Специальный выпуск - декабрь 2013
Улучшение торговых перспектив в интересах развивающихся стран было смыслом переговоров раунда Доха, которые начались в 2001 году. До начала этого раунда организация столкнулась с жесткой критикой со стороны некоторых оппонентов, которые утверждали, что правила ВТО в их существующем виде уделяли слишком много внимания интересам богатых стран. Важная задача по изменению таких правил, однако, сталкивалась на переговорах с постоянными проблемами, которые предстоит решить в ходе раунда Доха. На какой-то момент во время 8-й Министерской конференции ВТО в Женеве показалось, что по некоторым вопросам наименее развитых стран (НРС) возможен «ранний урожай» договоренностей, однако процесс не увенчался успехом. В этом году подготовка к Министерской конференции на Бали была нацелена на то, чтобы возвратиться к обсуждению некоторых из этих вопросов в надежде на достижение результата в отношении наибеднейших членов организации.
Прогресс с 2011 года
Несмотря на официальное заявление о том, что в 2011 г. переговоры раунда Доха зашли в тупик, министрам все же удалось принять решение, позволяющее членам ВТО предоставлять преференциальный режим в отношении услуг и поставщиков услуг из наименее развитых стран. В течение двух последующих лет переговоры по двум другим решениям - о присоединении НРС к ВТО и выполнении ими обязательств по охране прав интеллектуальной собственности - также продвинулись вперед.
Во время Министерской конференции в 2011 г. члены ВТО взяли на себя обязательство пересмотреть правила приема в организацию наибеднейших стран мира, чтобы укрепить, упростить и активизировать правила, принятые в 2002 году. Пересмотренные правила были одобрены Генеральным советом в июле 2012 г., незадолго до истечения конечного срока на принятие решения. Обновленные правила содержат ряд ориентиров, в частности касающихся доступа на рынок товаров, а также положения по прозрачности, предоставлению специального и дифференцированного режима, переходных периодов и технической помощи.
Ожидается, что в ходе встречи на Бали министры торговли примут окончательное решение о принятии в организацию Йемена, который станет 7-й НРС, присоединившейся к ВТО. Йемен должен до июня следующего года ратифицировать соглашение о присоединении к организации.
Что касается переходного периода для выполнения НРС правил ВТО по охране прав интеллектуальной собственности, то изначально он истекал летом этого года. Однако
в июле 2013 г. члены ВТО договорились о продлении этого переходного период до июля 2021 года.
Приоритетные вопросы
В мае прошлого года группа НРС представила предложение, содержащее приоритетные вопросы, и предложила членам ВТО рассмотреть эти вопросы в качестве возможного «раннего урожая» на Бали в декабре 2013 года. Консультации, проведенные с тех пор, были сосредоточены на разработке проектов документов, которые касаются правил происхождения, реализации освобождения от обязательств по торговле услугами, предоставления беспошлинного и бесквотного доступа на рынки и решения вопросов по хлопку.
Данные документы разработаны в виде проектов решений, которые могут быть приняты в ходе встречи министров на Бали. Примечательно то, что эти проекты не содержат никаких положений в скобках. Однако объявленный 26 ноября Генеральным директором ВТО Роберто Азеведу переговорный тупик оставляет будущее этих документов, как и всего Балийского пакета, неясным.
Правила происхождения товаров
Правила происхождения (ПП) наделяют товары признаком национальности и определяют объем переработки, необходимый для того, чтобы товары считались продуктом экспортирующей страны. Преференциальные ПП для товаров НРС зачастую оказываются слишком ограничивающими торговлю и негибкими, что практически нивелирует преимущества предоставляемых этим странам преференций. Кроме того, в настоящее время преференциальные ПП принимаются странами в одностороннем порядке и без какой-либо гармонизации правил.
Существуют несколько методик для определения существенной переработки товара, чтобы оценить степень участия местной промышленности в его производстве. По словам аналитиков, часть проблемы заключается в отсутствии одного наиболее подходящего метода для наделения признаком происхождения, который бы мог применяться ко всем категориям товаров.
Участники переговоров сначала попытались решить этот вопрос в рамках инициативы по беспошлинному и бесквотному доступу на рынки в ходе 1-й Министерской конференции ВТО в Сингапуре в 1996 году. Переговоры по этому вопросу мало продвинулись вперед в последующие десять лет, хотя Министерская декларация, принятая в Гонконге в 2005 г., содержит краткий призыв к действиям для упрощения преференциальных ПП, а также для увеличения их прозрачности. Этот текст лег в основу более детальных предложений группы НРС по реформе ПП.
