Декабрь 2010 г. Выпуск 7

Завершение раунда Доха остается приоритетным вопросом для Евросоюза

«Back

 

О новой стратегии ЕС в торговой политике, о региональной интеграции и заключении соглашений об экономическом партнерстве редакция публикации Trade Negotiations Insight МЦТУР беседовала с Карелом де Гухтом, Комиссаром ЕС по торговле.

TNI: Каковы основные приоритеты в новой стратегии ЕС?

Карел де Гухт: В ноябре 2010 г. я представил Доклад о будущей торговой политике ЕС. Наши приоритеты включают в себя: заключение ряда амбициозных торговых соглашений как на многостороннем уровне в рамках ВТО, так и на двусторонней основе с рядом ключевых торговых партнеров; углубление торговых и инвестиционных связей с такими странами, как США, Китай, Япония и Россия; обеспечение более открытого доступа к энергетическим и сырьевым товарам, происходящим из промышленно развитых и быстро развивающихся экономик, и подготовка поправок к Генеральной системе преференций ЕС для развивающихся стран. Мы также планируем опубликовать в конце следующего года специальное исследование о нашей повестке дня в области торговли и развития. Наша отправная точка в разработке стратегических подходов для развивающихся стран – понимание того, что ни одна страна не имела долгосрочного роста без открытия своих рынков для ведения международной торговли.

TNI: Европа стремится к заключению соглашений о свободной торговле со многими своими экономическими партнерами. Каковы главные экономические интересы ЕС?

Карел де Гухт: Для нас в свободной торговле привлекателен эффект тройного выигрыша: экономический рост, преимущества для потребителей и  положительное влияние на рынок труда. Мы уже являемся одной из наиболее открытых экономик в мире (73% нашего импорта не облагается таможенными пошлинами), и Евросоюз заинтересован в развитии ряда секторов. Промышленно развитые или быстро развивающиеся страны по-прежнему создают различного рода барьеры для европейских компаний, например, в сфере правительственных закупок, инвестиций или торговли услугами. Регуляторные барьеры также представляют проблему. И, конечно, устойчивые и неограниченные поставки сырья и энергии имеют стратегическое значение для конкурентоспособности экономики ЕС. Но, как я уже сказал, это по существу относится к нашим отношениям с развитыми и быстро развивающимися странам. В отношениях с другими развивающимися государствами мы тщательно сверяем свои потребности с нуждами наших партнеров в области развития.

TNI: В контексте пост-Лиссабонской Европы и Стратегии развития Европы до 2020 года, каковы основные приоритеты ЕС в области инвестиций и торговли услугами на многостороннем и двустороннем уровнях?

Карел де Гухт: Эффективная глобальная производственная цепочка поставок не может существовать без поддержки жизненно важных транспортных, телекоммуникационных, финансовых, деловых и профессиональных услуг. Услуги представляют 70% мирового производства, но лишь около одной пятой мировой торговли. Мы будем добиваться от наших развитых и быстро развивающихся торговых партнеров большей открытости для наших поставщиков услуг в соответствии с тем, что внутренний рынок ЕС предлагает поставщикам услуг из третьих стран. Мы также должны стремиться к тому, чтобы регулирование услуг во всех третьих странах было открытым, недискриминационным, прозрачным и осуществлялось в интересах общества, так что и наши поставщики воспользуются улучшенными условиями для ведения бизнеса в этих странах.

Что касается инвестиций, то во всем мире наблюдается огромный рост движения капитала и прямых иностранных инвестиций. Комиссия ЕС предложила всеобъемлющую европейскую инвестиционную политику. Она будет стремиться включить инвестиционную защиту и либерализацию инвестиций в текущие торговые переговоры, в частности, с Канадой, Сингапуром и Индией. Комиссия ЕС также рассматривает возможность заключения автономных инвестиционных соглашений с другими странами, например, Китаем.

TNI: Должна ли Европа противостоять протекционистским мерам в нынешних условиях экономического и валютного кризисов и агрессивной конкуренции со стороны стран с быстро развивающейся экономикой? Каким образом торговая политика должна отреагировать на эти вызовы?

Карел де Гухт: Торговля не была причиной кризиса, но с самого начала существовали опасения, что тяжелое социальное бремя кризиса может спровоцировать волну протекционистских мер, как это было в 1930-х и 1970-х годах. Такие меры могли бы углубить и продлить кризис, но многосторонние торговые соглашения ВТО доказали свою полезность: они существенно сократили возможности для использования протекционистских мер, особенно в виде повышения тарифов сверх согласованных в ВТО  «связанных» уровней. Кроме того, осознание отсутствия обязательных норм ВТО в отношении нетарифных барьеров привело к принятию превентивных и скоординированных на международном уровне обещаний о сохранении открытости рынков. Протекционизм не удалось полностью предотвратить, но правила международной торговли сработали.

