Выпуск 5 - август 2014

Нововведения в регулировании ГМО в ЕС и США

В Европейском союзе и США используются диаметрально противоположные подходы к регулированию ГМО: в то время как в Европе действует мораторий на продукты, содержащие ГМО, в США многие такие товары разрешены и находятся в обороте. Среди последних изменений в их политике в отношении ГМО – проект директивы, расширяющий полномочия стран-членов ЕС в регулировании ГМО, и движение в пользу обязательной маркировки ГМ-продуктов в нескольких американских штатах. Принципиально разные подходы к торговой политике в отношении вопроса ГМО создают трудности, в частности, на двусторонних переговорах между США и ЕС о создании зоны свободной торговли.

Проект новой директивы ЕС

В Евросоюзе действуют строгие нормы, регулирующие оборот продуктов, полученных с использованием ГМО, а политика в отношении этого вопроса базируется на принципе предосторожности. С 2001 г. в ЕС действует фактический мораторий на ГМО. ГМ-продукты могут импортироваться и реализовываться в Европе, если они прошли разрешительные процедуры и были одобрены Европейским агентством по безопасности продуктов питания (EFSA). На данный момент одобрено 52 таких продукта.

Недавно члены Европейского союза достигли политического соглашения о расширении полномочий стран в вопросе выращивания генетически модифицированных продуктов в ЕС. Двенадцатого июня 2014 г. Совет ЕС по вопросам окружающей среды решил предоставить странам-членам союза право ограничивать или запрещать выращивание ГМ-культур, которые были разрешены или проходят разрешительные процедуры на уровне ЕС. Проект директивы поддержали 26 из 28 стран-членов ЕС, кроме Бельгии и Люксембурга.

Проект директивы вносит изменения в Директиву ЕС 2001/18/EC от 12 марта 2001 г. о намеренном выпуске в окружающую среду генетически модифицированных организмов. Среди предложенных в проекте изменений:

- установление связи между разрешительными процедурами на уровне ЕС и их применением на национальном уровне;

- возможность обжалования географических ограничений на выращивание ГМ-культур исключительно на уровне Еврокомиссии;

- установление ориентировочного списка условий для запрета или ограничения оборота ГМО, включая экологические и социально-экономические причины, землепользование и градопланирование, сельскохозяйственные цели и общественные интересы;

- установление переходных мер, которые могут быть использованы после вступления в силу предложенных изменений.

Еврокомиссия должна отчитаться перед Европейским парламентом и Европейским советом о выполнении новой директивы и ее эффективности не позднее чем через 4 года после вступления в силу предложенных изменений.

Соглашение вызвало неоднозначную реакцию: Франция, где Конституционный суд поддержал запрет на ГМ-кукурузу, а также Великобритания, которая поддерживает разрешение ГМО, одобрили проект, в то время как Европейская партия зеленых назвала его «троянским конем», способным открыть ГМО дверь в Европу. Кипр и Греция поддержали проект и подтвердили свое намерение продлить запрет на использование ГМО.

В дальнейшем Европейский парламент и Европейский совет продолжат работу над согласованием текста директивы, окончательное принятие которой ожидается в 2015 году.

Перспективы обязательной маркировки ГМО в США

США являются лидером по выращиванию ГМ-культур: в 2012 г. на эту страну приходилось 69,5 млн гектаров занятых под выращивание культур, произведенных с помощью биотехнологий, в то время как общемировой показатель составил 170,3 млн гектаров. В 2013 г. 93% соевых культур, 90% хлопка и 90% кукурузы, выращенных в США, были генетически модифицированными.

Ответственными за регулирование ГМО в США являются три федеральных органа: Управление по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных средств (ФДА), Министерство сельского хозяйства и Агентство по охране окружающей среды. Примечательно, что обязательство удостовериться в безопасности пищевой продукции лежит на компании-производителе, а не на независимых научных лабораториях.

Американское федеральное законодательство не регулирует отдельно вопрос ГМО и не требует маркировки продуктов, содержащих ГМО. Законодательство о маркировке ГМО (Genetically Engineered Food Right-to-Know Act) несколько раз предлагалось на рассмотрение Конгрессу, но так и не продвинулось дальше стадии слушаний в  комитетах. Согласно официальному документу ФДА относительно Политики в отношении пищевых продуктов из новых видов растений, маркировка или изменение названия продукта необязательно, если ГМ-продукт не отличается по своим характеристикам от традиционного продукта. Изменения в названии или маркировка могут быть уместными, если ГМ-продукт настолько отличается от традиционного, что использование названия традиционного продукта не описывает адекватно новый продукт, или если необходимо предупредить покупателей об особых свойствах нового продукта, например, о присутствии аллергенов. Однако в течение последних несколько лет движение в пользу обязательной маркировки ГМ-продуктов набирает обороты в нескольких штатах – Коннектикут, Мен и Вермонт уже приняли такое законодательство. В то же время в Вашингтоне и Калифорнии жители проголосовали против маркировки ГМО. В Калифорнии это не одобряют 53% избирателей, а в Вашингтоне – 54,8%. В Орегоне вопрос будет вынесен на голосование в ноябре 2014 г., а некоторые другие штаты, включая Колорадо, Нью-Йорк и Массачусетс, рассматривают возможность введения обязательной маркировки.

Прогнозируется, что если отдельные штаты продолжат принимать законодательство об обязательной маркировке продуктов, содержащих ГМ-ингредиенты, то со временем назреет необходимость принятия соответствующего законодательства и на федеральном уровне.

ГМО в переговорной повестке ТТИП

Вопрос ГМО остается одним из камней преткновения в переговорах между США и ЕС в рамках Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП). В то время как в ЕС действует мораторий на ГМО и мясо, произведенное с использованием гормонов роста, США настаивают на либерализации рынков и гармонизации регуляторной практики. Согласно результатам исследования Генерального директората внутренней политики ЕС о юридических последствиях ТТИП, регуляторные вопросы, связанные с ГМО, обработкой куриного мяса и токсическими веществами, являются краеугольными камнями переговоров.

Так, Министр сельского хозяйства США Том Вилсак отмечает, что общей целью сторон должно стать открытие рынков и отмена научно необоснованных барьеров. «Наука является общим знаменателем. Мы будем работать над тем, чтобы любые достигнутые соглашения соответствовали научным методам», – сказал он.

С другой стороны, Еврокомиссия не раз подчеркивала, что не собирается изменять свою политику в отношении безопасности пищевых продуктов в рамках ТТИП. «Это касается и содержащих ГМО продуктов питания, и говядины, произведенной с использованием гормонов, и многих других продуктов», – сказал пресс-секретарь Еврокомиссии Джон Клэнси.

Источник: «Мосты» по материалам: ICTSD, Press-release of the Council of the European Union “Council reaches agreement on the cultivation of genetically modified organisms”, 12 июня 2014 г.; Library of Congress, “Restrictions on Genetically Modified Organisms: United States”; EurActiv, “US wants ‘science’ to settle GMO debate in trade deal with EU”, 18 июня 2014 г.; Cristopher Doering, “GMO Food Labeling Law Pressure Mounts”, 16 июля 2014 г.

«Back