Выпуск 6 - Ноябрь 2013

Сланцевый газ: новые вопросы на повестке дня торговли и устойчивого развития

Томас Брюэр

«Революция сланцевого газа» в США и перспектива широкомасштабной добычи сланцевого газа в других странах привели к возникновению ряда проблем, касающихся торговли и устойчивого развития. Эти проблемы стали более актуальными в последние месяцы в США, после того как ключевые члены Конгресса призвали к введению ограничений на экспорт сжиженного природного газа, а исследования и комментарии относительно экспорта сланцевого газа стали предметом широкого обсуждения в СМИ.

Озабоченность последствиями «революции сланцевого газа» также появилась и в других странах, вовлеченных в торговлю этим товаром. Среди них - импортеры (Китай, Индия и Япония), экспортеры (Австралия и Катар), а также страны, обладающие запасами сланцевого газа, включая Аргентину, Великобританию, Польшу и Францию. Каждая из этих стран неизбежно сталкивается с неопределенностями относительно месторождений и объемов запасов сланцевого газа, а также стоимости его добычи. Это, в частности, связано с тем, что его разработка в некоторых странах находится на начальном этапе.

Например, согласно исследованию, спонсором которого выступило Управление информации по энергетике США [1], запасы сланцевого газа в Польше оценивались почти в 5,7 трлн кубических метров. Однако после последующего внутреннего исследования лишь по двум месторождениям, польские чиновники уменьшили прогноз почти на 90% [2]. С другой стороны, предварительные оценки запасов в других странах были пересмотрены в сторону увеличения. Несмотря на такую неопределенность и меняющиеся прогнозы, наличие больших залежей сланцевого газа в нескольких странах остается фактом.

Вопросы охраны здоровья и безопасности

Разведка, добыча и продажа природного газа стала одним из самых спорных вопросов во всем мире. Источниками обеспокоенности являются влияние на здоровье людей химических добавок, которые попадают в водоносные слои и грунтовые воды, возможные землетрясения, возникающие в результате добычи, а также причинение неудобств людям, которые проживают в непосредственной близости от мест добычи.

Вне зависимости от того, основаны ли подобные опасения на реальных или воображаемых рисках, они могут привести к значительным ограничениям долгосрочной добычи сланцевого газа, в частности, в ряде европейских стран и, возможно, в некоторых американских штатах. Это связано с сопротивлением со стороны местных жителей и различных государственных органов по причине возможного нанесения вреда здоровью и безопасности людей, а также окружающей среде. Хотя эти вопросы напрямую не связаны с изменением климата, они могут значительно снизить добычу сланцевого газа и, таким образом, повлиять на выбросы парниковых газов.

Указанные опасения привели к введению мораториев и других ограничений на разведку и добычу сланцевого газа в некоторых частях США и в других странах. Ряд государств, в том числе Франция, ввели запрет на добычу сланцевого газа, в то время как другие, например, Дания, разрешают проводить контролируемую разведку без добычи. Наконец, ряд стран, включая Китай, отважились на разведку с перспективой последующей масштабной добычи.

Метан и изменение климата

С точки зрения смягчения последствий изменения климата, привлекательным свойством сланцевого газа является то, что, как и у природного газа, выбросы парниковых газов при его потреблении значительно ниже, чем у угля. Например, выбросы электростанций, работающих на газе, на 40-50% ниже, чем у тех, которые работают  на угле. Тем не менее, серьезные вопросы связаны с выбросом парниковых газов, особенно метана, во время разведки и добычи сланцевого газа.

На стадиях разведки и добычи сланцевого газа могут происходить значительные выбросы метана, который является намного более активным парниковым газом, чем двуокись углерода. Влияние метана на процесс глобального потепления почти в 23 раза выше, чем у CO2 в столетнем периоде и в 78 раз выше в двадцатилетнем периоде[3]. Таким образом, последствия от метана являются более сильными в краткосрочной перспективе. Технологические решения этой проблемы существуют, но их внедрение требует вмешательства государства и сотрудничества со стороны промышленности. Широкие масштабы сжигания газа в факеле в местах залегания сланцевой нефти в США в тех же районах, где находятся залежи сланцевого газа, вызывают обеспокоенность, так как проблема выброса метана касается и сланцевого газа, и сланцевой нефти [4].

Влияние на инвестиции в возобновляемые источники энергии

В долгосрочной перспективе ключевым является вопрос, станет ли дешевый и доступный в больших количествах сланцевый газ препятствием для инвестиций в возобновляемые источники энергии. Одним из побочных эффектов добычи сланцевого газа в США уже стало значительное снижение цены природного газа: с 13 долл. США за миллион БТЕ в 2008 г. до почти 3 долл. США в 2012 году.

