Выпуск 4 - июнь 2014

БРИКС в Африке: вопросы торговли и устойчивого развития

Александра Архангельская

Появление новых  держав – центров силы из группы развивающихся стран на мировой сцене и их возрастающее взаимодействие с Африканским континентом четко демонстрируют переосмысление векторов международного сотрудничества.

Подъем Китая и Индии в качестве сильных мировых экономических держав привел к быстрому и значительному изменению международных отношений и серьезному перераспределению баланса силы в пользу Востока. За этими восточными странами следует Россия, развитие которой стимулировалось продолжающимся сырьевым бумом, и Бразилия, которая пожинает плоды прагматической экономической реформы. В целом страны БРИКС стали неотъемлемым компонентом стратегий инвестиционного роста и расширения практически всех серьезных западных транснациональных компаний. Южная Африка – экономический двигатель континента – углубила экономическое сотрудничество с Китаем, Индией и Бразилией, а также расширила экономическое взаимодействие с остальным континентом. Появление этих новых «южных держав» на мировой сцене и их возрастающее взаимодействие с Африканским континентом четко демонстрируют, что отношения Север – Юг постепенно вытесняются сотрудничеством Юг – Восток и даже Африка – Юго-восток, что влечет важные последствия для развития Африки. Особое внимание в такой эволюции уделяется вопросам торговли и устойчивого развития, представляющим большую важность для Африки, которую можно рассматривать в качестве существенного плацдарма для практической реализации сотрудничества в этих двух сферах в рамках БРИКС.

Торговля между БРИКС и Африкой

Повышение политической и экономической значимости новых развивающихся держав совпало с главными политическими и экономическими успехами, достигнутыми в большинстве стран Африки к югу от Сахары на фоне продолжающегося открытия рынков для международной конкуренции и устремившихся на континент потоков частного капитала. Вдохновленные главным образом беспрецедентным «набегом» Китая на Африканский континент, остальные страны БРИКС также устремили свои взоры на Африку как на значимый компонент будущего роста, который в значительной степени связан с наличием на континенте практически неосвоенных рынков и большого объема природных богатств.

Успех БРИКС и других развивающихся экономик (Чили, Гонконга, Китая, Малайзии, Сингапура, Южной Кореи, Тайваня и Таиланда) за последние полвека наглядно продемонстрировал, что торговля может быть важным стимулятором роста. Торговый ответ Африки был значительным: торговля с БРИКС выросла быстрее, чем с любым другим регионом мира, увеличившись вдвое с 2007 г. до 340 млрд долл. США в 2012 г. с прогнозом роста до 500 млрд долл. США к 2015 году. Причем 60% от этой суммы должна составлять торговля с Китаем. Страны БРИКС также становятся значимыми инвесторами в Африку, особенно в сфере производства и торговли услугами. Что касается прямых иностранных инвестиций, то страны БРИКС усилили свое присутствие на континенте по сравнению с традиционными партнерами, такими как США и Европа. Например, в 2010 г. доля БРИКС в прямых иностранных инвестициях в складские запасы и в притоке прямых иностранных инвестиций в Африку достигла 14% и 25% соответственно. Доля БРИКС в общей стоимости создаваемых с нуля проектах в Африке достигла 25% в 2012 г. по сравнению с 19% в 2003 году. Торговля между БРИКС и Африкой выросла до 340 млрд долл. США в 2012 г. – в 10 раз по сравнению с уровнем 2002 года. В настоящее время объем торговли стран БРИКС с Африкой выше, чем объем торговли между членами группы.

Африка должна принять во внимание несколько рисков, существующих в торговле с БРИКС. Во-первых, рост национального продукта, обусловленный увеличением торговли, может иметь небольшое влияние на занятость и развитие. Это особенно проявляется, когда большая часть торговли приходится на сырьевые товары, а остальные секторы торговли практически не охвачены, а также когда большая часть доходов с экспорта идет иностранным компаниям. Причем последнее не только направляет экономику по неверному пути, но и усиливает внутренние и внешние двойственности и неравенство. Во-вторых, развитие Китая и остальных стран БРИКС предполагает, что Африка может также столкнуться с трудностями доступа к экспорту в несырьевых секторах. Однако по мере зачастую неравномерного роста зарплат в Китае новые возможности могут открыться и для Африканских стран.

Устойчивое развитие

Члены БРИКС позиционируют себя в качестве стран, приверженных динамичному, устойчивому и сбалансированному росту глобальной экономики, подкрепленному сильным сотрудничеством в области экономики, финансов и торговли. Они придерживаются мнения, что такой рост должен поддерживать глобальное развитие, позволяя мировой экономике не только восстанавливаться до прежнего состояния, но и развиваться для процветания во всем мире. Этот подход поможет преодолеть бедность, неравенство и проблемы развития в странах с формирующимися экономиками и на периферии развитого мира. Это делает видение БРИКС эволюционным, так как объединение призывает уделять внимание не только просто восстановлению экономического роста, а и наполненному смыслом и равновесному развитию – состоянию, которого действующая мировая экономическая система не смогла достигнуть веками.

