Выпуск 6 - сентябрь 2014
Луиса Родригес – сотрудник по экономическим вопросам, ЮНКТАД
Обзор политики стран в сфере услуг, проводимый Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), – это систематический процесс, который включает в себя изучение не только политики, но и регулятивных и институциональных основ, применяемых к сектору услуг. Целью этого процесса является поиск новых направлений, подготовка рекомендаций и планов действий по реформированию сектора и повышению социально-экономического вклада сферы услуг и прочих секторов экономики, анализируемых по просьбам правительств стран-членов.
Методы, используемые для анализа, включают в себя исследования ЮНКТАД и национальных экспертов, консультации с заинтересованными местными лицами, а также комплексный обзор, проведенный независимыми региональными и национальными экспертами.
С 2010 г. ЮНКТАД рассмотрела политику стран в сфере услуг 10 раз, из них 3 раза – в регионе Латинской Америки. Анализ был проведен в отношении ряда секторов Перу (инженерные, бухгалтерские, логистические, компьютерные и связанные с ними услуги), Никарагуа (услуги наземного транспорта, телекоммуникационные, туристические и финансовые услуги) и Парагвая (телекоммуникационные, образовательные и финансовые услуги, строительные услуги и связанные с ними профессиональные услуги).[1]
В этой статье описываются некоторые важные аспекты проведенных исследований, касающиеся вопросов взаимодействия сферы услуг и содействия росту занятости.
Наличие взаимосвязи
На сферу услуг приходится значительная доля общей занятости населения, превышающая число занятых в сельскохозяйственном и промышленном секторах. Например, в период с 2004 по 2012 гг. вклад этого сектора в общую занятость населения Перу, Никарагуа и Парагвая колебался между 50 и 60%.
В этот же период наблюдалась высокая доля сферы услуг в общей занятости населения в большинстве стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Например, доля сферы услуг в Бразилии и Эквадоре находилась в том же диапазоне, что и в Перу, Никарагуа и Парагвае. На Кубе, в Колумбии и Коста-Рике в 2007-2008 гг. этот показатель превысил 60%. Такая же ситуация наблюдается в Чили, тогда как в Боливии и Гондурасе доля сферы услуг составляла менее 50%. В некоторых странах Карибского бассейна, в частности, на Багамах, в Барбадосе, Антигуа и Барбуда, занятость в сфере услуг превысила 70%.
Существующие и потенциальные проблемы
Проведенный анализ сферы услуг в развивающихся странах показал, что наибольшее число рабочих мест создается в основном в тех секторах, где требуется более низкий уровень знаний. Так, в случае с Парагваем большинство рабочих мест появляется в дистрибьюторских и строительных услугах, в сфере туризма, бытовых услуг, а также в социальной сфере. Похожая ситуация наблюдается в торговой, бытовой и социальной сферах Перу. Здесь также отмечается тенденция к низкой производительности, что затрудняет модернизацию и увеличение стоимости таких услуг.
Вместе с тем необходимо отметить, что за последние десять лет наблюдается динамичное развитие услуг с высокой добавленной стоимостью, прежде всего связанных с информационными технологиями и аутсорсингом. Эти сферы характеризуются более высоким уровнем заработной платы (выше среднего) и большей трудовой эффективностью.[2] Однако в большинстве случаев данные отрасли мало связаны с остальной экономикой, поэтому их часто называют островками благополучия.
В качестве примера можно привести продажи программного обеспечения в Перу, которые значительно выросли в 2003-2011 гг. как на национальном рынке, так и на международном, однако использование информационно-технологических услуг в корпоративной сфере массового характера не носило.
Важно также отметить, что среди занятости в сфере услуг в развивающихся странах вообще и в трех латиноамериканских странах, о которых идет речь, в частности, наблюдается высокий процент нелегального найма. Согласно исследованию, в Перу в 2008 г. нелегальная занятость в сфере услуг составила 60%. Данный факт, возможно, связан с двойственной экономикой, характерной для многих развивающихся стран, где наряду с современными секторами экономики представлены традиционные, в которых доступ к инфраструктуре, физическому и человеческому капиталу затруднен.
Нелегальный наем имеет ряд негативных последствий. К примеру, исследования в Никарагуа показали, что нелегальная занятость в сфере туризма и транспорта ведет к снижению качества предоставляемых услуг. Несоблюдение правил оформления на работу также является препятствием для эффективной государственной поддержки, направленной на продвижение сферы услуг. Причем это касается не только туризма в Никарагуа, но и, например, финансовых услуг в Парагвае.
