Сентябрь 2009 г. Выпуск 6
Несмотря на громкие призывы различных саммитов на высоком уровне к быстрому завершению раунда Доха, ряд стран пытаются самостоятельно искать параллельные и альтернативные подходы для улучшения управления в области торговли.
Многие участники торговых переговоров полагают, что основным фактором, сдерживающим достижение прогресса в ВТО, является недостаточный уровень вовлечения США. Американские переговорщики и заинтересованные группы неоднократно настаивали на том, что они нуждаются в более четком представлении о возможном расширении доступа на рынки после завершения раунда Доха. Но другие стороны на переговорах утверждают, что остается неясным: чего же именно добивается Вашингтон.
В более широком контексте основными вопросами политических дебатов в США остаются реформа здравоохранения и изменение климата. Очевидно, что вместе с сильными протекционистскими настроениями, подогреваемыми рецессией, либерализация торговли не находится в списке основных приоритетов администрации. Например, в настоящее время пост ведущего американского переговорщика по сельскому хозяйству по-прежнему остается незанятым.
Предполагается, что Президент США Барак Обама представит свою долгожданную повестку дня в области торговли перед сентябрьским саммитом «большой двадцатки» в Питтсбурге. Но уже сейчас ясно, что она может оказаться не столь подробно проработанной, как некоторые надеялись. Торговый представитель США Рон Кирк отметил, что это заявление окажется «разъяснением того, как Президент и нынешняя администрация видят торговлю в качестве неотъемлемой части общей экономической стратегии».
На администрацию оказывают мощное давление демократы Конгресса, которые предложили Закон о торговой реформе, подотчетности, развитии и занятости, характеризующийся как «закон, который введет обязательный анализ торговых соглашений, установит стандарты, защитит рабочих и поможет восстановить контроль Конгресса над будущими торговыми соглашениями». Помимо прочего, этот Закон потребует от Конгресса проводить голосование по любому соглашению перед его подписанием. Данный Закон был принят 114 демократами и 2 республиканцами в Палате представителей.
Учитывая скептицизм, высказываемый многими делегатами в ВТО по поводу призыва завершить переговоры раунда Доха в 2010 г ., несколько удивительно, что они сейчас ждут сигнала другого саммита: встречи лидеров «большой двадцатки» в Питтсбурге. Этой группе стран будет сложно предложить что-то новое, что дало бы переговорам решительный толчок. Как известно, ни одна из этих стран не изменила своей позиции по существу в последние месяцы.
Например, этим летом Министр торговли Индии Ананд Шарма говорил журналистам, что специальный защитный механизм не может «быть предметом для переговоров, поскольку он связан с источниками средств к существованию для бедных фермеров». Последняя серьезная попытка заключить в июле 2008 г . рамочное соглашение по сельскому хозяйству отчасти провалилась из-за того, что Индия и США не смогли договориться о том, насколько развивающимся странам следует разрешить повышать тарифы на сельскохозяйственную продукцию в рамках специального защитного механизма с целью защиты от резкого роста импорта. Ананд Шарма также говорил, что развитым странам следовало бы «пересмотреть досье по субсидиям в пакете сельскохозяйственных соглашений раунда Доха». Ответ Марианна Фишера Боела, Комиссара ЕС по сельскому хозяйству, был однозначным: «Мы постарались сделать все возможное, но мы не можем сдвинуться с мертвой точки».
После провала мини-министерской конференции в июле прошлого года отдельные члены ВТО отмечали, что неудачные попытки продолжить либерализацию торговли в рамках многосторонних переговоров заставляют их искать другие форумы для урегулирования торговых проблем.
Неудивительно, что для многих стран, включая тех, которые приняли заявление «большой восьмерки» по завершению раунда Доха в 2010 г ., «планом Б» является переориентация на двусторонние торговые соглашения. После подписания в августе такого соглашения с Панамой Премьер-министр Канады Стивен Харпер заявил: «В течение некоторого времени все мы уже осознаем, что будущее раунда Доха остается неопределенным. Это не означает, что мы считаем его безнадежным, но процесс явно буксует. В условиях расширения торговых соглашений, в интересах Канады обеспечить наше участие в этой игре».
