Выпуск 4 - июнь 2014
Борис Хейфец
Страны БРИКС, в которых проживает 43% населения планеты, потенциально представляют собой самый емкий в мире рынок. Согласно прогнозу ОЭСР, к 2060 г. на долю Китая и Индии будет приходиться 46% мирового ВВП, что превысит суммарный процент США, ЕС и Японии. Ожидается также, что уже к 2016 г. Китай превзойдет США по объему ВВП.[1] Планы по институционализации БРИКС потребуют усиления взаимодействия между его участниками, одним из самых перспективных направлений которого может стать инвестиционное сотрудничество.
Для углубления инвестиционного взаимодействия между странами БРИКС необходимо предпринять конкретные меры. Одной из них может стать разработка Дорожной карты инвестиционного сотрудничества на перспективу до 2020-2030 гг. (Дорожная карта БРИКС), которая может стимулировать активизацию других форм внешнеэкономического взаимодействия, прежде всего внешней торговли и промышленного и научно-технологического сотрудничества.
Целями Дорожной карты БРИКС должны стать:
- определение приоритетных областей для инвестиционного сотрудничества;
- создание системы взаимных приоритетов и стимулов для реализации взаимных инвестиций и ликвидация существующих барьеров в этой области;
- координация действий и объединение усилий во взаимном инвестиционном сотрудничестве, расширение числа совместных двусторонних проектов и начало реализации многосторонних инвестиционных проектов;
- дополнение инвестиционного сотрудничества промышленной и научно-технологической кооперацией и другими формами и направлениями взаимодействия;
- открытие «окон возможностей» для межгосударственных инвестиций предприятиям малого и среднего бизнеса, которые необходимо активней привлекать к реализации крупных взаимных проектов;
- расширение координации усилий при реализации инвестиционных проектов в третьих странах; а также
- создание институциональных предпосылок для инвестиционного сотрудничества.
Рассмотрим некоторые из этих направлений подробнее.
1. Приоритетные области инвестиционного сотрудничества
Среди приоритетных областей инвестиционного сотрудничества должны быть как традиционные области, так и новые производства, способствующие модернизации экономик стран БРИКС и отвечающие новым вызовам технологического развития. Такими новыми направлениями производства могут стать: добыча углеводородов – нефти, газа и угля – их транспортировка и переработка; электроэнергетика, а также атомная и альтернативная энергетика; производство химических продуктов для сельского хозяйства; автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, судостроение, авиационная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение; фармацевтическая промышленность, производство медицинского оборудования; отрасли, связанные с использованием космического пространства; оборонная промышленность; сельское хозяйство, производство морепродуктов, пищевая промышленность; инфраструктура грузовых и пассажирских перевозок; туристические и рекреационные объекты и некоторые другие.
Список приоритетных направлений может быть расширен в свете новых договоренностей, а также детализирован в конкретных двусторонних программах инвестиционного сотрудничества. Однако главным содержанием таких программ должны стать конкретные проекты для реализации совместных инвестиций. Если такие проекты будут эффективны, то они найдут своих инвесторов.
2. Стимулирование взаимных инвестиций
Стимулирование инвестиций между странами БРИКС может осуществляться как в рамках общего подхода по созданию условий для привлечения иностранных инвестиций, так и путем принятия дополнительных мер в каждом конкретном проекте сотрудничества, в частности, за счет предоставления льгот и селективного создания специальных условий для ведения бизнеса.
Стратегией преодоления существующего протекционизма должны стать обменно-компенсационные соглашения, которые уже использовались в инвестиционном сотрудничестве стран БРИКС и представляют собой обмен активами или другими компенсирующими факторами или льготами.
При продуманной стратегии, взаимодействие в нефтегазовой отрасли может дать отличные возможности для стимулирования инвестиций в Россию. Особое значение придается решению России начать выдачу лицензий на разработку шельфовых месторождений зарубежным корпорациям. Одним из недавних примеров кооперации в нефтегазовой области является подписание в рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума меморандума по сотрудничеству между ОАО «Ростнефть» и индийской компанией ONGC Videsh Ltd. на арктическом шельфе России. Стороны договорились о совместной деятельности в области геологических изысканий, поисково-разведочных работ и добычи углеводородов на континентальном шельфе России. Они совместно проработают возможность сотрудничества по проекту в форме консорциума во главе с «Роснефтью» и с привлечением других партнеров.
Кроме того, одной из сфер, где страны БРИКС могут предоставить друг другу определенные льготы, является трудовая миграция, которая может быть вкладом «экспортирующей» мигрантов страны в совместные проекты. Эти льготы должны иметь адресный характер, распространяясь на определенные сферы (например, сельское хозяйство, обработка древесины и легкая промышленность) и территории (Сибирь и Дальний Восток).
3. Координация инвестиционной политики
Реализация этой цели Дорожной карты БРИКС может осуществляться в рамках обменно-компенсационных схем, целенаправленного стимулирования инвестиций в территориальном и отраслевом разрезе. В этом плане хорошо зарекомендовали себя специальные экономические зоны (СЭЗ).