Исследования ЮНКТАД выявили еще одну серьезную проблему: разрыв между образованием и реальными требованиями рынка труда. В некоторых странах (например, в Перу) проблема заключается в недостатке выпускников-специалистов в таких ведущих экономических секторах, как передовое компьютерное программирование, нефтяная инженерия, нефтехимия, и прочих сферах, связанных с горнодобывающей промышленностью.
В других случаях (как, например, в Руанде) навыки, приобретаемые в процессе обучения какой-либо профессии, не соответствуют реальным нуждам сектора. Так, несоответствие навыков в сфере гостиничного дела и ремесленного производства было оценено в 70%, а в случае технических навыков эта цифра достигла 96%.[3]
Некоторые исследования также выявили проблему утечки мозгов, спровоцированной ситуацией, когда в компаниях задерживаются только самые талантливые сотрудники. Эта тенденция прослеживается в сфере медицинских услуг в Лесото, инженерного дела в Уганде, а также в области информационных технологий и инженерии в Перу.
Рекомендации по решению указанных проблем
Повышение качества и количества рабочих мест в сфере услуг
Для улучшения ситуации в занятости населения в сфере услуг представляется совершенно необходимым сочетание количественных и качественных мер. Под качественными мерами подразумевается сокращение случаев нелегального и полулегального найма, решение проблем в области занятости особых групп населения (например, женщин и молодежи), повышение производительности труда и увеличение добавленной стоимости, а также развитие программ социальной поддержки с целью адаптации населения к изменениям на рынке труда.
Повышение производительности труда и добавленной стоимости в услугах приведет к модернизации и повышению конкуренции, а также к увеличению доходов. Этот аспект особенно важен в аутсорсинге, экспортном рынке, на который так успешно проникли многие южноамериканские страны за последние десять лет. В условиях растущей стоимости рабочей силы в Южной Америке, по сравнению с потенциальными конкурентами в других регионах, осуществление данной деятельности связано с занятостью в наиболее наукоемких областях и строго подчиненно требованиям рынка. Кроме того, такая деятельность требует капиталовложений в человеческие ресурсы, продвижения доступа к технологиям и повышения уровня распространения технологий в корпоративной практике.
Необходимость реформ не вызывает сомнений в свете возможных противоречий при реализации обеих целей, поскольку повышение производительности труда может привести к сокращению числа новых рабочих мест.
Обеспечение соответствия сферы услуг требованиям рынка труда
Результаты проведенных исследований указывают на необходимость развития у трудоспособного населения языковых навыков и знаний в сфере информационных технологий. Также отчетливо просматривается необходимость диалога между бизнесом, государством и академическими кругами с целью установления адекватного соотношения между профессиональным обучением и практическим применением полученных навыков и знаний.
Исследование в Перу включает в себя мнения работодателей (консалтинговых фирм в сфере инженерии и информационных технологий) по данному вопросу. Большинство опрошенных отметило снижение качества образования с точки зрения наличия у выпускников национальных университетов необходимых навыков для решения сложных задач.
В этой связи предложены рекомендации по укреплению институциональной основы для контроля качества обучения в сферах инженерии и точных наук, а также для продвижения программ международной сертификации в этих областях. Кроме того, в этом исследовании содержатся рекомендации относительно разработки схем профессиональной сертификации, что может оказаться очень полезным с учетом распространенной практики найма в некоторых консалтинговых агентствах.
Исследования в Никарагуа отражают необходимость выработки нового подхода в трудоемких отраслях. Особый интерес представляет туристический сектор, поскольку он предоставляет возможность найма большого количества низкоквалифицированной рабочей силы в краткие сроки. В этой связи представляется целесообразным развивать техническую грамотность населения, а также образовательные программы, в результате применения которых операторы услуг, в особенности малые и средние предприятия, смогут существовать в условиях более здоровой конкуренции и удовлетворять потребности рынка. Кроме того, рекомендуется распространять электронные платформы для обработки данных и проводить подготовку кадров в сфере управления туристическим бизнесом, чтобы повысить уровень знаний стандартов, используемых в данном секторе.