В июне 2006 г. группа НРС выдвинула предложение, направленное на проведение целевых дискуссий относительно ПП и вопросов НРС. Однако предложение не получило широкой поддержки со стороны стран, предоставляющих преференции. Подчеркивая тот факт, что реакция на предложение 2006 г. «не стала обнадеживающей», в своем предложении от мая 2013 г. группа НРС отметила различные двусторонние шаги, указывающие на необходимость реформы. Среди них было решение ЕС в 2011 г. признать особые потребности НРС в ПП и применять к ним дифференцированный подход по сравнению с другими развивающимися странами.
В своем предложении, представленном в октябре 2013 г., группа НРС указала на технические аспекты преференциальных ПП и обсудила различные методологии, которые позволяют определить существенность и достаточность переработки товара. Проект решения также подробно рассматривает положения, связанные с обеспечением прозрачности и кумулятивным методом определения происхождения товара. Кумулятивный метод позволяет двум или более сторонам - бенефициарам преференциальной схемы совместно выполнять требование о местной обработке.
В настоящее время проект решения представляет собой необязательные правила, подразумевающие, что развитые страны могут сами решать, следовать им или нет. В проекте указывается, что «страны-члены должны предпринять усилия, направленные на развитие или совершенствование своих собственных ПП, применяемых к товарам, импортируемым из НРС, в соответствии со следующими правилами».
Имеет ли продукция право на какие-либо преференции в соответствии с торговым соглашением, зависит от степени переработки. Таким образом, документ предлагает определять степень существенности или достаточности переработки посредством применения процентного критерия, основанного на стоимости лежащих в основе товара материалов.
Принимая во внимание свой ограниченный производственный потенциал, НРС хотят сохранить пороговый уровень добавленной стоимости на минимально возможном значении и позволить иностранным компонентам иметь добавленную стоимость на уровне, достигающем 75%, для получения преференциального режима. При этом НРС отмечают, что выбор единого правила не должен исключать возможность предоставления им преференций, ориентированных на конкретные продукты, как в случае с производством одежды.
Временное освобождение от выполнения обязательств по торговле услугами
Хотя принятое в 2011 г. решение о временном освобождении от выполнения обязательств по торговле услугами стало значительным шагом вперед для НРС, аналитики предупреждают, что эта договоренность принесет экономические выгоды только в случае ее применения коммерчески эффективным способом. До настоящего времени члены ВТО не использовали предоставляемые этой договоренностью возможности.
Освобождение от выполнения обязательств по услугам берет свое начало в положениях Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Статья IV призывает членов ВТО помогать возрастающему участию развивающихся стран в торговле услугами посредством «принятых специфических обязательств». Эта статья также говорит о том, что НРС должны получить «специальный приоритет» и поручает членам ВТО разработать ряд правил, устанавливающих процедуру предоставления НРС этого приоритета. Принятая в Гонконге в 2005 г. Министерская декларация подтвердила необходимость разработки «соответствующих механизмов для закрепления специального приоритета», и к 2008 г. было решено, что этот механизм будет использоваться в форме освобождения от обязательств.
Решение 2011 г. предлагает «двухплановый» подход. С одной стороны, указанный в статье XVI ГАТС преференциальный доступ на рынок будет автоматически подпадать под действие освобождения от обязательств. С другой стороны, распространение освобождения на нерыночные меры по доступу на рынки не будет автоматическим, но может санкционироваться Советом ВТО по торговле услугами. Такие нерыночные меры могут включать в себя, например, регуляторные преференции, преференциальный национальный режим и освобождение от квот или налогов. Любые предоставленные преференции вступят в силу немедленно и без ограничений в отношении всех услуг и поставщиков услуг из НРС и будут закреплены в приложении к решению об освобождении от обязательств.
Для того чтобы реализовать экономический потенциал освобождения, проект решения, подготовленный для встречи на Бали, содержит поручение Совету ВТО по торговле услугами запустить процесс, направленный на «неотложное и эффективное практическое применение» освобождения, включая проведение периодического обзора.