Страны БРИКС стараются сфокусировать переговоры, ориентируясь на достижения в реализации повестки дня ООН в области развития, достигнутые с 1960-х гг. и нашедшие свое отражение после 2000 г. в Целях развития тысячелетия и результатах устойчивого развития. Уже представлены конкретные предложения относительно того, как усилия, направленные на укрепление международного экономического сотрудничества, могут помочь принять серьезные действия по достижению сформулированных в Декларации тысячелетия целей, в частности, в области развития и по адаптации к изменению климата, защите окружающей среды и расширению использования возобновляемых источников энергии. Очень часто страны БРИКС привлекают внимание к вопросам бедности,  здоровья населения, развития молодежи, гендерного равенства, достойной трудовой и социальной безопасности как критическим индикаторам эффективности глобальных экономических реформ.

В то время пока Европа и Северная Америка остаются политически парализованными в вопросах экологии в погоне за технологиями «зеленого» роста и возобновляемой энергии, значимые и видимые обязательства, взятые рядом стран БРИКС, дают основания ожидать многого от этих государств с формирующейся экономикой. Так, Индия, Китай и Южная Африка приняли обязательства относительно снижения уровня выбросов углекислого газа, а Южная Африка – еще и о долгосрочном планировании, которое во многих аспектах отвечает экологическим нормам. Китай стал глобальным лидером в области инвестиций в возобновляемые источники энергии, тогда как Индия показывает самые высокие темпы роста. Однако проблема состоит в том, что эти страны также стали основными источниками недавнего увеличения выбросов углекислого газа. Поэтому простого ответа на вопрос о том, как страны БРИКС повлияли на экологическую трансформацию, пока не существует.

Тем временем, хороший пример, демонстрирующий, что страны БРИКС сыграли ведущую роль не только в переговорах по устойчивому развитию, но и в предоставлении финансовой поддержки, можно увидеть на примере Программы ООН по окружающей среде. На фоне экономической рецессии развитые страны с неохотой встретили предложение выделить финансовую помощь, и единственными государствами, которые объявили о пожертвовании конкретной суммы на поддержку программы устойчивого развития во время встречи в Рио-де-Жанейро в июне 2012 г., стали Китай и Бразилия. Как ожидается, пожертвование в размере 6 млн долл. США от китайского правительства будет разделено на три части и направлено в Трастовый фонд программы для проектов и мероприятий, которые помогают развивающимся странам повышать свой потенциал в области экологического менеджмента и устойчивого развития. Правительство Бразилии также должно выделить еще 6 млн долл. США. Китай объявил, что страна предоставит дополнительные 31 млн долл. США на 3-летний проект помощи в борьбе с изменением климата наименее развитым странам, главным образом Африканского континента.

Выводы и рекомендации

Страны БРИКС становятся не только более значимыми на мировой, в том числе африканской экономической арене. Их экономическая, политическая и стратегическая позиция по глобальным вопросам является демонстрацией потенциала сотрудничества Юг – Юг. БРИКС показывает, что развитие возможно даже когда исходные условия кажутся неблагоприятными. Торговля может быть важным стимулятором экономического роста, и сильная реакция Африки отражает растущие торговые связи, которые страны континента смогли с трудом наладить с БРИКС за последние годы.

Расширение сотрудничества между Африкой и БРИКС вновь привлекло внимание традиционных западных торговых партнеров, которые боятся отдать свои давние стратегические и экономические интересы в Африке новым восходящим южным державам.

С другой стороны, многие африканцы опасаются долгосрочных последствий сотрудничества БРИКС и Африки в развитии Африканского континента и того, не станут ли отношения с новыми партнерами такими же неравноправными, как и отношения между Африкой и Западом. Также существует подозрение относительно того, почему в «Большую двадцатку» от Африки вошла только ЮАР, тогда как другие, не менее важные страны, такие как Нигерия, Эфиопия и Египет, не были приглашены к участию в альянсе.

БРИКС может улучшить финансирование инфраструктуры стран Африки. Финансирование обычно доступно для проектов, реализуемых в какой-либо отдельной стране, а не для проектов, которые осуществляются между несколькими странами, как, например, создание межрегиональной инфраструктуры. Прессой широко освещается снижение темпов развития экономик стран-членов БРИКС в посткризисный период, а также их коллективных торговых отношений с Африкой. Для того чтобы финансирование было направлено на устойчивое развитие, необходимо, чтобы оно выделялось на разработку долгосрочных стратегий развития Африки на период 10-20 лет. Финансирование, однако, должно играть не первостепенную, а второстепенную роль.

Александра Архангельская, кандидат исторических наук – научный сотрудник Института Африки РАН, исполнительный секретарь Форума Диалога Россия – ЮАР, член НКИ БРИКС

1)      Africa – BRICS cooperation: Implications for growth, employment and structural transformation in Africa. Экономическая комиссия для Африки, 2013 г. Addis Ababa, Ethiopia, www.uneca.org.
2)      Mthuli Ncube. Africa and the BRICS: a Win-Win Partnership? Африканский банк развития, 2013 г. http://bit.ly/UOyVlr.
3)      BRICS-Africa trade update. Standard Bank Group, 2013 г.
4)      BRICS and the green transformation - will mutual learning help achieve sustainability? 20 марта 2014 г. http://bit.ly/1kPPHW9.
5)      Lan Lan and Jiao Xiaoli. BRICS 'play leading role in sustainable development’, 2012, http://bit.ly/SVw4oN.
6)      Vladimir Shubin, Alexandra Arkhangelskaya. Russia’s Africa Policy. SAIIA Occasional Paper No 157, September 2013.

Источник: «Мосты»

«Back