Это правда, что, в отличие от предыдущих глобальных спадов, экономический подъем в настоящее время наблюдается в странах с быстро развивающейся экономикой. Возникает вопрос: достаточно ли одного динамизма быстро развивающихся экономик для поддержки глобального экономического роста в ближайшие годы? Этот вопрос остается открытым, и Европа может ответить на него только путем увеличения своей конкурентоспособности на глобальных рынках.

TNI: Продолжение пробуксовки торговых переговоров раунда Доха может оказать сильное отрицательное воздействие на многостороннюю торговую систему. На какие уступки может пойти ЕС, чтобы избежать такого сценария, и на каких условиях?

Карел де Гухт: Несмотря на медленный прогресс в переговорах раунда Доха, его завершение остается нашим главным приоритетом. Объем мировой торговли может увеличиться более чем на 300 млрд Евро в год, а мировой доход – на 135 млрд Евро в год. Как было признано в Сеуле на саммите «Большой двадцатки» в ноябре этого года, 2011 г. предоставит важную возможность для завершения переговоров, и ЕС готов много работать в ближайшие месяцы, чтобы достичь амбициозного, сбалансированного и всеобъемлющего соглашения. Все основные игроки вносят свои существенные вклады в достижение этого соглашения, и оно принесет выгоду как развитым, так и развивающимся государствам. Успешное завершение переговоров раунда Доха подтвердит центральную роль многосторонней торговой либерализации и торговых правил на международном уровне. Это также покажет, что ВТО является мощным щитом против протекционистских мер. Я не хочу вдаваться в детали переговоров. Ясно, однако, что ЕС нацелен на сбалансированное открытие рынков промышленных товаров, услуг и сельского хозяйства, где вклад каждого члена ВТО соответствует его роли в системе мировой торговли. В сельском хозяйстве ЕС стремится к соглашению, которое реформирует сельскохозяйственные субсидии всех развитых стран мира в русле широкомасштабной реформы ЕС по общей сельскохозяйственной политике. И, конечно, ЕС поддерживает аспекты развития в мандате переговоров раунда Доха, которые обсуждаются в каждом переговорном направлении.

TNI: В условиях отсутствия какого-либо прогресса на переговорах по соглашениям об экономическом партнерстве, почему так много времени уходит на то, чтобы придать необходимый импульс для продвижения процесса вперед ?

Карел де Гухт: Для танго нужны двое. Я думаю, что есть консенсус по основополагающим принципам соглашений об экономическом партнерстве, как указано в Договоре Котону: партнерство в области торговли и развития для внесения вклада в создание рабочих мест, развитие и рост стран Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона (страны АКТ). Соглашения об экономическом партнерстве (СЭП) – наилучший инструмент, который мы разработали совместно с нашими партнерами в странах АКТ. Однако мы не можем отрицать, что через семь лет после запуска СЭП, особенно в Африке, еще не достигнут тот прогресс, на который мы надеялись. Ясно, что нынешняя неопределенность не может продолжаться вечно. Нам очень нужно достичь общего понимания по вопросу о весьма ощутимых выгодах, которые торговля может принести развитию. Мы продолжаем обсуждения с теми партнерами по СЭП, которые по-прежнему привержены процессу, и надеемся завершить эти переговоры в краткосрочной перспективе.

Я обсуждал со странами АКТ и министрами ЕС 22 октября 2010 г. возможности придания переговорам нового импульса для достижения своевременных и благоприятствующих развитию результатов. Я лично готов это сделать, и я готов поехать в Африку в течение нескольких следующих месяцев, в частности, для того, чтобы поддержать встречу парламентариев стран АКТ и ЕС в Демократической Республике Конго и оказать помощь в организации переговоров в Южной Африке.

TNI: Что ожидается от стран АКТ для продвижения процесса вперед? Помимо вопросов развития, какие еще конкретные элементы гибкости ЕС готов предоставить, чтобы достичь прогресса на этих переговорах (в частности, по доступу на рынки, режиму наибольшего благоприятствования, экспортным пошлинам и т.д.)?

Карел де Гухт: Мы приложили большие усилия, чтобы показать гибкость по вопросу торговли и развития. Что касается предмета переговоров, то ЕС согласился с тем, что сначала рассматриваются некоторые актуальные вопросы, а другие темы откладываются. Это позволило добиться прогресса в области торговли товарами и развития сотрудничества, оставляя несвязанные с товарами вопросы на потом. В ходе переговоров возникали различные вопросы, некоторые из которых оказались трудно разрешимыми, и они продолжают оставаться на столе переговоров. В этой связи мы реагируем на нужды регионального развития стран АКТ и предлагаем соответствующие решения. Обе стороны должны внести свой вклад в пакет соглашения, который имеет смысл с точки зрения совместной цели – развития, которое является устойчивым. Но это решение мы не можем принять за страны АКТ и регионы: в конечном итоге это их выбор. Только ясное, перспективное политическое взаимодействие может помочь разблокировать ситуацию.

Полный текст интервью на английском языке>>>.

Источник: МЦТУР

 

«Back