№ 1 Октябрь 2007 г.
Острые дискуссии, идущие в ряде стран с переходной экономикой по поводу целесообразности членства в ВТО, вызвали интерес к опыту государств, которые уже являются членами этой организации. Из стран бывшего СССР первым вступил в ВТО Кыргызстан. Повлиял ли этот шаг на развитие страны, особенно на такую важную отрасль, как сельское хозяйство?
Кыргызстан является аграрной страной с малой экономикой. Сельское хозяйство было и остается лидирующей статьей ВВП, свыше 40% трудоспособного населения занято именно в этой отрасли экономики. В декабре 1998 г. Кыргызстан стал официальным членом Всемирной торговой организации, взяв на себя достаточно высокие обязательства, которые в первую очередь касаются вопросов связывания тарифов (доступ на рынок), внутренней поддержки производителей и cубсидирования экспорта.
По данным Министерства экономического развития и торговли при вступлении Кыргызстан принял обязательства по 1373 тарифам, включающим 35 сельскохозяйственных товарных групп. По ставкам на сельскохозяйственную продукцию существует договоренность для применения по 10 тарифным диапазонам (0; 5; 5,5; 6,5; 7; 8; 10; 15; 20; 30, специфическая ставка). При этом страна не применяет никаких специальных защитных мер, квот, лицензий, а применяет только таможенные пошлины. Что касается внутренней поддержки, то следует отметить, что в отношении сельскохозяйственной продукции Кыргызстан включил в свой перечень тарифов специальное условие о возможности использования специальных и сезонных ставок, но не более 6 месяцев в году, чтобы регулировать торговлю товарами при чувствительных перекосах в потреблении и производстве. Такое положение, в частности, используется по отношению к сахару.
В процессе вступления в ВТО Кыргызстан пытался добиться в области сельского хозяйства статуса развивающейся страны дляполучения предела субсидирования сельского хозяйства в размере 10%. Но так как перед вступлением страны в ВТО бюджетное ассигнование сельского хозяйства составляло 1–2% из-за отсутствия финансовых средств, Правительство приняло решение взять обязательство по порогу de minimis внутренней поддержки сельского хозяйства не превышать 5% от общей стоимости производства основного сельскохозяйственного продукта. Хотя, согласно данным Министерства финансов Кыргызстана, и в последующие годы после вступления страны в ВТО внутренняя поддержка сельского хозяйства не превышала 2% также из-за нехватки ресурсов. Hекоторые независимые эксперты считают, что такие обязательства не являются благоприятными для будущего развития.
Что касается обязательства по экспортным субсидиям, то Кыргызстан связал уровень экспортных субсидий в сельском хозяйстве на нуле. Это означает, что страна в будущем не сможет использовать в своей политике такую меру, как экспортное субсидирование. Кроме того, при вступлении в ВТО страна присоединилась к секторальным инициативам, приняв на себя дополнительные обязательства.
Каждая страна, вступая в ряды стран–участниц ВТО, ожидает получить определенные преимущества как для отдельных секторов экономики, так и для страны в целом.
Сельское хозяйство страны в 1990-х гг. переживало сложный кризисный период, характеризующийся резким спадом аграрного производства, ростом социальных проблем и бедности. До вступления Кыргызстана в ВТО отрасль сельского хозяйства находилась уже в процессе либерализации – была начата земельно-аграрная реформа, реорганизация сельскохозяйственных предприятий, разгосударствление и приватизация объектов государственной собственности, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, формирование и развитие рынка земли.
Были надежды, что вступление Кыргызстана в ВТО будет означать:
Безусловно, вступление в ВТО способствовало закреплению рыночного курса реформ, дало толчок совершенствованию законодательства. Однако для оценки реального влияния вступления в ВТО на развитие сельскохозяйственной отрасли приведем некоторый анализ статистических данных, опубликованных Национальным статистическим комитетом Кыргызстана.
На протяжении нескольких лет структура ВВП не изменилась: главной статьей ВВП остается сельское хозяйство, хотя его доля снижается (с 1997 по 2006 г. с 41 до 29 % в общем объеме ВВП). Что касается экспорта сельскохозяйственной продукции, то начиная с 1998 г. не прослеживается ни динамики роста, ни динамики спада. При этом основными потребителями сельскохозяйственной продукции являются традиционные партнеры Кыргызстана – Россия и Казахстан, которые на сегодняшний день не являются странами–членами ВТО. Таким образом, вступление в ВТО не привело к развитию и увеличению экспорта продукции сельского хозяйства.
Динамика поступлений прямых иностранных инвестиций в сельское хозяйство имеет незначительную тенденцию к росту с 2001 г. До 2004 г., затем наступил спад, что слабо коррелируется со вступлением страны в ВТО.
Как показывает вышеприведенный анализ, вступление страны в ВТО не стало серьезным толчком в развитии отрасли сельского хозяйства. Среди причин ситуации можно назвать следующие:
В рамках переговоров раунда Доха на сегодняшний день главной задачей Правительства Кыргызстана является удержание позиций страны от дальнейшей либерализации сельского хозяйства и сохранение раннее принятых обязательств. Дальнейшее снижение таможенных тарифов может негативно сказаться на экономике страны. Так, по информации Министерства экономического развития и торговли, Кыргызстан сделал заявление, которое требует признания его как развивающейся недавно вступившей в ВТО страны с высокими либеральными обязательствами и соответствующего равноценного к стране подхода – такого же, как и к другим странам– членам ВТО, упомянутым в параграфе 9 Министерской конференции в Дохе. Данное заявление было распространено среди стран– членов ВТО 26 августа 2003 г. Кыргызстан просил стран–членов ВТО признать тот факт, что недавно присоединившиеся страны имеют завышенные обязательства и необходимо освободить их от дальнейшего снижения тарифов. Особенно это касается тех стран, которые имеют в своей торговой политике только тарифные меры регулирования торговли.
В настоящее время Кыргызстан тесно сотрудничает с недавно вступившими в ВТО странами – Арменией, Молдовой, Грузией. Эти четыре страны подготовили ряд совместных документов, обосновывающих необходимость учета специфики данных государств в переговорном процессе в рамках раунда Доха. В частности, было сделано совместное заявление о проблемах стран с низким доходом и переходной экономикой и своей озабоченности по принятию новых обязательств в области сельского хозяйства. Татьяна Филиппова, эксперт организации «Эко-Партнер», Кыргызстан
Источник: ежемесячный журнал «Мосты» № 1, октябрь 2007 г.