Сентябрь 2009 г. Выпуск 6
В ходе второй Всемирной конференции по теме «Помощь в целях развития торговли», которая прошла в июле в Женеве, Генеральный директор ВТО Паскаль Лами отметил, что «если в 2007 г . поддержка торговли являлась острой необходимостью, то сегодня она просто жизненно важна». Действительно, нынешний глобальный экономический кризис все больше ограничивает перспективы развития стран с низким уровнем дохода.
Согласно прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития ( ОЭСР) , рост реального мирового ВВП снизится в этом году на 2,8%. Более того, ВТО предсказывает, что с учетом снижения глобального спроса и нехватки кредитов объем мировой торговли уменьшится на 9%.
Конференция на тему «Помощь в целях развития торговли» была призвана «дать движущий импульс» выполнению принятых странами обязательств и дальнейшему развитию этой программы. Согласно недавнему совместному отчету ОЭСР и ВТО по этой программе , «новые обязательства со стороны двусторонних и многосторонних доноров в 2007 г . составили 25,4 млрд долл. США, в то время как неконцессионные займы дали еще 273 млрд долл. США для финансирования торговли». По информации этих организаций, «увеличение финансирования программы поддержки развития торговли на 4,3 млрд долл. США произошло не за счет программ социального сектора».
В ходе конференции некоторые доноры объявили о принятии новых обязательств. Например, Великобритания обещала предоставить 1,6 млрд долл. США в течение следующих трех лет. Япония обязалась оказать помощь на 12 млрд долл. США в период 2009 – 2011 год ов . Франция выразила намерение ежегодно выделять около 1,2 млн долл. США, а Нидерланды – 764 млн долл. США. Кроме того, Программа по поддержанию ликвидности в международной торговле – новый плод сотрудничества таких разнообразных сил, как Африканский банк развития, правительства Канады и Нидерландов, Фонд международного развития ОПЕК и Ситигруп – должна дать еще 50 млрд долл. США. Эти средства будут распределены через сеть, состоящую из более чем 500 банков в более чем 70 развивающихся странах.
Представители Аргентины, Бразилии, Чили, Китая и Индии также обсудили свои варианты оказания помощи в целях развития торговли и рассказали о возможных вариантах стратегий, при которых страны с развивающимися и развитыми экономиками смогли бы объединять свои усилия в качестве доноров.
Азия является главным получателем поддержки в рамках программы «Помощь в целях развития торговли» (10,7 млрд долл. США). Среди основных реципиентов значатся: Индия, Вьетнам, Афганистан и Ирак. Африка – на втором месте (9,5 млрд долл. США), за ней следу ю т Латинская Америка (2 млрд долл. США) и Океания (0,3 млрд долл. США).
До сих пор средства программы «Помощь в целях развития торговли» в основном шли на улучшение инфраструктуры, поскольку «надежная и эффективная инфраструктура является основой экономического развития». Три главных инфраструктурных проекта работают на региональном уровне. В том числе создающийся совместными усилиями Общего рынка стран Восточной и Южной Африки, Восточноафриканского Сообщества и Сообщества развития стран Южной Африки экспериментальный проект Коридора «Север-Юг», который должен связать регион «медного пояса» с южноафриканскими портами. Два других крупномасштабных проекта – Центральноамериканский интеграционный коридор, который включает в себя реконструкцию дорог, энергетические проекты и т. д. на территории от Южной Мексики до Колумбии; и автотрасса от Пномпеня до Хошимина, которая соединит Таиланд, Камбоджу и Вьетнам.
В то же время возникли вопросы относительно новизны региональных инфраструктурных программ – главных экспериментальных проектов программы «Помощь в целях развития торговли». Многие отмечали, что эти проекты содержатся в планах мероприятий банков регионального развития на протяжении уже многих лет, но из-за недостаточного интереса со стороны доноров они откладывались в «долгий ящик». В свете дискуссий о программе поддержки развития торговли эти проекты вновь увидели свет с измененными названиями. Центральноамериканский интеграционный коридор изначально являлся инициативой бывшего Президента Мексики Висенте Фокса. Данный проект стартовал в 2001 г . под названием План Пуэбла-Панама и также подразумевал стимулирование торговли и региональной интеграции между Мексикой и странами Центральной Америки, в частности посредством строительства дорог, энергетической инфраструктуры.
В отчете по программе «Помощь в целях развития торговли» признается, что реализация проекта на региональном уровне может встретить серьезные проблемы. Доноры сетуют на недостаток четко сформулированных запросов, на недостаточно тесные связи между региональными и национальными приоритетами, на плохую координацию – как между отдельными регионами, так и между донорами и партнерами. Было высказано предположение, что ситуацию можно улучшить путем укрепления региональных экономических соглашений. Однако это не решит проблем с теми организациями, чьи сферы деятельности перекрываются друг другом. Например, в Африке южнее Сахары лишь семь стран входят в одно региональное интеграционное соглашение. Остальные сорок государств участвуют в двух или трех подобных соглашениях, а Демократическая Республика Конго – в четырех.
Критики отмечают, что на сегодняшний день существует определенное количество «серых зон» в вопросах концептуализации, реализации и мониторинга выполнения программы «Помощь в целях развития торговли», и указывают на необходимость обсуждения и прояснения этих пробелов. Это, в частности, касается вопроса о том, какая часть вновь предложенной помощи является лишь новой формулировкой старых обязательств. Также указывается на то, что новых обязательств и обещаний недостаточно, так как многие из них остаются невыполненными. Требования к внесению донорских вкладов иногда могут быть слишком обременительными, приводя к очень низкому наполнению фондов данной инициативы.
Более того, по словам Директора проекта «Переосмысление Бреттон-Вудского проекта как основного повода для тревоги» Альдо Калиари, огромная область деятельности программы поддержки развития торговли делает очень сложным мониторинг отчетности доноров: «Что должно считаться помощью в целях развития торговли? Например, относится ли к связанным с торговлей тратам улучшение инфраструктуры больниц, которые, помимо всего прочего, могут использоваться для экспорта медицинских услуг? Как насчет строительства дороги, которая будет использоваться как для внутренних нужд, так и для внешней торговли? Или образования, которое увеличивает уровень профессиональных навыков населения и создает более конкурентоспособную и привлекательную для инвестиций рабочую силу? Существует риск того, что уже обещанные средства на определенные цели, которые бы и так были предоставлены, начнут поступать уже под видом поддержки развития торговли. Более четкое определение сферы деятельности программы «Помощь в целях развития торговли» могло бы помочь решить эту проблему».