Выпуск 6 - сентябрь 2014

Торговля услугами в соглашении о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве

Олеся Кривецкая – юрист адвокатской фирмы «Сергей Козьяков и Партнеры»

Переговоры Европейского союза и США по соглашению о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (Transatlantic Trade and Investment Partnership – Трансатлантическое соглашение) начались в июле 2013 г., и в случае их успешного завершения договоренность покроет приблизительно 40% мирового ВВП, регулируя существенную долю мировой торговли и прямых иностранных инвестиций. Сегодня стоимость товаров и услуг в рамках торговых отношений между США и ЕС оценивается в 2 млрд евро. По словам посла США в ЕС Энтони Гарднера, Трансатлантическое соглашение станет «экономическим аналогом НАТО».

В данной статье рассматриваются позиции сторон соглашения относительно уступок и обязательств, которые ожидаются в сфере торговли услугами по первому, второму и четвертому способам поставки (трансграничная поставка услуг, потребление за рубежом и присутствие физических лиц). Определение торговли услугами посредством четырех способов поставки основано на статье I ГАТС. В виду недостаточной прозрачности переговорного процесса, в исследовании используются исключительно данные, доступные в открытых источниках.

Общая информация о соглашении

Главными целями Трансатлантического соглашения являются стимулирование торговли, создание рабочих мест по обе стороны Атлантики и в конечном итоге полная отмена барьеров в торговле товарами и услугами.

Финальный отчет Рабочей группы высшего уровня определяет три главных сферы, по которым ведутся переговоры: 1) расширение доступа на рынки товаров и услуг; 2) регуляторная политика и нетарифные барьеры в торговле; 3) правила, принципы и новые модели сотрудничества относительно общих вызовов и возможностей, а именно: защиты окружающей среды, прав интеллектуальной собственности, электронной торговли, конкуренции, деятельности крупного и среднего бизнеса, мер по упрощению процедур торговли.

Доступ на рынок услуг

Следует отметить, что именно США, которые являются самым большим экспортером услуг в мире, в первую очередь заинтересованы в переговорах о всеобъемлющей либерализации условий доступа на рынок услуг ЕС.

Договор будет предусматривать взаимное открытие сторонами своих рынков. При этом ожидается, что как для торговли товарами и услугами, так и для инвестиций, эти нормы по степени либерализации будут превосходить все обязательства, взятые ранее ЕС и США в рамках других преференциальных соглашений. Относительно торговли услугами стороны уделяют особое внимание препятствиям в доступе на рынок, которые все еще действуют в определенных чувствительных секторах, например, образовательных и дистрибьюторских услуг.

Нетарифные барьеры в торговле и внутреннее регулирование

Под мерами внутреннего регулирования подразумеваются как нормы процессуального характера, согласно которым происходит разработка, принятие, пересмотр и применение определенных критериев лицензирования, стандартизации и квалификационных правил и процедур, так и нормы материального характера, которые устанавливают содержание этих критериев.

Регуляторный аспект является одним из ключевых вопросов переговорной повестки дня, поскольку, не имея дискриминационного характера с точки зрения национального режима и обязательств по доступу на рынок, регуляторные меры могут все же использоваться государствами в целях скрытого протекционизма. С другой стороны, определенная регуляторная автономия государства необходима для обеспечения легитимных национальных интересов, таких как здоровье населения, охрана окружающей среды и национальная безопасность.

В сфере торговли услугами этот вопрос регулируется статьей VI ГАТС. Однако положения этой статьи являются одними из самых «слабых» и неопределенных в Соглашении, а переговоры в рамках Дохийского раунда ВТО пока не принесли успешных результатов. Поэтому государства пытаются достичь большей ясности и четкости обязательств по услугам на региональном уровне.

Различия в регулятивных мерах США и ЕС приводят для компаний-игроков на рынке услуг к необоснованным расходам и задержкам, которые существенно замедляют развитие торговых отношений. Глубина таких регуляторных противоречий и негативность их последствий зависят от ряда факторов, в том числе сложности административных процедур разработки, принятия и применения мер, эффективности судебной системы, а также представлений об определенных общественных ценностях. Это в свою очередь влияет на уровень требований к качеству услуг и лицам, которые их предоставляют.

Сотрудничество в регулировании торговли

Согласно данным из открытых источников, Трансатлантическое соглашение будет содержать отдельную главу о сотрудничестве в сфере регулирования торговли товарами и услугами. Эта глава содержит общие положения и определяет основные принципы регулирования торговли между США и ЕС: прозрачность, беспристрастность и надлежащее осуществление административной и судебной процедур. Кроме того, известно, что ЕС в июле 2013 г. предложил проект главы о торговле услугами, инвестициях и электронной торговле, где сформулированы обязательства специального характера в отдельных секторах торговли услугами, среди которых компьютерные, почтовые и курьерские услуги, морские перевозки, услуги электронной связи, а также услуги, связанные с осуществлением электронной торговли. Согласно предложению ЕС, механизмы такого «регуляторного сотрудничества» должны предусматривать не только обмен информацией и проведение консультаций в процессе создания правил, но и устанавливать обязательные требования к содержанию таких правил на основе специальной оценки возможного негативного влияния на торговлю. Отдельный раздел главы определяет обязанности сторон относительно взаимного признания  квалификации лиц, оказывающих услугу, с целью устранения существующих регуляторных различий во всех секторах.

