Декабрь 2012, Выпуск 5
Ольга Бирюкова
Экспорт услуг играет второстепенную роль во внешнеэкономической деятельности Казахстана как результат все еще незначительного развития этой сферы экономики. Несмотря на то что доля услуг в ВВП и занятость в этом секторе составляет 50%, экспорт услуг занимает в совокупном импорте страны всего 5% (при среднемировом уровне в 20%), что отражает не только товарно-сырьевую направленность экспорта страны, но и структурные диспропорции развития третичного сектора экономики (см. график 1).
Для казахского экспорта услуг характерна слабая структурная диверсификация: на долю так называемых «традиционных видов» услуг приходится свыше 76% объема экспорта услуг, и возможности по прорыву в этой сфере экспорта, по крайней мере, в среднесрочной перспективе, не просматриваются (см. рисунок 1).
Баланс Казахстана в торговле услугами, в отличие от торговли товарами, имеет устойчивое отрицательное значение, что объясняется низким экспортным потенциалом в этой сфере при сохраняющейся потребности в импорте традиционных видов услуг и растущем спросе на прогрессивные, технические и технологически сложные услуги.
В географической структуре казахского экспорта услуг доминируют страны СНГ, тогда как в структуре импорта значительно сильнее позиции стран дальнего зарубежья. На страны СНГ в 2011 г. приходилось 35,4% внешнеторгового оборота услугами, из них на государства Евразийского экономического сообщества - 28,9%. При этом доля стран ЕврАзЭС в совокупном экспорте услуг в СНГ составила 54,6%. В разрезе стран ЕврАзЭС по объемам торгового оборота услугами лидирует Россия (70,0%). Доля государств-членов Таможенного союза во внешнеторговом обороте услугами страны за рассматриваемый период составила 20,8% (см. таблицу 1).
Такая ситуация объясняется, с одной стороны, высокой долей СНГ в суммарных доходах Казахстана по статье «поездки», что обусловлено географической близостью, культурно-исторической общностью, наличием родственных связей и т.д., а с другой стороны - ориентацией выездного туризма на дальнее зарубежье. Также казахский бизнес ориентирован на приобретение более эффективных деловых, профессиональных и технических услуг за пределами региона СНГ. В соответствии с данными официальной статистики, Казахстан практически не закупает в СНГ технологии, компьютерные и информационные услуги.
Наибольшее значение индекса международной специализации Казахстана (отношение доли вида услуг в национальном экспорте услуг к удельному весу этого вида услуг в мировом экспорте) сложилось в поездках, транспортной отрасли и финансах. Положительную динамику развития экспорта демонстрируют в последние годы такие виды услуг, как строительство, роялти и лицензионные платежи, связь, однако их доля в мировом экспорте услуг составляет менее 1 % (см. рисунок 2).
Большая часть расходов и доходов резидентов, связанных с поездками, по-прежнему приходится на Российскую Федерацию. Среди стран дальнего зарубежья в экспорте услуг, связанных с поездками, лидируют Китай, Германия и Турция.
Отметим, что высокие показатели индекса международной специализации экспорта транспортных услуг обусловлены не столько имеющимися у страны конкурентными преимуществами, сколько высокими поступлениями за трубопроводный транзит газа через территорию республики.
Для улучшения экспортного потенциала казахским поставщикам услуг необходимо расширять круг поставляемых услуг с ориентацией на их новые виды, повышать конкурентоспособность традиционных услуг, в том числе транспортных и туристических, и более активно внедряться на перспективные рынки услуг, в частности, путем создания там дочерних компаний.
В структуре международной инвестиционной позиции по отраслям экономики Казахстана положительная инвестиционная позиция Казахстана (превышение активов над обязательствами) в 2011 г. сложилась по отрасли «финансовая деятельность» (за счет резервных активов Национального банка Республики Казахстан) и «государственное управление» (за счет активов Национального фонда Казахстана). По всем остальным отраслям наблюдается отрицательная инвестиционная позиция, т.е. превышение обязательств над требованиями.
В целом наблюдается рост иностранных инвестиций в сектор услуг Казахстана - в 2011 г. валовый приток иностранных инвестиций в него составил 13468,3 млн долл. США, что в 3 раза превосходит уровень 2005 года. Однако влияние притока иностранного капитала на экономику страны определяется не только его объемами, но и структурой привлеченных средств, их местом в отечественном воспроизводственном процессе. Пока же прямые иностранные инвестиции (ПИИ), за исключением операций с недвижимым имуществом и деятельностью, связанной с профессиональными организациями, составляют в общем притоке в сферу услуг лишь небольшую долю при росте портфельных (спекулятивных) инвестиций и господстве прочих инвестиций. Так называемые прочие инвестиции в основном состоят из торговых кредитов и имеют лишь косвенное отношение к накоплению капитала, и потому в их случае правильнее говорить о кредитовании, а не об инвестировании в экономику.
С точки зрения географии инвесторов, вкладывающих в сферу услуг Казахстана, характерна важная особенность - относительно узкий круг зарубежных государств-инвесторов c устойчиво возрастающей ролью Китая, в первую очередь, в инфраструктурных секторах. Так, на Китай приходится около 65% всех прямых иностранных инвестиций в транспорт и связь.
Доля китайских инвестиций в финансовую отрасль Казахстана несколько скромнее - 12%, но в этой отрасли Китай уступает только Великобритании (более 40%), значительно опережая такие страны, как Нидерланды (6,5%), США (4,2%) и Россию (3,9%). И если лидерство Великобритании в списке инвесторов частично объясняется использованием оффшорных схем казахским бизнесом, который осуществляет реимпорт ранее выведенных активов, то присутствие Китая говорит о готовности китайских компаний участвовать в слияниях и поглощениях, а также стратегическом управлении казахских компаний.
Отметим, что те эксперты, которые зачастую выступают с заявлениями о рисках, связанных с присоединением Казахстана к ВТО, нередко игнорируют возросшую активную экспансию китайских компаний, которые значительным образом способны потеснить местный бизнес в ряде секторов услуг и без проведения многосторонней либерализации.
В части экспорта капитала в сферу услуг дело обстоит пока существенно скромнее. Если не принимать во внимание несанкционированные утечки, эти операции применяются казахским бизнесом в основном с целью создания зарубежных маркетинговых сетей, доступа к передовым технологиям, в том числе через поглощения или альянсы с конкурентами.
Предстоящее присоединение Казахстана к ВТО делает особенно актуальными шаги, направленные на усиление позиций страны в международной торговле услугами. Представляется очевидным, что Казахстану необходима общенациональная программа первоочередных мер в области совершенствования регулирования и содействия развитию экспорта услуг, импорта интеллектуальных услуг и коммерческого присутствия в ряде отраслей услуг. Проведение этой программы, учитывающей планы и приоритеты частного бизнеса, является необходимым условием постепенного преодоления сырьевой специализации Казахстана, выхода страны на лидирующие позиции в торговле услугами региона Центральной Азии и Прикаспия.
Бирюкова Ольга Владимировна - к.э.н., научный сотрудник Института торговой политики, старший преподаватель кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»