Октябрь 2012, Выпуск 4
Проблемы, связанные с энергетикой, привлекают пристальное внимание мирового сообщества ввиду их огромного влияния на экономическое развитие, социальные вопросы, состояние окружающей среды. Эта тема стала все чаще звучать и в ВТО.
Возрастание интереса к энергетике во Всемирной торговой организации вызвано рядом факторов. Прежде всего, в последнее время к этой организации присоединились несколько стран, которые являются крупными игроками мирового рынка энергоносителей (Саудовская Аравия - 2005, Украина - 2008, Россия - 2012), ведут переговоры по присоединению Казахстан, Иран, Ирак, Ливия и Алжир. Кроме того, стали обостряться конфликты, связанные с ростом потребности в энергоносителях, ужесточением конкуренции в энергетике, практикой ограничения экспорта и обеспечением энергетической безопасности. Во многих странах происходит снижение роли государства в энергетической сфере и повышение роли частных компаний, в том числе международных. Все это увеличивает потребность в упорядочении правил мировой торговли, связанных с энергетикой.
И, конечно, важным фактором является осознание мировым сообществом угрожающих масштабов деградации глобальной окружающей среды и изменения климата. Для решения этих проблем, в частности, переходу к возобновляемым источникам энергии и повышению энергоэффективности, нужны срочные меры с использованием различных инструментов, в том числе торговых. Новые вызовы для международной торговой системы связаны и с развитием таких новых видов энергии, как биотопливо.
Хотя в ВТО нет специального соглашения по энергетике, к энергетическим товарам и услугам применяются такие же нормы ВТО, как и к другим товарам и услугам, в том числе принципы недискриминации, доступа на рынок и положения таких базовых соглашений ВТО, как Генеральное соглашение по тарифам и торговле, Генеральное соглашение по торговле услугами, Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Спорные случаи, связанные с торговлей энергией, равно как и с торговлей в других секторах, могут быть рассмотрены в Органе ВТО по разрешению споров. Так, один из первых споров ВТО был связан с иском Венесуэлы и Бразилии, которые пострадали от введения новых технических норм в США и последующего снижения экспорта бензина в эту страну (United States - Standards for Reformulated and Conventional Gasoline, DS2). Кроме того, по энергетическим вопросам в последнее время наблюдался ряд новых конфликтов, в которых стороны апеллировали к правилам ВТО: иск Японии против Канады по мерам стимулирования развития возобновляемой энергии (Canada - Certain Measures Affecting the Renewable Energy Generation Sector, DS412), США против Китая по мерам поддержки ветровой энергетики (China - Measures concerning wind power equipment, DS419).
Вопросы, связанные с энергетикой, обсуждаются и на переговорах раунда Доха. Так, эта тема звучит в обсуждениях по снятию тарифных и нетарифных барьеров в торговле экологическими товарами и услугами, по торговле услугами, по сельскому хозяйству.
Однако, как считают специалисты, в целом регулирование этой важной отрасли - как в ВТО, так и в системе международных организаций - сильно фрагментировано, недостаточно комплексно и не отвечает требованиям времени и необходимости решения экономических и экологических проблем человечества. Для восполнения пробелов все чаще обсуждается идея подготовки в ВТО нового соглашения - соглашения об устойчивой энергетике (соглашение).
Эксперты Института всемирной торговли (Берн) полагают, что в будущем соглашении должны быть отражены следующие моменты:
При этом нужна новая классификация энергетических услуг. Кроме того, соглашение должно охватывать как ископаемые, так и возобновляемые источники энергии, включая нефть, газ, уголь, биомассу, электричество, атомную энергию, солнечную и ветровую энергию, энергию приливов и отливов, а также биотопливо. Все эти виды энергии должны регулироваться одними и теми же нормами. Необходимо также определить правила конкуренции и государственных закупок.
Проблемы устранения неэффективных субсидий сейчас широко обсуждаются в мире, в частности, в связи с процессом по устойчивому развитию «Рио+20» и поиском путей перехода к «зеленой» экономике. Должно быть проведено различие между субсидиями на возобновляемые и невозобновляемые источники энергии, особенно учитывая их различный вклад в процесс изменения климата. В настоящее время в мире на субсидии на ископаемое топливо тратятся огромные деньги, в то время как поддержка возобновляемых источников энергии гораздо более скромная. Более того, меры по субсидированию производства возобновляемой энергии могут быть оспорены на основе правил ВТО. Эта диспропорция в уровнях поддержки различных видов энергии, оказывающих различное воздействие на состояние окружающей среды, должна быть устранена в новом соглашении по устойчивой энергетике. Кроме того, в рамках соглашения должны быть разработаны правила для торговли выбросами парниковых газов.