Установление связей между отраслями, оказывающими влияние на занятость
Для решения проблем, связанных с упомянутыми островками благополучия, представляется целесообразным продвижение программ по объединению операторов услуг в национальные, региональные и международные цепочки поставок. Во многих латиноамериканских странах (в частности, в Аргентине, Чили, Мексике, Уругвае, Коста-Рике и Бразилии) создаются специальные объединения (кластеры) для продвижения производственных сетей. Успешность этих объединений варьируется в зависимости от отрасли и механизма управления такой сетью.[4]
Исследования ЮНКТАД указывают на необходимость сделать такие объединения приоритетным решением для малого и среднего бизнеса, в особенности для среднего, что может значительно сказаться на возможности создания новых рабочих мест.
В Никарагуа малые и средние предприятия представляют 85% всего туристического бизнеса, и, согласно данным Никарагуанского института туризма (Intur), в период с 2007 по 2011 гг. такие предприятия способствовали прямой и косвенной занятости: были созданы 37 461 и 140 000 рабочих мест соответственно. Средний жизненный цикл малого и среднего туристического предприятия в Никарагуа составляет 5 лет, что указывает на труднопреодолимые барьеры на пути к развитию.
В этой связи представляется необходимым разработать межсекторальные программы, которые будут включать положения по развитию малого и среднего бизнеса, упрощению доступа к финансированию и применению сопроводительных программ для развития ассоциаций и объединений и укрепления производственных связей.
Легализация процедуры найма
Согласно исследованиям, основными мотивами нелегального найма являются налоговое бремя, отсутствие выгоды при легальном найме и бюрократическая волокита. В этой связи проведение налоговой реформы, которая сократит и гармонизирует налоги, и упрощение бюрократических процедур и административных формальностей могут привести к оздоровлению рынка труда. Например, благодаря подобным реформам, за последние десять лет в Бразилии не только уменьшилось число случаев нелегального найма, но и увеличился доход от налогов и повысился уровень социального обеспечения.[5]
В исследовании рынка услуг Никарагуа приводятся примеры таких проблем в услугах наземного транспорта и туристических услугах и даются рекомендации по пересмотру Торгового кодекса с целью сокращения и упрощения административных процедур и перехода на электронную форму документооборота. Что касается туристического сектора, то там предлагается создать процедуру «одного окна» для регистрации туристических компаний. За счет этого будет ускорено прохождение самых обременительных процедур, связанных с муниципалитетами, лицензиями Министерства здравоохранения, а также с полицией и налоговыми органами. Кроме того, будет централизовано прохождение других формальностей, которые считаются менее обременительными, например, процедур, связанных с сертификатами пожарной безопасности и лицензиями Intur.
Дальнейший анализ взаимосвязи торговых соглашений и занятости в сфере услуг
Исследования в Перу и Парагвае показали, что одной из движущих сил для создания рабочих мест в сфере услуг может стать продвижение торговой деятельности. Например, Парагвай стремится расширить возможности на международных рынках для национальных компаний, поскольку местный рынок уже не способен полностью обеспечивать бизнес не только возможностями для сбыта, но и рабочими местами. Перуанские инженерные и бухгалтерские организации, в свою очередь, стремятся к интернационализации, в противном случае они рискуют остаться на непривлекательных рынках или вовсе исчезнуть в условиях усиления конкуренции со стороны иностранных компаний на местном рынке.
В продвижении торговли важную роль играют стимулы, направленные на рост производственно-сбытового потенциала и развитие экспорта, а также использование преимуществ торговых соглашений и ведение открытого диалога между государственными органами и частным сектором.
Для того чтобы торговля привела к созданию рабочих мест, необходимо развивать взаимосвязи между торговой политикой и политикой в области занятости населения. Следует также продолжить проведение детального эмпирического анализа относительно влияния торговых соглашений и занятости на определенные секторы услуг.
[1] UNCTAD. (2013). Services Policy Review: Peru; UNCTAD, (2013). Services Policy Review: Nicaragua; UNCTAD. (2014, in preparation). Services Policy Review: Paraguay.
[2] Onudi. La creacion sostenida de empleo: el rol de la industria manufacturera y el cambio estructural, 2013.
[3] HIDA/MSCBP and the Ministry for Public Service and Labor in Rwanda. (2009). National Skills Audit Report.
[4] OECD & Cepal. Latin American Economic Outlook 2013: SME Policies for structural change, 2013. См. также: Peres, W. Politicas sectoriales y de desarrollo de clusters en America Latina y el Caribe, 2004.
[5] Cepal. Panorama Fiscal de America Latina y el Caribe: reformas tributarias y renovacion del pacto fiscal, 2013.
Источник: «Мосты»