Выпуск 5 - Сентябрь 2013
Наталья Волчкова и Мария Рябцева
Сотрудничество между Россией и ЮАР в рамках БРИКС и «Большой двадцатки» вносит свой вклад в создание многополярного мира и укрепляет позиции России на мировой арене. Оно также помогает сделать многополярную систему международных отношений более легитимной. БРИКС является важной промежуточной переговорной платформой между индивидуальными интересами стран и «Большой двадцаткой». Если страны-члены БРИКС выработают единую позицию по какому-либо вопросу в рамках группы, то шанс, что она будет одобрена «двадцаткой», намного выше. Новые возможности для экономического сотрудничества в рамках БРИКС создают дополнительные преимущества. В настоящее время экономические отношения между Россией и ЮАР наименее развиты по сравнению с другими двусторонними связями участниц блока, поэтому рост экономического сотрудничества между Россией и ЮАР в рамках БРИКС принесет много новых возможностей. Рост торговых и инвестиционных связей рассматривается как главная сфера укрепления сотрудничества между Россией и ЮАР.
Настоящая статья охватывает несколько аспектов отношений между Россией и ЮАР в рамках БРИКС:
- насколько важна для России роль ЮАР на Африканском континенте?
- каким Россия видит партнерство с ЮАР через призму стратегических планов относительно реформы международного регулирования экономики?
- каковы главные потенциальные оси сотрудничества между Россией и ЮАР?
Вступление ЮАР в БРИКС было ожидаемым, ведь у государства существуют независимые экономические отношения со всеми странами БРИКС. Долгую историю имеют отношения ЮАР с Индией и Китаем. Исторические связи существовали и между правящей партией ЮАР и СССР. Трехсторонняя инициатива Индии, Бразилии и ЮАР по развитию - IBSA, созданная десять лет назад, - также имеет самостоятельную ценность.
Кроме того, ЮАР - крупнейшая экономика на Африканском континенте. ВВП страны составляет треть суммарного ВВП африканских стран, расположенных к югу от Сахары. ЮАР обладает развитой инфраструктурой, одним из наиболее развитых финансовых рынков в мире, а также является лидером по институциональному развитию среди стран БРИКС (согласно Глобальному индексу конкурентоспособности за 2011 г.). Помимо этого, Африканский континент обладает крупнейшими запасами природных ресурсов. Нет сомнения в том, что остальные страны-участницы БРИКС очень заинтересованы в сотрудничестве с ЮАР. Однако если мы рассмотрим вклад ЮАР в мировой ВВП, то результат не будет таким впечатляющим. И хотя доля ЮАР в мировом ВВП удвоилась с 2002 г., она все равно составляет чуть более полпроцента. Относительный вклад ЮАР среди членов БРИКС является наименьшим.
Все еще существуют некоторые сомнения относительно целесообразности участия в БРИКС именно ЮАР. Почему не Нигерия, например, уровень развития которой почти аналогичен уровню развития ЮАР? Хотя ведущая экономическая роль ЮАР признается ее соседями, в то же время это создает некоторые разногласия относительно возможности ЮАР представлять и отстаивать интересы континента на мировой арене. Учитывая разрыв в уровне развития, ЮАР будет очень сложно эффективно отстаивать потребности менее богатых стран.
Принимая во внимание российские интересы в других африканских странах, Россия с наибольшей вероятностью будет рассматривать ЮАР в качестве надежного экономического и политического партнера, но не представителя всего континента. Таким образом, партнерство с ЮАР в рамках БРИКС не означает, что Россия будет действовать в Африке только в соответствии с позицией ЮАР.
Что касается вопроса о том, способна ли ЮАР действовать независимо или она будет стремиться исключительно к коалиционному формату, то надо признать, что ЮАР обладает возможностями действовать независимо. Она может формировать альянсы с той или иной страной на условиях партнерства для отстаивания собственных интересов.
Единственную угрозу независимости позиции ЮАР в БРИКС может составлять высокая зависимость торговых потоков ЮАР от Китая. Кроме того, некоторые эксперты полагают, что ЮАР может оставаться независимой до тех пор, пока вопрос не коснется интересов Великобритании или США. В этом случае африканская страна может либо поддержать эти страны, либо постараться предотвратить возможные негативные последствия для себя.
Политические отношения России и ЮАР имеют долгую историю. С институциональной точки зрения, обе страны не так давно перешли от недемократических централизованных режимов к более свободному обществу. Экономики обеих стран зависят от природных ископаемых.
Однако за последние два десятилетия Россия не воспользовалась возможными выгодами от сотрудничества с ЮАР. Даже сегодня у России нет торгового представительства в ЮАР, а ее доля на рынке страны относительно мала по сравнению с Китаем, Бразилией и Индией. Доля российского экспорта в ЮАР за последние двадцать лет ни разу не достигала даже 0,1%. Анализ торговых потоков между Россией и ЮАР в рамках модели мировой торговли однозначно указывает на то, что реальные торговые потоки значительно ниже потенциальных.
