Октябрь 2010 г. Выпуск 6

Украина: ограничение экспорта зерна и правила ВТО

«Back

 

Ирина Половец и Татьяна Херувимова

Вслед за Россией, которая с 15 августа 2010 г. применяет временный запрет на экспорт зерна, Украина пытается защитить свой внутренний рынок и вводит квотирование экспорта отдельных сельскохозяйственных товаров. Однако Украина, в отличие от России, является членом Всемирной торговой организации, членство в которой обязывает ее соблюдать нормы многосторонних торговых соглашений.

Квотирование было введено Постановлением Кабинета Министров Украины № 938 от 4 октября 2010 г. «Об установлении объемов квот на отдельные виды сельскохозяйственной продукции, экспорт которой подлежит лицензированию до 31 декабря 2010 г., и утверждении Порядка выдачи лицензий на экспорт отдельных видов сельскохозяйственной продукции и распределении квот». В соответствии с Постановлением были введены квоты на пшеницу в объеме 0,5 млн тонн, кукурузу – 2 млн тонн, ячменя – 0,2 млн тонн, а также на гречку и рожь – по 1 тыс. тонн. Таким образом, Правительство Украины придало законодательную форму фактическим действиям государственных органов по ограничению экспорта зерновых, которые имели место на протяжении последних нескольких месяцев.

Постановление было принято с нарушением установленной национальным законодательством процедуры и противоречит обязательствам, взятым Украиной при вступлении в ВТО.

Первоочередным вопросом является соответствие норм Постановления и фактических мер, предпринятых властями, положениям статьи XI ГАТТ–1994, которая исключает любые запреты или ограничения, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер на экспорт товара, предназначенного для ввоза на территорию любой другой страны-члена ВТО. При вступлении в ВТО Украина обязалась применять экспортные и импортные ограничения исключительно в соответствии со статьей XI ГАТТ–1994, о чем указано в параграфе 255 Доклада Рабочей группы по присоединению Украины к ВТО.

Единственным возможным в данной ситуации исключением является пункт (а) параграфа 2 статьи XI ГАТТ–1994, в соответствии с которым запрет или ограничение экспорта является допустимым в случае необходимости предупреждения или ослабления критического дефицита пищевых продуктов. Однако в Постановлении не содержится никакого указания на то, что целью его принятия являлось именно недопущение такого дефицита.

Следует отметить, что процесс принятия Постановления был непрозрачным и не соответствовал общепринятой процедуре. Так, этот регуляторный акт был принят Кабинетом Министров 4 октября 2010 года. В свою очередь, проект постановления появился на сайте Министерства экономики Украины только 11 октября, а вступил в силу 19 октября с момента публикации в официальном правительственном издании «Урядовый Курьер». Однако его фактическое применение началось задолго до этого, когда загруженные зерном судна были заблокированы в Севастопольском, Одесском, Николаевском, Мариупольском и других портах Украины.

Кроме того, по состоянию на 20 октября 2010 г. официальный веб-сайт ВТО не содержал информации относительно нотификации Украиной Секретариата ВТО о предпринятых мерах. В то же время в соответствии с Решением о нотификационных процедурах от 14 апреля 1994 г. страны-члены ВТО должны нотифицировать, насколько это максимально возможно, решение о принятии торговых мер, которые влияют на действие ГАТТ–1994.

Поскольку в данном случае речь идет именно о сельскохозяйственной продукции, необходимым является соблюдение требований статьи 12 Соглашения по сельскому хозяйству относительно заблаговременного уведомления Комитета по сельскому хозяйству о характере и длительности предпринимаемых мер, а также о необходимости учитывать интересы других стран-членов ВТО, импортирующих данный товар. Аналогичная норма содержится также в Решении Комитета по сельскому хозяйству «О формате и требованиях к нотификации» ( Notification Requirements and Formats, adopted by the Committee on Agriculture at its meeting on 8 June 1995 ).

Таким образом, действия украинского правительства противоречат нормам соглашений ВТО. На сегодняшний день загруженные зерном судна заблокированы в украинских портах, экспортеры ожидают многочисленных исков со стороны своих иностранных контрагентов, а импортеры, в свою очередь, не получают необходимую продукцию.

Еще одним камнем преткновения в отношениях участников рынка зерна и государства стал проект закона Украины № 7230 от 7 октября 2010 г. о внесении изменений в Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» (относительно продажи квот на аукционах). Указанный проект расширяет компетенцию Кабинета Министров Украины, уполномачивая высший орган исполнительной власти принимать решения «…о применении режима лицензирования экспорта (импорта) товаров, в том числе, установления квот (количественных и других ограничений), а также продажи квот на аукционах…». Основной целью принятия этого законопроекта является наполнение государственного бюджета.

Предложенное нововведение вызвало волну несогласия среди участников зернового рынка, поскольку оно понизит закупочную стоимость зерна и негативно скажется на экономическом состоянии производителей. Так, на официальном веб-сайте Украинской зерновой ассоциации, которая объединяет крупнейших экспортеров зерновых, неоднократно появлялись заявления о нецелесообразности продажи квот на аукционах и неизбежных убытках для производителей зерновых.

Анализ законопроекта позволяет сделать вывод о том, что продажа импортных и экспортных квот на аукционе не соответствует статье VIII ГАТТ–1994, положения которой распространяются на сборы, платежи, формальности и требования, устанавливаемые правительственными органа­ми в связи с ввозом и вывозом товаров, включая относящиеся к количествен­ным ограничениям.

Статья VIII ГАТТ–1994 предполагает, что все сборы и платежи любого хара­ктера, устанавливаемые договаривающимися сторонами на ввоз или вывоз или в связи с ввозом или вывозом, ограничиваются по своей величине при­близительной стоимостью оказанных услуг и не являются косвенной защитой для отечественных товаров или средством обложения импорта или экспорта в фискальных целях.

Согласно Выводам Главного научно-экспертного управления Верховного Совета Украины от 18 октября 2010 г., применение механизма продажи импортных квот на аукционах также не соответствует нормам Соглашения ВТО о процедурах импортного лицензирования. Статья 3.2 Соглашения предусматривает, что  неавтоматическое лицензирование не должно иметь ограничивающее или искажающее воздействие на импорт в дополнение к воздействию, вызванному наложением ограничения. Процедуры неавтоматического лицензирования по сфере действия и продолжительности должны соответствовать мере, для выполнения которой они используются, и в административном плане не должны быть более обременительными, чем абсолютно необходимо для осуществления этой меры. Более того, согласно преамбуле, процедуры импортного лицензирования не должны использоваться способом, противоречащим принципам и обязательствам ГАТТ–1994.

В случае если после принятия изменений в Закон «О внешнеэкономической деятельности» Кабинет Министров Украины утвердит процедуру продажи квот на аукционах, это может повлечь еще большую парализацию рынка зерна. Более того, многочисленные заявления чиновников о том, что санкции со стороны ВТО Украине не угрожают (не взирая на очевидность нарушений соглашений и взятых Украиной обязательств при вступлении в ВТО), а также непоследовательность в своих решениях ставят под сомнение репутацию Украины как стабильного и надежного торгового партнера.

Такие решения украинской власти также негативно влияют на двусторонние переговоры о создании зоны свободной торговли с Европейским союзом. Переговорный процесс, возможно, подтолкнет правительство Украины к выработке новой стратегии взаимодействия с зернотрейдерами, но уже максимально учитывающей взятые Украиной обязательства перед ВТО и приоритеты сотрудничества с ЕС.

Ирина Половец и Татьяна Херувимова – юристы Адвокатского объединения «Волков & Партнеры»,  Киев, Украина

«Back