В случае принятия этого решения на Бали, заседание Совета на высоком уровне пройдет через шесть месяцев после подачи НРС коллективной просьбы об определении секторов и способов поставок услуг, которые представляют для них особый интерес. После этого развитые и развивающиеся страны, которые в состоянии предоставить преференции, должны указать, в каких секторах и способах поставок они могут предложить преференциальный режим для услуг и поставщиков услуг из НРС.
НРС также указали на потребность в расширении технической помощи и создании институционального потенциала с помощью таких программ, как «Помощь в целях развития торговли», для преодоления ограничений в торговле услугами. Процесс определения преференций для НРС в сфере торговли услугами уже начался. Кроме того, члены ВТО прилагают усилия по определению интересов НРС в конкретных секторах и рынках.
Вопрос по хлопку
Спорный вопрос по хлопку снова появился на повестке дня всего за несколько недель до Министерской конференции ВТО, после того как Бенин, Буркина-Фасо, Чад и Мали (группа западноафриканских производителей хлопка, официально известная как C-4) представили свое совместное предложение в конце октября 2013 года. Предложение основано почти на десяти годах переговоров, которые начались еще в Гонконге в 2005 г., когда министры призвали разобраться с вопросом по хлопку «стремительно, безотлагательно и конкретно».
Западноафриканские производители уже долгое время призывали изменить правила ВТО, касающиеся торговли хлопком, аргументируя это тем, что программы субсидий развитых стран искусственно сдерживают мировые цены на этот товар и наносят ущерб экономкам, зависимым от хлопка.
Предложение, представленное в октябре, предлагало предоставить импортируемому из НРС хлопку беспошлинный и бесквотный доступ на рынок начиная с 1 января 2015 г., а также призывало отменить экспортные субсидии для хлопка. Однако текущий проект документа уже не содержит этих требований.
Вместо этого он предлагает членам ВТО проводить каждые полгода специальные обсуждения в рамках более масштабных переговоров по сельскому хозяйству, которые будут касаться вопросов экспортной конкуренции, внутренней поддержки и тарифных и нетарифных мер регулирования торговли хлопком.
Ожидается, что члены организации продолжат работать над согласованными в 2005 г. целями, используя пересмотренные проекты модальностей по сельскому хозяйству 2008 г. в качестве отправной точки.
Беспошлинный и бесквотный доступ
На Министерской конференции ВТО в Сингапуре в 1996 г. началось обсуждение инициативы, направленной на предоставление беспошлинного и бесквотного доступа на рынок для товаров, происходящих из НРС. Через пять лет в Дохе министры торговли обязались предоставить продукции из НРС беспошлинный и бесквотный доступ. В 2005 г. в Гонконге участники переговоров достигли серьезного прорыва в этом вопросе, что позволило подготовить приложение к итоговой Декларации, в которой указывается, что члены ВТО, которые в состоянии это сделать, должны предоставить беспошлинный и бесквотный доступ в отношении всех товаров из НРС.
Конечным сроком выполнения этого положения был установлен 2008 г. или начало периода имплементации. Члены ВТО, которые испытывали сложность с реализацией этого требования, имели возможность предоставить беспошлинный и бесквотный доступ для 97% товаров из НРС. При этом они должны были продолжать работу, направленную на полное выполнение договоренности.
Однако с тех пор переговоры по беспошлинному и бесквотному доступу мало продвинулись. В основном обсуждения были сконцентрированы на потенциальных преимуществах, которые могут быть достигнуты для 97% товаров из НРС, а также на правилах происхождения этих товаров.
Члены ВТО столкнулись со множеством препятствий, пытаясь достичь конкретного результата в этой области. Даже среди НРС произошел раскол, так как некоторые страны-члены опасаются возможной эрозии преференций.
Направленный на рассмотрение министров торговли проект соглашения призывает развитые страны к дальнейшему расширению беспошлинного и бесквотного доступа для товаров из НРС с целью упрощения торговли. Члены ВТО должны будут нотифицировать предоставление такого доступа в рамках Механизма прозрачности для преференциальных торговых соглашений. Комитет по торговле и развитию также будет проводить ежегодный обзор усилий, направленных на обеспечение беспошлинного и бесквотного доступа для товаров из НРС, и направлять в Генеральный совет отчет и рекомендации о необходимости принятия дальнейших решений.
Источник: «Мосты»