соответственно, на Бали предполагается создать Адаптационный фонд.
Основной проблемой для переговоров на Бали будет успешная интеграция в единый комплексный процесс различных используемых подходов, направленных на обязательные сокращения, а также целевые показатели энергоэффективности и добровольных мер.
Параллельно с сессиями ООН по климатическим вопросам Индонезия созывает встречу отдельных министров торговли для поиска возможных аргументов, которые они могут использовать для достижения эффективного соглашения по климату. Хотя некоторые опасаются увязки между собой двух крайне сложных процессов, особенно если учесть буксующий процесс переговоров раунда Доха, в сфере торговли действительно имеются потенциальные кнуты и пряники, которые могут помочь в переговорах по изменению климата.
Необходимо повысить уровень доступа на глобальные рынки и увеличить количество энергоэффективных товаров, технологий использования возобновляемых источников энергии, биотоплива и таких технологий, как поглощение и хранение углерода. Одним из путей для ускорения глобального распространения новых технологий являются переговоры раунда Доха по сокращению тарифов на экологические товары и услуги. Это могло бы стать связующим звеном и потенциальным вкладом системы торговли в дискуссии на Бали. Кроме того, страны призывают к гибкости в глобальной системе интеллектуальной собственности, чтобы обеспечить ускорение производства и применение более безопасных в климатическом отношении технических решений во всех регионах мира – а эти вопросы тоже можно было бы обсудить в рамках системы торговли.
По мере того как развитые страны готовятся к применению более жестких мер в борьбе с изменением климата, которые повлияют на стоимость энергии на внутренних рынках, а потенциально – и на конкурентоспособность производимой ими продукции, некоторые призывают к коррекции цен на границах при торговле со странами, которые такие меры не применяют (см. статью на стр. 6–7 ). Они утверждают, что это выравняет условия для производимых ими товаров и будет способствовать тому, что страны, относящиеся к смягчению последствий изменения климата не столь серьезно, присоединятся к глобальным усилиям.
Больше внимания уделяется также и конкретным компонентам системы торговли, т.е. выбросам парниковых газов, связанных с физической транспортировкой товаров морским или воздушным транспортом. Это обсуждение открывает сложные вопросы, связанные с жизненным циклом проданных товаров, международным углеродным следом, "километражем пищевых продуктов" и "разумным километражем", а также с концепцией "материализованного" углерода, которые ставят под сомнение нынешнюю глобальную систему учета углерода, основывающуюся на национальном уровне. По данным недавно проведенных исследований, до четверти углеродных выбросов Китая можно напрямую связать с товарами, которые потребляются в других странах. Если некоторые регионы становятся мастерскими мира, то как (и с кем) должны они разделить ответственность за выбросы углерода?