Специальный выпуск - декабрь 2013
Переговоры относительно упрощения процедур торговли направлены на совершенствование таможенных правил и уменьшение проволочек, которые создают большие задержки для трансграничных торговых потоков. Важность вопроса повысилась в последние годы в связи с усилением интеграции глобальных цепочек поставок и появившейся в результате этого потребностью повышения эффективности внутри таких цепочек.
По последним оценкам, в частности, выполненным Институтом мировой экономики Петерсона для Международной торговой палаты, Соглашение по упрощению процедур торговли может принести мировой экономике почти 1 трлн долл. США.
После того, как вопрос упрощения процедур торговли официально появился на повестке дня раунда Доха в начале 2000-х годов, переговоры пошли значительно легче. На момент начала переговоров предполагалось, что соглашение по упрощению процедур торговли станет частью «единого пакета» договоренностей: другими словами, единое соглашение раунда может подписываться только тогда, когда участники переговоров достигли согласия по каждому из обсуждаемых вопросов (используемый подход: ничего не согласовано, пока не согласовано все).
После 8-й Министерской конференции ВТО в декабре 2011 г., на которой переговоры по раунду Доха были официально признаны «зашедшими в тупик», упрощение процедур торговли сразу стало рассматриваться в качестве центрального элемента «раннего урожая».
Однако за последние несколько лет разногласия в переговорах по данному вопросу усугубились в связи с проблемами и на техническом, и на политическом уровнях. Предшествующие конференции переговоры в Женеве проходили в бешеном темпе, что позволило достичь значительного прогресса на пути к подписанию соглашения на Бали.
Однако в связи с наличием разногласий Генеральный директор ВТО Роберто Азеведу назвал процесс «тупиковым» всего за несколько дней до начала Министерской конференции. Он заявил, что политическая воля министров является последней надеждой на достижение хоть какого-то успеха на Бали.
«Сингапурские вопросы»
Формально переговоры об упрощении процедур торговли начались в 2004 г., после нескольких лет обсуждений в рабочих группах, созданных во время 1-й Министерской конференции в Сингапуре (1996 г.). Помимо упрощения процедур торговли, члены ВТО тогда также решали, нужно ли обсуждать на переговорах раунда Доха вопросы торговли и конкуренции, торговли и инвестиций и прозрачности правительственных закупок.
Эти четыре темы стали называть «сингапурскими вопросами», и изначально ожидалось, что они станут частью повестки дня раунда Доха. Впоследствии члены ВТО начали склоняться к принятию договоренностей по отдельным вопросам, вместо подписания единого соглашения. В 2003 г. наименее развитые страны (НРC) при поддержке более десятка развивающихся стран, включая Китай и Индию, предложили исключить три темы из рабочей программы, оставив только вопросы упрощения процедур торговли.
В апреле следующего года «основная группа» развивающихся стран и НРС заявили о готовности обсуждать упрощение процедур торговли, но только для того, чтобы уточнить существенные вопросы будущих обязательств. В июле 2004 г. развивающиеся страны согласились на переговоры по упрощению процедур торговли как часть более широкого «Июльского пакета» - рамочного соглашения, направленного на поддержку процесса переговоров раунда развития Доха после провала Министерской конференции ВТО в Канкуне в 2003 году.
Решение 2004 г. о включении вопроса об упрощении процедур торговли в переговоры повсеместно рассматривалось как демонстрация подхода, направленного на развитие, (который считался беспрецедентным в истории всемирного органа регулирования торговли) и способствовало прогрессу на переговорах по сельскому хозяйству после Министерской конференции в Канкуне.
В соответствии с мандатом, переговоры по упрощению процедур торговли направлены на уточнение и улучшение трех статей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ 1947), которое является частью соглашений ВТО: статьи V, касающейся свободы транзита, статьи VIII, которая ограничивает пограничные сборы и формальности, и статьи X, связанной с публикацией и применением торговых правил.
Текст будущего соглашения разделен на две части: первая включает в себя особые обязательства, которые берут на себя члены ВТО с целью совершенствования своих таможенных процедур (Раздел I); во второй говорится об особом и дифференцированном режиме для развивающихся и наименее развитых стран (Раздел II).
После решения 2004 г. члены ВТО представили серию предложений по различным вопросам, текст которых они постоянно дорабатывали, чтобы в конце концов прийти к варианту, который бы можно было вынести на переговоры. В декабре 2009 г. проект сводного текста, содержавший поступившие на тот момент предложения, был готов. Два года спустя посол Гватемалы Эдуардо Эрнесто Сперисен-Юрт, в настоящее время возглавляющий переговоры в этой сфере, стал единственным главой переговорного процесса, который смог выпустить обновленный проект документа в ответ на призыв тогдашнего Генерального директора ВТО Паскаля Лами представить проекты соглашений или отчеты о ходе переговоров по различным вопросам раунда.
Особые обязательства
Первый раздел проекта соглашения по упрощению процедур торговли посвящен серии обязательств, которые в случае подписания этой договоренности члены ВТО возьмут на себя для обеспечения ускорения торговых потоков, проходящих через их границы. Среди них такие аспекты, как повышение прозрачности, стандартизация требований к документам и связанных с торговлей сборов, усовершенствование существующих таможенных процедур для устранения неэффективности и двойной работы.
Предложенные обязательства охватывают широкий круг вопросов. Четырнадцать статей текущей редакции соглашения связаны с рядом дискуссионных вопросов, таких как стоит ли предоставлять физическим лицам или компаниям право оспаривать решения таможни/пограничников; стоит ли упразднить использование таможенных брокеров; разрешать ли странам-членам нанимать частные компании на территории других стран-членов для проверки деталей импортируемых товаров; могут ли таможенные власти принимать обязательные решения, известные как предварительные решения, перед осуществлением экспорта или импорта товаров, если те соответствуют определенным условиям.