С учетом последующего снижения цен на электричество, производимое газовыми электростанциями, конкурентоспособность ветра, солнца и других возобновляемых источников энергии ослабла, и будущее этих технологий на энергетическом рынке также остается неясным. Таким образом, хотя замена угля сланцевым газом при производстве электричества сулит снижение выбросов парниковых газов в краткосрочной перспективе, рост доли сланцевого газа, сопровождающийся незначительным распространением возобновляемых источников энергии, может привести к увеличению выбросов парниковых газов в долгосрочной перспективе[5].

Возможности для торговли

Благодаря разнообразию структуры производства и зависимости цены от географии, в последние годы появился значительный потенциал для международной торговли сжиженным природным газом (СПГ), произведенным из сланцевого газа. Уже сейчас, помимо многих других возможных направлений торговли, имеется большой интерес к экспорту СПГ из США в Европу и из Австралии в Японию. Конечно же, существует ряд факторов, сдерживающих потенциальную торговлю, включая транспортные издержки и стоимость инфраструктуры для экспорта и импорта СПГ. Тем не менее, крупнейшая энергетическая компания Японии Tokyo Electric Power уже подписала долгосрочный контракт, который ждет одобрения правительства США, на поставку СПГ из американского порта Луизиана.

Что касается импортно-экспортной инфраструктуры, то, вопреки прогнозам, ожидается, что США станут важным экспортером, а не импортером СПГ. Такое изменение перспектив, однако, будет дорого стоить инвесторам, вложившим миллиарды долларов в инфраструктуру для импорта, которую теперь нужно перестроить для нужд экспорта или вовсе не использовать.

Политика Правительства США в отношении экспорта СПГ теперь является предметом пристального внимания. Действующая политика разрешает США постоянно экспортировать СПГ в небольшую группу стран, в то время как в другие государства экспорт возможен на временной основе. Для того чтобы вести торговлю природным газом на постоянной основе, между США и торговым партнером должно быть соглашение о свободной торговле (ССТ). ССТ не являются частью соглашений ВТО и отличаются от рамочных соглашений о торговле и инвестициях и двусторонних инвестиционных соглашений. ССТ с США заключили всего 20 стран, в том числе члены НАФТА и Инициативы Карибского бассейна (ИКБ), а также несколько стран - таких как Бахрейн, Оман и Южная Корея - имеющих двусторонние соглашения. Однако ССТ с  Коста-Рикой и Израилем не содержат положений относительно торговли природным газом. Таким образом, по состоянию на 31 октября 2012 г. только 18 стран претендовали на более или менее автоматические права на постоянную торговлю природным газом с США.

Американские химические компании и другие производители, использующие природный газ, давят на правительство, чтобы ограничить экспорт для поддержания текущего относительно низкого уровня цен на газ, который является важным сырьем в производстве. Авторы недавнего крупномасштабного исследования, проведенного по заказу Министерства энергетики США, пришли к выводу, что хотя и будет иметь место некоторое увеличение цен для таких отраслей, как химическая, значительного макроэкономического влияния на национальную экономику не ожидается[6]. Однако результаты этого исследования оспариваются представителями химической промышленности, поэтому, скорее всего, будут проведены дополнительные исследования. Некоторые ключевые члены Конгресса, включая председателя Комитета по вопросам энергетики Сената США Рона Уайдена, также призвали к ограничению экспорта. На фоне такой неоднозначной политики привлечение инвестиций в ряд объектов инфраструктуры для экспорта СПГ было приостановлено.

Такие новости из США, безусловно, отражают только часть более широкого глобального интереса к разведке, добыче и торговле сланцевым газом. Предполагается, что ключевые иностранные поставщики природного газа в Европу - Россия и Катар - также обладают значительными запасами сланцевого газа. Однако точно неизвестно, насколько велики эти запасы. В любом случае, возможность увеличения импорта СПГ из США может значительно снизить зависимость Европы от России и Катара.

Выводы

Несмотря на то, что объемы залежей сланцевого газа в определенных странах, а также возможности добычи и потенциальная структура торговли остаются неясными, мало кто сомневается, что вопросы, касающиеся сланцевого газа, будут оставаться на повестке дня международных переговоров по устойчивому развитию и торговле в течение многих лет. Официальными международными дипломатическими платформами для проведения таких встреч могут стать Рамочная конвенция ООН об изменении климата и ежегодные Конференции ее сторон, ежегодная встреча глав государств «Большой двадцатки», Форум ведущих экономик по энергетике и климату и его Форум министров по проблеме «чистой» энергии.

Кроме того, многосторонним и региональным агентствам развития, а также торговым организациям всех уровней неизбежно придется столкнуться с различными вопросами, касающимися сланцевого газа. Изменения в правительственной политике уже привели к тому, что во многих странах начался серьезный диалог в этом направлении. Таким образом, аналитические исследования интенсивно расширяются, и совершенствование политики идет быстрыми темпами.

Томас Л. Брюэр, старший исследователь Международного центра по торговле и устойчивому развитию

Источник: «Мосты»

«Back