Выпуск 4 - июнь 2014

Китай создает новую архитектуру мировой экономики

Ольга Кирилюк

В 2013 г. ВВП Китая достиг 7,7%, продемонстрировав достаточно стремительные темпы роста.[1] Согласно данным Всемирного банка, индекс потребительских цен сохранился на уровне 2,6%. В городах было создано более 13 млн новых рабочих мест, что значительно больше, чем в предыдущие годы.[2] В то же время рост чистых доходов городских и сельских жителей достиг отметок в 7% и 9,3% соответственно. С каждым годом Китай становится все более интегрированным в глобальные экономические процессы, и вряд ли сегодня в мире найдется страна, способная соперничать с таким экономическим тяжеловесом. Даже США больше не могут эффективно противостоять развивающейся невероятно быстрыми темпами экономике Китая.

Опыт экономических реформ

Согласно прогнозам Всемирного банка, ВВП Китая превысит ВВП США не позднее 2019 г., а возможно уже и в этом году. Но даже не увеличение ВВП является главным показателем роста китайской экономики. КНР невероятно быстрыми темпами развивает сферу технологий и значительно опережает США по количеству зарегистрированных патентов. Активно разрабатывается сфера альтернативной энергетики. Товары, произведенные в Поднебесной, фактически заполнили мировой рынок: по данным Национального бюро статистики Китая, общий объем китайского экспорта в 2013 г. превысил 2 млрд долл. США, а прямые иностранные инвестиции китайских предприятий составили более 90 млрд долл. США. Все показатели экономического роста Китая за последние несколько лет свидетельствуют об устойчивости китайской экономики и ее способности противостоять различным негативным факторам и кризисам.

В декабре текущего года исполнится 13 лет с момента вступления Китая в ВТО. Членство в этой организации стало огромным шагом вперед и значительно способствовало структурному реформированию китайской экономики, ее открытости и интеграции в мировую экономическую систему. Постепенно Китай привел свою торговую политику в соответствие с правилами ВТО, при этом особое внимание было уделено налаживанию взаимоотношений между правительством и частным сектором. В частности, правительство сократило количество разрешительных процедур и провело финансовую реформу.

Облегчение условий доступа на рынок значительно повысило активность частных инвесторов, однако Китаю пришлось отказаться от протекционистских мер. После обретения членства в ВТО стремительно начали повышаться все ключевые показатели экономического роста страны. Кроме того, Китай получил гарантии неприменения к своим товарам дискриминационных мер со стороны торговых партнеров. Обязательства Китая перед ВТО способствовали повышению конкуренции и, как следствие, улучшению качества производимых товаров и услуг, а также снижению их себестоимости.

Серьезные усилия были предприняты также в контексте реформирования внутренней структуры экономики путем использования огромного рыночного потенциала и поддержки слабых отраслей и секторов, которые нуждаются в развитии. Отдельное внимание было уделено сфере услуг. Так, в прошлом году доля услуг в структуре ВВП Китая достигла 46,1%, впервые превысив долю промышленного сектора. В то же время энергоемкость ВВП сократилась до 3,7% по сравнению с предыдущим годом. Успех экономических реформ, проведенных Китаем, заключается в том, что все предпринятые меры были рассчитаны на долгосрочную перспективу и нацелены на устойчивое развитие.

Реформирование экономики сопровождалось пересмотром всей законодательной базы и приведением ее в соответствие с требованиями рыночной экономики для обеспечения максимальной юридической защиты национальных производителей и потребителей. После вступления в ВТО Китай усилил нормотворчество в сфере финансового рынка, банковской деятельности, страхования, конкуренции и монополий, занятости населения и антикризисного регулирования. В августе 2008 г. Китай принял Закон «О стимулировании цикличного развития», который продвигает идею соединения системной экономии ресурсов и защиты окружающей среды с экономическим развитием и прогрессом общества.

Инновационные подходы и новый опыт макроэкономического регулирования способствуют устойчивости китайской экономики на мировом рынке. Фактически Китай становится законодателем моды в сфере международных экономических отношений.