Пока нет многосторонних мегапроектов стран БРИКС, которые предполагали бы более высокий уровень координации инвестиционной политики. Одним из таких проектов может стать прокладка подводного интернет-кабеля, который должен связать страны БРИКС и США. Стоимость проекта оценивается в 1,5 млрд долл. США. Общая протяженность кабельной системы с двумя волокнами по трассе Владивосток – Шаньтоу – Сингапур – Ченнаи – Маврикий – Кейптаун – Форталеза – Майами составит более 34 тыс. км, а пропускная способность – 12,8 Тбит/с. Другим проектом может стать использование на территории стран БРИКС российской спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Продвижение технологий на базе ГЛОНАСС представляет политический и экономический интерес, а также открывает новые перспективы развития в гражданском и военном секторах. Заинтересованность в таком сотрудничестве уже высказала Индия. Еще один масштабный проект может быть сформирован в целях совместного использования в хозяйственных целях космического пространства (на базе строящегося космодрома «Восточный»).
В некоторых многосторонних проектах могут принять участие и третьи страны. Например, в проекте по прокладке подводного интернет-кабеля хотят участвовать Google и некоторые другие высокотехнологичные западные компании, а в реализации сельскохозяйственных проектов по производству экологически чистого продовольствия заинтересована Япония.
4. Научно-технологическое сотрудничество
Особых усилий требует инвестиционное сотрудничество в технологически передовых отраслях. Одним из возможных вариантов взаимодействия в этом направлении является стратегия «технологии в обмен на рынок». Примером размена рынка на технологии является режим промышленной сборки, благодаря которому, например, была создана современная автомобильная промышленность в Китае и России. Режим промышленной сборки предполагает, что в обмен на льготы по таможенным пошлинам, прежде всего на ввозимые узлы и детали и локализацию производства отдельных компонентов, страна-инвестор организует сборочное производство и получает доступ на рынок принимающей инвестиции страны. Элементы такой схемы при взаимном согласии могут быть применены в сотрудничестве между странами БРИКС в таких отраслях, как производство грузовых автомобилей, автобусов, сельскохозяйственной техники, фармацевтическая промышленность, электроника и приборостроение.
Китай и Россия намерены продвигать технологическое сотрудничество путем реализации крупных совместных проектов в гражданском авиастроении, космонавтике, в других высокотехнологичных областях, а также по линии технопарков, индустриальных кластеров, особых экономических зон на территории обеих стран, которые, в результате, приведут к совместному выходу на рынки третьих стран.[2]
Дополнительные возможности для инновационного развития стран БРИКС дает военно-техническое сотрудничество, где использование креативных обменно-компенсационных схем и создание совместных предприятий позволяет стимулировать обмен передовыми технологиями. Важным направлением также может стать сотрудничество России и отдельных стран БРИКС в создании системы центров послепродажного сервисного обслуживания импортируемых машин и оборудования.
5. Инвестиционная политика в отношении третьих стран
Координация политики в отношении инвестиций в третьи страны может способствовать удешевлению проектов, усилению инвестиционного потенциала партнеров и завоеванию новых рынков за счет реализации совместных проектов и многосторонней государственной поддержки. Например, бразильские ТНК имеют хорошие позиции в некоторых странах Латинской Америки и Африки, индийские компании – в Азии, а Россия – в странах СНГ, прежде всего в странах Евразийского экономического союза.
Возможности в отношении частных компаний ограничены, однако в странах БРИКС важную роль играют контролируемые государством госкорпорации и национальные ТНК, такие как российские «Газпром», «Роснефть» и РАО «ЕЭС». Эти компании вполне могут руководствоваться договоренностями о координации инвестиционной политики. Такое взаимодействие может осуществляться и частными компаниями в рамках многосторонних и двусторонних деловых советов, в которых участвуют бизнесмены из стран БРИКС (Деловой клуб АТЭС, Деловой Совет России и ЮАР).
6. Индивидуальная работа с крупными компаниями
Актуальной задачей остается и индивидуальная работа государственных структур стран БРИКС с иностранными компаниями. В России она осуществляется в Консультативном совете по иностранным инвестициям (КСИИ), объединяющем 48 крупнейших глобальных компаний, многие из которых давно работают в России. Совокупный объем их российских инвестиций превышает 100 млрд долл. США.
КСИИ стремится обеспечить сопровождение конкретных бизнес-проектов, а также серьезно усилил в последние годы свою экспертную работу, включая текущий анализ делового и инвестиционного климата, правоприменительной практики и административных процедур. Однако в КСИИ практически нет компаний из стран БРИКС, хотя многие из них стали играть существенную роль в мировой экономике. Поэтому некоторые крупные компании из стран БРИКС следует пригласить в КСИИ, чтобы они смогли принять активное участие в обсуждении вопросов, волнующих иностранных инвесторов в России.
В заключение следует отметить, что страны БРИКС имеют хороший потенциал для инвестиционного взаимодействия и заинтересованы в углублении сотрудничества в этой сфере, однако успех здесь будет зависеть от принятия конкретных действий как на межгосударственном, так и на национальном уровнях. Разработка Дорожной карты инвестиционного сотрудничества БРИКС стала бы важным шагом в этом направлении.
Борис Хейфец, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник ИЭ РАН
[1] Looking to 2060: A Global Vision of Long-term Growth // OECD Economic Policy Papers. 2012. N 3. P. 22, 23.
[2] Путин В.В. Россия и Китай: новые горизонты сотрудничества (http://bit.ly/1lHbUWF).
Источник: «Мосты»