Репутации надежного и лояльного партнера не способствует непоследовательная и необдуманная политика России в отношении Южной Африки. Отсутствие доверительных отношений усугублялись еще и тем фактом, что исторически и экономически Россия обладает более тесными связями с другими африканскими странами. Несмотря на то, что главный партнер России по импорту это ЮАР, ее экспорт в основном зависит от торговли с Египтом и Алжиром. Тем не менее, российский бизнес мог бы развивать выгодные совместные проекты в третьих странах. Наиболее продуктивным этот вариант мог бы стать, например, в Анголе, которая попыталась взять на себя роль политического и экономического лидера в регионе. (Данные по российскому импорту из Африки и российскому экспорту в Африку представлены в графиках на стр. 26 и 27.)
Пока что основные интересы России в Африке сосредоточены в сфере энергетики (т.к. ЮАР обладает очень богатыми и разнообразными запасами полезных ископаемых, которые легко добывать). Тем не менее, по сравнению с остальными африканскими странами, ЮАР является практически единственным государством на континенте, с которым Россию связывает торговля несырьевыми товарами. Россия также придает большое значение сотрудничеству в сфере высоких технологий. Развитый сельскохозяйственный сектор ЮАР не только позволяет стране удовлетворять свой собственный спрос, но и в некоторой степени дает возможность обеспечить продовольственную безопасность России. В целом, анализ торговых потоков между ЮАР и Россией указывают на то, что, хотя структура российского экспорта в ЮАР достаточно разнообразна, Россия импортирует из страны в основном только сельскохозяйственную продукцию. Также нужно отметить, что выгодное географическое положение ЮАР и ее крупные порты, гарантирующие доступ ко всем морям, предоставляют широкие возможности для сотрудничества стран в экономической и военной сферах.
Наряду с развитием торговых связей, Россия подчеркивает и важность развития прямых иностранных инвестиций. В настоящее время существует некоторый дефицит инвестиций для проектов развития, которые могли бы финансироваться с помощью иностранных кредитов или официальных программ развития. К сожалению, потоки прямых иностранных инвестиций (несмотря на их рост) все равно достаточно ограничены.
В ситуации, когда Китай действует достаточно агрессивно, проникая на различные рынки ЮАР посредством огромных вложений в страну, ЮАР может потребоваться некоторый противовес китайскому влиянию и страна может быть заинтересована в более широком присутствии России, чтобы предотвратить «монополизацию» ее экономики Китаем. Если Россия получит какие-либо преференции в экономическом сотрудничестве с ЮАР, то это может повлиять на отношения ЮАР с другими членами БРИКС (как, например, в случае со строительством ядерных электростанций - только Россия и Китай обладают необходимыми технологиями). Однако, учитывая незначительные текущие связи России и ЮАР по сравнению с сотрудничеством ЮАР и Китая, такой выбор не приведет к радикальному изменению ситуации.
Когда представители большой части мирового населения договариваются об общей позиции, мировая элита неизбежно должна будет принять это во внимание. Население стран-участниц БРИКС составляет около 43% мирового населения, а их территория - почти 30%. Начиная с 2002 г. доля БРИКС в мировом ВВП выросла более чем в два раза, причем все пять стран внесли свой вклад в этот результат.
БРИКС также может сыграть важную роль в популяризации влияния ЮАР на континенте. Если страны-участницы БРИКС смогут вести торговлю в национальных валютах, то и другие африканские страны также могут начать рассчитываться с Россией, Бразилией, Индией и Китаем в южноафриканских рандах. Возможные последствия для американского доллара и, как результат, для мировой экономики могут быть весьма значительными. В качестве первого шага в этом направлении ВЭБ и другие банки стран-участниц БРИКС подписали соглашение о ведении своих кредитных политик в национальных валютах.
Что касается политического влияния вступления ЮАР в БРИКС, то оно было положительно воспринято четырьмя первоначальными членами, так как это способствовало подтверждению глобальной легитимности группы. Теперь, когда все развивающиеся континенты и регионы представлены в группе, БРИКС становится силой, с которой нужно будет считаться.
Все страны-участницы считают БРИКС важной промежуточной платформой для обсуждения интересов отдельных членов этой группы и интересов «Большой двадцатки». Если страны-члены БРИКС выработают единую позицию по какому-либо вопросу, то шанс, что она будет одобрена «Большой двадцаткой», намного выше, благодаря совокупному экономическому весу стран-участниц БРИКС и большей вероятности получить поддержку других развивающихся стран «двадцатки».
Хотя некоторые южноафриканские эксперты отмечают, что сотрудничество страны в рамках IBSA представляет собой «более полезную платформу», БРИКС является более важным форматом для уравновешивания существующего мирового порядка (в том числе потому, что двое из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН входят в БРИКС).
Подводя итог, можно сказать, что экономическое сотрудничество между Россией и ЮАР до настоящего времени было очень ограниченным и что Россия уделяла больше внимания политическому сотрудничеству, чем экономическим возможностям, исходящим из участия в БРИКС. Сегодня именно рост торговли и инвестиций должен рассматриваться главной сферой для укрепления сотрудничества между Россией и ЮАР. Выгода от изменения нынешней ситуации может быть очень значительной - за счет эффекта низкого старта. Такое сотрудничество наделит БРИКС большей экономической значимостью и надежностью и укрепит положение группы среди стран «Большой двадцатки».
Источники: наши выводы основываются на анализе публикаций и информации из различных СМИ, анализе данных и интервью с российскими экспертами в области науки и бизнеса.
Наталья Волчкова - сотрудник Российской экономической школы и ЦЭФИР, Москва, Россия; nvolchkova@nes.ru
Мария Рябцева - сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия
Источник: «Мосты»