Китай vs. США: секрет построения экономики

Успех китайской экономики объясняется ее ориентированностью на реформы и инновации, которые необходимы для реструктуризации мировой экономики в целом. Для более глубокого понимания причин, которые помогают Китаю занять место мирового экономического лидера, необходимо провести параллель с ошибками, допущенными США, вследствие которых последние постепенно уступают свои позиции. Так, американская экономика построена на чрезмерно лояльном отношении к потребителю и высокой степени риска при совершении любых кредитно-денежных операций и сделок с ценными бумагами. Китайский же потребитель, напротив, гораздо более бережлив, не привык к излишним тратам и совершенно не избалован правительством.

Разницу в построении экономической системы этих двух стран можно легко объяснить, если обратить внимание на культурную среду. Американская модель индивидуалистична по своей сути и не приемлет правительственного вмешательства вне четко очерченных рамок. Для китайцев же в первую очередь важно чувство коллективизма и уважение к решениям законно избранной власти. Американцы воспринимают правительство как источник проблем, а бизнесмены идут на порой огромный риск, избегая государственного вмешательства. Однако китайцы относятся к помощи властей как к возможности значительно ускорить решение многих проблем и поэтому легко идут на сотрудничество с государственными органами. Китайская бюрократия является частью рыночной экономики, поскольку значительно облегчает деятельность предпринимателей.

Незаконная выручка, полученная вследствие продажи поддельных медицинских препаратов или некачественных товаров, может значительно повредить достаточно большому количеству потребителей, но никак не отразится на функционировании всей экономики Китая. В свою очередь, американские предприниматели, проворачивая абсолютно законные сделки на большие суммы, могут подорвать при этом всю рыночную экономику страны из-за слишком большого риска.

Китайское правительство способно быть куда более эффективным при формировании экономической политики, поскольку ему не надо заботиться о своем рейтинге на очередных выборах, раздавая при этом красивые, но нежизнеспособные обещания об экономических реформах. Кроме того, в то время как США объявили войну с терроризмом, увеличивающую государственные расходы, Китай налаживает сотрудничество с иностранными партнерами на взаимовыгодных условиях и тем самым расширяет сферу своего политического и экономического влияния во всем мире.

В последнее время КНР активно инвестирует в различные заграничные проекты, получая не только прибыль, но и контроль над основными минеральными и энергетическими ресурсами в разных странах мира. Китайские инвестиции приветствуют и страны-реципиенты, которые таким образом получают недостающий человеческий и финансовый капитал, новейшие технологии и ноу-хау. В частности, Китай активно осваивает богатые природными ресурсами страны Африки, Средней Азии и Латинской Америки. Китай также заинтересован в программах по развитию альтернативной энергетики в Крыму. Определенные договоренности о привлечении китайских инвестиций в Украину были достигнуты еще в декабре прошлого года. В нынешних условиях Пекин ведет переговоры об инвестировании в АРК уже с официальной Москвой.

На сегодняшний день модель экономического развития, применяемая США, уже устарела и не может адекватно использоваться развивающимися странами для быстрого экономического роста. Этим государствам нужны свежие идеи, подкрепленные успешным опытом их реализации. Именно это и предлагает им Китай, который не только сам достиг высоких показателей, но и готов делиться своими стратегиями и технологиями, при этом используя не экспансионистскую политику, а предлагая равноправное и взаимовыгодное партнерство.

Еще одна инициатива, направленная на преодоление гегемонии США на мировом рынке, заключается в предоставлении юаню статуса универсальной денежной единицы оплаты за природный газ в двусторонних расчетах между Россией и Китаем. Кроме того, российский «Газпром» рассматривает возможность размещения облигаций в юанях, которые уже котируются на рынках Гонконга, Сингапура, Лондона и с недавних пор Франкфурта. Очень скоро китайский юань может превратиться в глобальную резервную валюту, даже до того, как он станет полностью конвертируемым.

Китай избрал прагматичный подход к реформированию своей экономики. Руководство страны сумело совместить стабильность и динамичность роста. Любые реформы несут в себе риск провала, однако КНР удалось его избежать. Предоставляя большую свободу частному предпринимательству, правительство Китая одновременно поддерживало и трансформировало ключевые отрасли и предприятия, которые находились преимущественно в государственной собственности. Имея перед глазами пример развитых стран, Китай очень скрупулезно отнесся к реформированию своего экономического устройства, при этом всячески избегая инициатив с высокой степенью риска. То расстояние, которое страны с рыночной экономикой преодолевали десятилетиями, чтобы достичь сегодняшних макроэкономических показателей, Китаю удалось пройти всего за несколько лет, пережив при этом значительно меньше потерь.