Как видно из проекта соглашения, с которым ознакомились редакторы Bridges, ряд обязательств, таких как использование таможенных брокеров, помещены в квадратные скобки (то есть они не согласованы). Ускоренная доставка, осуществляемая экспортерами, использующими технологии безопасности, логистики и отслеживания для контроля за грузами на каждом этапе их транспортировки - еще один вопрос, переговоры по которому столкнулись со сложностями.
Другой спорный вопрос в Разделе I связан с транзитом, что представляет особый интерес для стран, не имеющих выхода к морю. Во время переговоров некоторые страны предложили рассмотреть меры регулирования, которые требовали бы от членов ВТО применять одинаковый подход к товарам других стран-членов для целей транзита и разрешали бы торговцам из других стран самостоятельно выбирать маршруты транзита. Одной из основных проблем является вопрос о том, как поступать с товарами, транспортируемыми с помощью «фиксированной инфраструктуры», что связано, в частности, с поставкой таких энергоносителей, как нефть и газ, с помощью трубопроводов.
Положения, связанные с такими аспектами, как создание «единых окон» для прохождения таможенных процедур, в настоящее время готовы к обсуждению. «Единые окна» применяются для ускорения прохождения товаров через таможню посредством предоставления всей необходимой торговой документации в единый офис, а также для растаможивания товаров.
Еще до недавнего времени сотрудничество в сфере таможенных процедур было одним из самых сложных моментов в переговорах по Разделу I. Эта тема включает в себя вопрос обмена информацией между экспортно-импортными властями стран-членов с целью борьбы с мошенничеством. Сотрудничество между таможенными органами было и остается сложным в связи с необходимостью обработки повышенного количества запросов такой информации, а также из-за соображений ее конфиденциальности.
В начале месяца членам ВТО удалось достичь прорыва в этом вопросе. В соответствии с подготовленным проектом соглашения, который удалось увидеть редакторам Bridges, текущая редакция статьи, связанной с сотрудничеством в области таможенных процедур, включает в себя ряд положений, относящихся к конфиденциальности, способам ответственности за административные барьеры, возможностям предоставления такой информации и условиям, включаемым в такие запросы.
Осуществление решений: обязательство или благое намерение?
Особенностью мандата переговоров по упрощению процедур торговли является то, что он также включает указание на то, что развивающиеся страны не обязаны выполнять обязательства, которые они берут на себя в соответствии с Разделом I соглашения, пока они не получат на это техническую помощь.
Достижение баланса между установлением жестких обязательств Раздела I и соответствующей потребностью развивающихся стран в технической помощи и создании институционального потенциала для их выполнения, как указано в Разделе II, долгое время было камнем преткновения в переговорах.
В области упрощения процедур торговли обязательства развивающихся и наименее развитых стран потенциально могут делиться на три категории. Категория А включает в себя положения, которые должны быть выполнены сразу после вступления соглашения в силу. Категория Б включает обязательства, выполнение которых сопровождается наличием переходного периода. Категория В охватывает обязательства, которые потребуют и переходного периода, и технической помощи.
Развивающиеся страны долгое время заявляли, что им нужны четкие заверения в том, что они получат необходимую помощь для выполнения обязательств, предусмотренных Разделом I. В противном случае, по их мнению, многие из этих обязательств должны быть добровольными для исполнения. По словам многих развитых стран, такой тезис сводил на нет многие из потенциальных преимуществ соглашения, так как зачастую добровольность выполнения обязательств означает их невыполнение.
В соответствии с Приложением D Июльского пакета 2004 г., мандат переговоров по упрощению процедур торговли говорит о том, что члены ВТО должны «определить свои потребности и приоритеты в вопросе упрощения процедур торговли», и, в особенности, нужды и приоритеты развивающихся стран, а также «решить вопросы», касающиеся финансовых последствий мер, предусмотренных этим соглашением.
Примечательно, что, согласно мандату, члены ВТО во время переговоров взяли на себя обязательство «адекватным образом гарантировать такую поддержку и помощь», и что развивающиеся и наименее развитые страны получат поддержку, в том числе и на развитие инфраструктуры, для выполнения новых обязательств по упрощению процедур торговли.
Большая часть вопросов по Разделу II, который на тот момент представлял наибольшую сложность, была разрешена за несколько дней до заседания Генерального совета 26 ноября. По данным источников, оставшиеся разногласия главным образом касаются Раздела I проекта соглашения. Только около пятидесяти положений помещены в квадратные скобки, что является значительным достижением по сравнению с несколькими сотнями несогласованных положений всего пару месяцев назад.
Тупик в Женеве - неопределенность результата встречи на Бали
За неделю до Министерской конференции на Бали Генеральный директор ВТО Роберто Азеведу подтвердил, что переговорный процесс в Женеве не привел к разработке окончательного текста соглашения для подписания в Индонезии. Это заявление, сделанное 26 ноября, шокировало торговый мир, сделав перспективы предстоящей конференции в значительной степени туманными.
Недели, предшествовавшие Министерской конференции, казалось, уже сулили успех, ведь тексты положений Балийского пакета, касающихся сельского хозяйства и развития, были уже почти готовы. Однако изнурительные сессии переговоров об упрощении процедур торговли завершились 24 ноября без принятия окончательной резолюции.
Следующие шаги на пути к заключению соглашения по упрощению процедур торговли на момент написания этого материала остаются неясными. Некоторые источники утверждают, что сложности в Разделе I являются и техническими, и политическими, и предсказать, какой подход могут использовать министры для преодоления тупиковой ситуации, а также смогут ли они вообще подписать соглашение на Бали или даже после завершения конференции, очень сложно.
Источник: «Мосты»