Это связано, в частности, с таким сложным вопросом, как деятельность Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Все большее число членов ОПЕК становится членами ВТО.
В преамбуле Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации отмечается, что расширение производства и торговли товарами и услугами следует поощрять таким образом, чтобы оптимально использовать мировые ресурсы. В то же время признание суверенитета страны над своими природными ресурсами является одним из основополагающих принципов международного права. Учитывая это, существуют различные точки зрения на то, противоречит ли деятельность ОПЕК и контроль производства правилам ВТО. США считают, что деятельность ОПЕК противоречит духу и целям ГАТТ, тогда как развивающиеся страны-члены ОПЕК полагают, что существование подобных организаций правомерно на основании Хартии экономических прав и обязанностей государств (не является юридически обязательным документом). По мнению большинства западных стран, организации производителей не могут быть незаконными, однако отдельные их действия - могут. В любом случае, главной проблемой является соответствие контроля за производством энергоносителей нормам ВТО.
Здесь речь идет, прежде всего, о выполнении Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК), принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. и Киотского протокола к ней. Цель конвенции состоит в стабилизации выбросов парниковых газов, способствующих глобальному изменению климата. Конвенцию подписали 190 стран, подавляющее большинство из которых является членами ВТО. Хотя ни РКИК, ни Киотский протокол не содержат положений, касающихся торговли, для выполнения обязательств по ним страны принимают меры, оказывающие то или иное влияние на торговлю. Более того, совершенствование правил ВТО могло бы способствовать эффективному выполнению РКИК.
В частности, необходимо «озеленение» государственных закупок для стимулирования производства энергетических товаров и услуг, отвечающих принципам устойчивого развития. Однако для этого дополнительно нужно усовершенствовать Соглашение ВТО по правительственным закупкам.
Эксперты Международного центра по торговле и устойчивому развитию (МЦТУР) считают, что соглашение, связанное с регулированием торговли энергией, может быть подготовлено в одном из следующих трех форматов:
1) По типу необязательного для всех членов ВТО Соглашения по информационным технологиям (СИТ),
2) По типу необязательного для всех членов ВТО Соглашения по правительственным закупкам (СПЗ);
3) Соглашение будет разработано за пределами ВТО, а затем включено в систему ВТО.
СИТ является исключительно механизмом снижения тарифов. Хотя это Соглашение предусматривает рассмотрение нетарифных барьеров, в отношении них не принято никаких юридических обязательств. Чтобы стать участником Соглашения, необходимо 1) принять обязательство по всему списку товаров; 2) все тарифы должны быть сведены к нулю; 3) все другие пошлины и сборы должны быть связаны на нулевой отметке. Соглашения по типу СПЗ могут быть включены в Приложение 4 Соглашения об учреждении ВТО. Это можно сделать только через решения Министерской конференции или Генерального совета, - а, следовательно, теоретически могут быть заблокированы любым членом ВТО.
Потребуется также определение взаимосвязи между новым соглашением и существующими соглашениями ВТО, в том числе Договоренностью о правилах и процедурах разрешения споров.
Однако ясно, что подготовка соглашения по устойчивой энергетике - дело не самого близкого будущего. Мандата на проведение переговоров по этому соглашению нет, и усилия стран-членов ВТО сосредоточены сейчас на поиске выхода из кризиса нынешнего раунда Доха, переговоры по которому сталкиваются с огромными сложностями и неизвестно, когда они закончатся (а скептики сомневаются, закончатся ли вообще). Между тем, международное сообщество смотрит в будущее, за пределы раунда Доха. Источник в ЮНКТАД рассказал «Мостам», что неформальные консультации с торговыми представителями в Женеве о возможных приоритетных темах нового раунда переговоров ВТО выявили единодушное мнение: следующий раунд будет Раундом энергетики.
Источники: информация «Эко-Согласия»; cайт ВТО www.wto.ru, P. Lamy, speech at the 20th World Energy Congress on 15 November 2007 in Rome; Анна Чаплыгина. ВТО и энергетическая торговля; Thomas Cottier, Garba Malumfashi, Sofya Matteotti-Berkutova, Olga Nartova, Energy in WTO law and policy; Ольга Нартова и Софья Маттеотти-Беркутова, Присоединение России к ВТО и энергетика, “Мосты”, Выпуск 3, August 2012; Matthew Kennedy. Legal Options for a SustainableEnergy Trade Agreement. ICTSD Global Platform on Climate Change, Trade and Sustainable Energy, Beijing, July 201