Роль Китая в БРИКС

Динамичный рост Китая в посткризисный период стимулировал восстановление глобальной экономики в целом. Именно быстрые темпы развития страны в последние два десятилетия способствовали возникновению многополярности на мировом экономическом рынке, где традиционно монополия на установление правил принадлежала странам «Большой восьмерки». Сегодня Китай значительно переосмыслил свою роль в мировой экономике и в большей степени ориентирован на расширение партнерских отношений со странами, которые не являются его ближайшими соседями. Ярким свидетельством тому является сотрудничество Китая с Бразилией, Россией, Индией и Южно-Африканской Республикой в рамках БРИКС. Поднебесная как никогда заинтересована в налаживании отношений с развивающимися экономиками и создании нового мирового экономического порядка. Кризис 2008 г. значительно ослабил силы ключевых игроков мировой экономики, тем самым создав благоприятные условия для развивающихся стран, которые получили шанс не только заявить о себе, но и активно включиться в мировой экономический поток. Китай и Индия по праву считаются двигателями мирового экономического роста. Сотрудничество со странами-членами БРИКС дает Поднебесной довольно высокие шансы для противостояния развитым странам, что было бы гораздо сложнее сделать в одиночку.

Китай является самым сильным звеном в структуре БРИКС, а также наделен наибольшим влиянием при формировании экономической и финансовой политики этого объединения. КНР прикладывает много усилий для того, чтобы партнерство пяти стран в рамках БРИКС приобретало реальные очертания и давало видимые результаты. Значительно возросла доля торговли между странами-членами БРИКС. Увеличение ВВП Китая позитивно сказывается на экономическом росте не только в своем регионе, но и в субрегионах его партнеров по БРИКС. Страны БРИКС объединяет их заинтересованность в сотрудничестве с Китаем, который выступает связующим звеном, в то время как торговые отношения четырех стран между собой (без участия Китая) продолжают оставаться на довольно низком уровне. Китай получает от своих партнеров в основном природные ресурсы, взамен экспортируя уже готовую продукцию. Отношения Китая с Россией строятся по принципу совместного противостояния экономическому господству Запада.

Объединение, которое изначально было сформировано достаточно искусственным способом, демонстрирует успешный пример сотрудничества. Кроме того, страны БРИКС способны создать эффективную, альтернативную прозападной макроэкономическую модель развития мира в 21-м веке.

Взгляд в будущее

Несмотря на быстрый экономический рост, Китай совершенно не стремится избавляться от своего статуса развивающейся страны. Фактически все свои союзы с развивающимися странами Китай пытается противопоставить блоку развитых государств и тем самым продемонстрировать возрастающую роль формирующихся экономик в современных реалиях. Китай избрал довольно сильную и продуманную стратегию: он не выступает самостоятельно против существующего мирового экономического устройства и своего главного конкурента США, а наращивает потенциал путем налаживания отношений с группой развивающихся стран и претендует на роль их активного защитника.

В течение довольно длительного времени мировая экономика выстраивалась по прозападной модели, однако на сегодняшний день сложились все предпосылки для того, чтобы международная экономическая, политическая и финансовая системы переориентировались на азиатские ценности. Возможно, мировая экономика действительно нуждается в качественно новых стимулах роста и преодоления кризисов, которые основаны на стимулировании инноваций, увеличении внутреннего потребления, развитии нетрадиционных рынков, повышении прибыльности государственных предприятий и банков и отказе от изживших себя международных институций, работающих по западному образцу. Как бы ни развивалась в дальнейшем мировая экономика, одно совершенно очевидно уже сейчас: Китай действительно стал очень важным игроком в международных отношениях, с решениями и действиями которого невозможно не считаться.

Ольга Кирилюк, эксперт Украинской ассоциации международного права, аспирантка кафедры международного права Института международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко


[1] Trading Economics, China GDP Annual Growth Rate.

[2] China Economic Watch, “The “New Normal”: Employment Not Output in China”, 9 июня 2014 г.

Источник: «Мосты»

«Back