Сходным образом высказалась и Госсекретарь США Хилари Клинтон, выступая 7 августа на деловой конференции в Йоханнесбурге. Она заявила, что администрация Обамы остается «приверженной делу завершения раунда Доха, но если он окажется неудачным – а существует немало препятствий, которые требуется обойти, чтобы этого добиться, – тогда мы хотим работать на двусторонней основе для дальнейшего расширения возможностей для торговли между ЮАР и Соединенными Штатами». Отвечая на вопросы после этой встречи, она отметила, что некоторые правила ВТО «могли бы подвергнуться некоторому переосмыслению и пересмотру с учетом того, что происходит в современном мире».
Похоже, что серьезные сомнения есть также у Бразилии. Выходящая в Сан-Пауло газета «Valor Economico» 31 июля процитировала главного торгового чиновника страны Селсу Аморима, который заявил, что Бразилия «не видит никаких явных признаков вовлечения основных действующих лиц в переговорах раунда Доха». По мнению этой финансовой газеты, такое положение вещей делает приоритетным для Бразилии заключение торгового соглашения между Меркосуром и ЕС. Переговоры между двумя блоками начались еще в 1995 г ., но проходили неравномерно и в конце концов зашли в тупик, поскольку обе стороны сконцентрировали свои усилия на многостороннем фронте в Женеве. Министр Селсу Аморим высказал сожаление по поводу отсутствия прогресса на переговорах в ВТО, но заметил, что «связанные с этим раундом неопределенности требуют от нас добиваться этого соглашения [между ЕС и Меркосуром]».
Еще один сторонник завершения раунда Доха в 2010 г . – Китай – также активно добивался (и заключал) двусторонних и региональных торговых соглашений в Азии и Латинской Америке. Напомним, что на одном из последних заседаний провалившейся мини-конференции ВТО в июле 2008 г . Министр торговли Китая Чень Демин открыто заявил: «Китай намерен интенсифицировать двустороннюю торговлю и экономическое сотрудничество на основе принципа равенства и взаимности. В частности, планируется улучшить взаимовыгодное сотрудничество с развитыми странами, включая наименее развитые и страны с малой и уязвимой экономикой».
Есть признаки, что страны стремятся к поиску других форумов, вне рамок ВТО или двусторонних соглашений, для продвижения своих потребностей в сфере торговли. Например, переговоры по спорному многостороннему соглашению по интеллектуальной собственности ряд стран проводят независимо от каких-либо международных институтов. Подобным образом предлагается провести переговоры по либерализации услуг.
Пока Генеральный директор ВТО Паскаль Лами продолжает настаивать на том, что члены ВТО должны сосредоточить свои усилия на завершении раунда Доха, многие из них пробуют воспользоваться другими путями для укрепления многосторонней торговой системы и для достижения своих интересов в области торговли и развития. Предстоящая Министерская конференция ВТО (она пройдет с 30 ноября по 2 декабря 2009 г . в Женеве) открывает возможности для выработки соответствующих направлений работы.
Индия уже сделала ряд предложений, которыми министры могли бы воспользоваться для улучшения «функционирования и эффективности ВТО». Учитывая распространение двусторонних и региональных торговых соглашений, министры могли бы выступить с предложением разработать руководящие указания для переговоров по заключению таких соглашений и попросить Секретариат ВТО подготовить ежегодные информационные доклады на эту тему. Основываясь на выявленных в таких обзорах тенденциях, Комитет по региональным торговым соглашениям мог бы рассматривать возможные пути для сокращения негативного воздействия региональных соглашений на многостороннюю торговлю. Это не только позволило бы членам ВТО получить более полное представление о таких соглашениях, но также помогло бы многосторонней торговой системе оказывать влияние на их совершенствование.
Индия также предложила, чтобы ВТО разработала новый правовой инструмент, в рамках которого объединялись бы все существующие положения по преимущественному доступу на рынки для наименее развитых стран. Это позволило бы четко определить ситуацию как для стран, предоставляющих такие преференции, так и для их получателей, а также упростило бы двойные процедурные требования.
В условиях почти навязчивой «зацикленности» на продвижении раунда работа в постоянных комитетах ВТО утратила свою актуальность. Индия предложила оживить работу этих органов и сделать их более чуткими к потребностям членов ВТО. Например, министры могли бы поручить им проведение мониторинга изменений в торговле в сферах их компетенции подобно тому, как Секретариат ВТО готовит более общие доклады о протекционизме. Можно также усовершенствовать базу данных ВТО по тарифам, включив в нее влияющие на торговлю нетарифные меры, такие как технические стандарты или законодательные меры в области здравоохранения. Многие полагают, что подобные меры все больше подменяют собой тарифные пошлины в качестве основных барьеров для доступа на основные рынки, в частности, для экспорта из развивающихся стран.