Глава о торговле услугами, инвестициях и электронной торговле в проекте ЕС

Проект документа содержит нормы по регулированию торговли услугами, предоставляемыми, в понимании статьи І ГАТС, первым, третьим и четвертым способами поставки. Положения этой главы имеют горизонтальное применение, то есть они распространяются на все секторы торговли услугами, кроме аудиовизуальных, исключенных из повестки дня по инициативе ЕС.

Финансовые услуги: войдут или нет?

Торговля услугами между США и ЕС в финансовом секторе пока не обременена чрезмерными ограничениями. Углубленные договоренности относительно доступа на рынок лишь закрепили бы статус-кво, гарантировали абсолютный принцип национального режима и свободную передачу информации через Атлантику.[1]

Однако взгляды сторон на регуляторную составляющую в этом секторе отличаются, что дало повод для активных дискуссий, от исхода которых зависит результат всего переговорного процесса. В частности, ЕС стремится включить в текст соглашения положения о регуляторном сотрудничестве в сфере торговли финансовыми услугами. При этом главная цель этой инициативы – создание совместного органа в составе регуляторов обеих сторон, который станет форумом для разработки и согласования всех новых и существующих правил «во избежание финансового кризиса в будущем».[2]

По мнению ЕС, такое сотрудничество должно строиться на следующих принципах:  совместные меры по своевременной имплементации международных стандартов; совместные консультации по поводу введения новых мер, которые могут повлиять на торговлю финансовыми услугами между сторонами; совместный анализ существующих регулятивных мер на предмет создания необоснованных препятствий для торговли; обязательная оценка стандартов другой стороны на предмет соответствия конечных результатов в обеих юрисдикциях. Последний компонент представляется рискованным с точки зрения автономии регуляторной политики, поскольку фактически обязывает государства брать за основу стандарты партнера при разработке новых регулятивных правил для достижения той или иной цели.

При этом следует заметить, что уровень стандартов США выше, чем в ЕС, особенно в банковском секторе, поэтому игроки рынка отдают предпочтение последним. В качестве примера приведем случай с дочерней компанией Deutsche Bank в США, которая пыталась обойти требования американского законодательства по капитальным резервам и применить более «мягкие» нормы Европейского союза.[3] Если же cтороны согласятся взять на себя обязательства по сотрудничеству в сфере регулирования финансового сектора, то это создаст предпосылки для совместной разработки стандартов и других норм регуляторного характера в рамках специально созданного института, который предлагает ЕС.

Несмотря на активное лоббирование со стороны ЕС, по результатам последнего раунда переговоров, который состоялся в июне 2014 г., США отказались включить данную главу в текст соглашения. Торговый представитель США Майкл Фроман объяснил это тем, что сейчас существует достаточное количество форумов, направленных на координацию регуляторных мероприятий в данной сфере, а потому переговоры по вопросам регулирования финансового сектора в рамках Трансатлантического соглашения приведут к «необоснованным осложнениям».[4]

Согласно некоторым источникам, приняв во внимание такую позицию торгового партнера, ЕС пока отложил активное обсуждение этой инициативы до последующих этапов переговоров.[5]

В ожидании следующего раунда

Материалы и тексты, разработанные в течение предыдущих шести раундов переговоров, демонстрируют твердые намерения сторон обеспечить взаимное масштабное открытие доступа на рынки услуг.

Однако обсуждаемое введение норм о регуляторном сотрудничестве в качестве новой категории обязательств порождает ряд вопросов: будут ли эти положения иметь  императивный характер? Какие аспекты регулирования все же охватят эти обязательства – процедурные или материальные (содержание обязательств и уровень защиты)?

Кроме того, открытым остается вопрос о том, готовы ли стороны пойти на более углубленные обязательства по регуляторному сотрудничеству в финансовом секторе.

 


[1] Financial Times, “EU-US Trade Talks Hit Roadblock Over Financial Services”, 16 июня 2014 г.
[2] Euractiv, “TTIP Will Not Include Financial Services, Says US Ambassador”, 16 июля 2014 г.
[3] Corporate Europe, “Leaked Document Shows EU Is Going For A Trade Deal That Will Weaken Financial Regulation”, 1 июля 2014 г.
[4] Financial Times, “EU-US Trade Talks Hit Roadblock Over Financial Services”, 16 июня 2014 г.
[5] Euractiv, “TTIP Will Not Include Financial Services, Says US Ambassador”, 16 июля 2014 г.

Источник: «Мосты»

«Back